Тема: Эпоха Просвещения в творчестве Моцарта, 11 класс
Тема: Эпоха Просвещения в творчестве Моцарта, 11 класс
Авторская разработка урока МХК в 11 классе
Тип урока: урок усвоения новых знаний (проблемный урок).
№ n/n |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП | Этапы урока, на которых технология применяется |
1. | Применение ИКТ для показа презентации в PowerPoint | На этапе знакомства с новым материалом. |
2. | Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). | На всех этапах урока. |
3. |
Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе. |
На этапе подбора и подготовки материала к уроку. На этапе знакомства с новым материалом. |
4. | Технология проблемного обучения | На этапе постановки проблемного вопроса. |
Цели:
образовательные: познакомить с жизнью и творчеством композитора, определить особенности эпохи Просвещения через творчество Моцарта;
развивающие: развивать способность синтезировать знания из различных школьных предметов (МХК, литература, история, музыка), развивать умение сравнивать, анализировать, делать вывод;
воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, доказательно отстаивать свою позицию, проявлять творческую инициативу.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютеры, интерактивная доска для показа презентации в PowerPoint, видео запись рок оперы (http://joyreactor. cc/post/526825).
ХОД УРОКА.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска для показа презентации «Реквием», созданной учителем в PowerPoint, портрет Моцарта (для оформления класса), афиша, выполненная учеником по предварительному заданию в программе Paint, Corel DRAW и Photoshop, графические работы по теме «Реквием», выполненные учениками (техника: гуашь, карандаш).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
– Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы проведем исследование. Нам предстоит выяснить, как черты эпохи Просвещения отразились в творчестве Вольфганга Моцарта.
III. Актуализация знаний.
Активная беседа по теме «Эпоха Просвещения».
Учитель: -Что представляет собой 18 век с точки зрения общественно-политической?
– Какие стили господствовали в эту эпоху? Чем они характеризуются?
– Отражает ли музыка духовные искания и противоречивые художественные процессы своего времени? Как это происходит?
IV. Знакомство с новым материалом.
1. Знакомство с жизнью и творчеством Моцарта (сообщение заранее подготовленного ученика).
2. Просмотр презентации «Реквием».
3. Беседа о творчестве Моцарта.
Учитель: – Что означает слово «реквием»? (обращение к интернет-ресурсам)
– Какие чувства вызвало у вас прослушивание музыкальных фрагментов из презентации?
На экране: «День гнева» Dies irae– разрушительная сила страшного суда.
«Слезная» Lacrimoza – мольба о милосердии, которая является кульминацией всего «Реквиема»!
– Милосердие, человеколюбие – это главная тема какой эпохи? (Возрождение).
– Эпоха Просвещения обращается к Человеку, как к вершине творения, но обязательно к человеку государственному.
– Спустя 150 лет, в начале 20 века, А. Ахматова напишет свой «Реквием».
Звучит отрывок из части «Распятие»:
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О не рыдай Мене »
– За 300 лет до появления музыки Моцарта и спустя 150 лет возникает вопрос: «О чем говорит искусство?».
4. Знакомство с рок оперой «Моцарт» (сообщение заранее подготовленного ученика).
Учитель: -Что это за направление– рок? Когда оно появилось?
– Об этой опере расскажет ученица 11-А класса Ревазян Ануш (Звучит рассказ об этой постановке).
V. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: – Сейчас мы просмотрим видео фрагмент рок оперы «Моцарт». В процессе просмотра ответьте на вопрос:
– Можно ли Моцарта считать первым рок музыкантом?
Просмотр видеофрагмента (http://joyreactor. cc/post/526825).
VI. Поиск решения.
Учитель: – Итак, можно ли назвать Моцарта рок музыкантом?
– В чем состоит новаторство Моцарта?
– О чем говорят нам его слова «Сожжем наши золотые клетки, Решимся выполнить невыполнимое!», «Я свободен! Я свободен!»?
– В чем главная идея эпохи Просвещения? (Человек в обществе свободен).
– Какова суть рок движения в XX веке? (Протест, протест против окружающей действительности).
– Что общего и различного между эпохой Просвещения и рок движением? (Общее – протест, стремление быть свободным, обращение к человеку; различное – Просвещение воспитывает человека не только через книги, но и через законы, определяющие жизнь человека в обществе по нормам разума, а рок – отвергает законы общества).
Учитель: – Новаторство Моцарта состоит в том, что он брал сюжеты из жизни, демонстрировал приверженность к просветительским идеям. Примером служит опера «Безумный день или Женитьба Фигаро».
– Моцарт раздражал всех и всем: внешностью, одеждой, толпой поклонников и таким же количеством ненавистников, примером тому служат взаимоотношения Моцарта и Сальери. Хитросплетения человеческих отношений!
– Зависть, черная зависть в творчестве! Именно она привела к провалу оперы «Фигаро»!
– Провал оперы, трагические переживания, смерть отца подкосили здоровье самого композитора. Приход человека в черном, заказ «Реквиема» – кульминация жизни!
VII. Подведение итогов.
Учитель:– Так о чем говорит искусство?
– Искусство современно?
– Искусство вечно?
Тезисы:
«Моя музыка меня превосходит!» Моцарт.
«Лишь безумцы заставляют нас идти дальше!» рок опера «Моцарт».
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Написать сочинение-рассуждение или эссе по темам (по выбору):
1. Гений и творчество.
2. Моцарт– первый рок-музыкант?
3. Искусство вечно?!
IX. Рефлексия. Что было нового сегодня на уроке? Кто доволен своей работой?
Фрагменты слайд – презентации
Е. Н. Коваленко, ФГОУ-СОШ 21 МОРФ, г. Ереван, Армения
Метки: Искусствоведение