Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Символика крестово-купольного храма. 10 класс

Тема: Символика крестово-купольного храма. 10 класс

Урок разработан в соответствии с программой «Проектирование современного урока» см. http://spbappo. ru/

Тип урока: Урок совершенствования, обобщения знаний, навыков, умений (целевое применение усвоенного материала). Урок-исследование.

n/n

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП Этапы урока, на которых технология применяется
1. Применение ИКТ для показа презентации в PowerPoint На протяжении всего урока
2. Технология развития критического мышления, коммуникативных умений и навыков (мозговой шторм) На этапе целеполагания и на заключительном этапе (рефлексии)
3. Элементы здоровьесберегающей технологии На протяжении всего урока

Цели:

– Личностные – самовыражение через материал предмета

– Предметные – знание основ, понятий, явлений

– Когнитивные – изучение способов решения возникших проблем

Материально-техническое обеспечение урока: компьютеры, интерактивная доска, планшеты, интернет-ресурсы, презентация в PowerPoint, программа Paint.

ХОД УРОКА.

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска для работы с презентацией, созданной учителем в PowerPoint, и программой Paint, планшеты для использования учащимися экспертной группы интернет-ресурсов (art conservation, mirasky. h1. ru, ru. wikipedia. org/wiki).

Ход урока.

1. Организационный момент.

1. 1. Этап формулировки целей. Принципы на этапе целеполагания:

– Активность учащихся через мотивацию к изучению темы. Тезис: Мы живем в Армении, где основное население исповедует христианство,( григорианство как ветвь христианства). Учимся в российской школе, по российской программе.

– Самостоятельное целеполагание. Цели:

– Личностные (самовыражение через материал предмета)

– Предметные (знание основ, понятий, явлений)

– Когнитивные (изучение способов решения возникших проблем)

– Фиксация целей урока через виды деятельности учащихся.

2. Основной этап урока.

2. 1. Мотивационная коммуникация.

Класс разбивается на 4 группы: 1-ая группа отвечает за космическую символику крестово-купольного храма, 2-ая группа – за топографическую символику, 3-ая группа – за временную символику, 4-ая группа (самые сильные ученики) экспертная.

Предлагается всем группам Мозговой штурм (технология развития критического мышления): в течение 5-10 минут записать (тезисы) все, что знают по теме, фиксация всех идей в графе известной информации. У каждой группы есть лист с вопросами:

Таблица №1

Известная информация «Белые пятна» «Корзина»

Экспертам предлагается самостоятельно провести структурный анализ крестово– купольного храма, на примере схемы (приложение, рисунок №1). Символы и их значение записаны на информационном листке.

Геометрические символы.

Точка-символ космогонического процесса (творение мира), его Начало, Центр и Первопричину, Место, откуда все происходит и куда всё возвращается. Сакральная точка в храме – алтарь.

Круг– символ единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.

Квадрат – символ земли, порядка, мужского начала, правоты, мудрости, справедливости.

Треугольник – состоит из горизонтали основания, противоположной ему вершины и соединяющих их сторон. Вертикаль высоты символизирует творческое и духовное начало, а горизонталь – пассивность и косность материи. Образ Мировой горы – своеобразная лестница в небо. Треугольник в квадрате – божественное в человеческом, духовное в материальном, небесное в земном.

Крест – сложный и многозначительный символ. Его конфигурация указывает на двойственность, двойную функцию, например, жизнь, процветание и мучение, смерть, а также воскресение через смерть на кресте.

2. 2. Актуализация знаний, умений и навыков, имеющихся у учащихся.

В каждой из трёх групп есть теоретики и поисковики, учащимся предлагается самостоятельно распределить обязанности (мотивационный, коммукативный и технологический ресурсы модернизации современного образования). Теоретики сообщают нужную информацию при необходимости, пользуясь учебным материалом, конспектами.

Поисковикам предлагается найти следующие изображения:

1-ая группа – Византийский крестово-купольный храм (ru. wikipedia. org/wiki)

2-ая группа – Крестово-купольный храм Армении (ru. wikipedia. org/wiki)

3-я группа – Церковь Покрова на Нерли,1165г. (art conservation)

2. 3. Обсуждение материала.

Каждая группа кратко делает сообщения. Представитель 1-ой группы рассказывает суть космической символики, объясняя её на примере византийского храма. Примеры: Церковь Святой Ирины в Константинополе 532г. , храм Святой Софии в Константинополе. Представители экспертов дополняют ответ, проводят структурный анализ на основе знаковых систем (символы – крест, квадрат, круг, точка. ).

Представители 2-ой группы сообщают о топографической символике на примере крестово-купольных храмов Армении. Примеры: Кафедральный собор в Эчмиадзине, Церковь Св. Рипсиме и др. Эксперты дополняют ответ, задают дополнительные вопросы.

Представители 3-ой группы сообщают о временной символике на примере крестово-купольных храмов Древней Руси. Примером служит Церковь Покрова на Нерли,1165г. Ответ можно проиллюстрировать изображением икон или фресками. Эксперты задают вопросы по теме, проводят структурный анализ.

В процессе ответов изображение храмов выводится на интерактивную доску для всеобщего просмотра, всеми учащимися заполняются таблицы №1.

2. 4. Создание проблемной ситуации.

Храмы Армении и храмы Древней Руси, что общего, чем отличаются? Почему цвет храмов символичен для каждой страны? Символика цвета имеет значение? На экран выводится информация о символике цвета.

Символика цвета.

Синий – символ Мировой (божественной) Вертикали, символ неземного, божественного, потустороннего мира, прекращения жизнедеятельности.

Зеленый – цвет божественной тайны, символ женского начала, вечно возобновляющейся жизни.

Лиловый, сиреневый, фиолетовый – символ крайней степени неземного и трансцендентального, промежуточное положение между красным и синим, придаёт ему царственность, с одной стороны, с другой – зловещий оттенок.

Красный – символизирует божественный огонь, жизнь, рождение, воскрешение, любовь, владычество, действенное, мужское начало и силу.

Чёрный – символизирует подземный мир, смерть, хаос, с понятиями «сокровенное» и «тайное».

Белый – цвет Начала, символ абсолютной тишины, абсолютного Ничто-предвестника рождения нового.

Жёлтый, золотой – символ Центра, верховной власти и императора, в христианстве золото – это эманация божественной сути.

Храмы Армении – неразрывность традиций, вечность камня, незыблемость гор. Их каменная молитва вонзается, подобно горным вершинам в небо божественности. Богатый внешний декор и суровый, сдержанный внутренний. Географическое положение Армении на перекрестке торговых путей, постоянная готовность к нападению врагов – церковь как место укрытия от набегов, а не только для спасения души.

Храмы Др. Руси, России – белые нарядные. Белый цвет светоносен («весь белый свет», миф о сотворении мира из белого света), пространство вокруг, его ширь и высь. Лаконичность форм, кубичность основания. Много русских храмов возведено в честь побед русского народа.

Сравнивая типы крестово-купольных храмов Византии, Древней Руси, Армении, мы провели сравнительно-исторический анализ, как метод искусствоведческого анализа и историко-генетическое сравнение в связи с общим происхождением.

2. 5. Стадия осмысления

Вопрос на «5». Что может означать полумесяц на кресте православных храмов?

Рассматриваются все версии, даже самые необычные. Эксперты догадались быстрее, нашли информацию в интернете, выяснилось, что это ЦАТА. Цата – символ царской власти, государственный знак Византии.

3. Заключительный этап. Рефлексия.

3. 1. Стадия вызова

На интерактивной доске с использованием программы Pаint создаём схему-«грозди», как графический приём оформления материала для его дальнейшего закрепления (прием «Кластеры»).

Это итоговый вариант. Он выполняется совместно с учениками. Учащийся, хорошо владеющий приемами работы в программе Paint, создает схему из круга и трех овалов, определяющих название и основные составляющие темы урока. Учащиеся перечисляют все необходимые термины, которые по ходу записывает ученик. Эта информация распечатывается и раздается всем как памятка. Дополнение схемы предлагается как домашнее задание с обсуждением на следующем уроке.

3. 2. Оценивание.

Учащиеся просматривают таблицу №1, отмечают самую интересную, по их мнению, информацию, полученную во время урока. Учащиеся выполняют самооценку, каждая группа оценивает тех, кто лучше, активнее работал и сообщают учителю. Учитель комментирует оценки, при необходимости, выставляя их в журнал.

Е. Н. Коваленко, ФГОУ-СОШ 21 МОРФ, г. Ереван, Армения

Метки: Искусствоведение