Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

«Нация, которая научит своих детей

в той же мере рисовать, как читать,

считать и писать, превзойдёт все другие

в области наук, искусства и ремёсел».

Д. Дидро

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладные искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Программа включает в себя общую характеристику предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения.

Художественное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в художественном мире и в жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к художественному самообразованию.

Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к изобразительному искусству, художественного мышления, раскрытие целостной художественной картины мира, формирование у ребёнка качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности.

Главный смысловой стержень программы состоит в связи искусства с жизнью человека, роли искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значении искусства в развитии каждого ребёнка.

Изучение изобразительного искусства как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

– ознакомление с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения к нему;

– изучение художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш, пластилин) и их выразительных возможностей (линия, пятно, цвет, форма, перспектива);

– изучение основ начальной изобразительной грамотности (плоское, объёмное изображение предметов, правила построения частей тела человека, линейная, воздушная перспектива);

– изучение жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) и основ их образного языка.

– обучение восприятию произведений изобразительного искусства;

– воспитание змоционально-ценностного отношения к художественному познанию мира;

– овладение практическими навыками и умениями в различных видах художественного творчества.

Основные принципы программы:

 целостная система введения в художественную культуру;

 широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме;

 последовательное и неспешное изучение методически выстроенного материала;

 единство восприятия и созидания;

 проживание художественного образа, способность к эмоциональному уподоблению как форма обучения и форма освоения художественного опыта;

 отказ от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу – развитие художественно-образного мышления.

Актуальность:

Программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Изобразительное искусство играет важную роль в духовном обогащении школьников, способствует закладке этических и эстетических чувств; это среда для развития эмоционально – нравственного опыта ребёнка.

В. Л. Сухомлинский говорил, что детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. Часто взрослые не относятся серьезно к художественному образованию наших детей. Видимо потому, что не видят своих детей в профессиональной области изобразительного искусства, не понимают уровень важности творческих способностей своих детей.

Что будет, если не давать детям рисовать? Дети, с большой долей вероятности, вырастут зависимыми от чужого мнения. Они не смогут получить бесценный опыт создания своего собственного мира. Опыта наблюдения за тем, как этот мир развивается, крепнет, становится реальностью. Искусство, как бы специально придумано для того, чтобы мы могли увидеть окружающий мир своими собственными глазами, выстроить собственную систему ценностей и образов. Человек, который любит и умеет этим заниматься, не сможет потом заниматься чуждым и бессмысленным делом, он будет иметь свою позицию, личностный интерес и собственное отношение. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного, на всю жизнь, общения с ним.

Программа придает формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение. Творчество в искусстве многопланово. Столь же многопланово должны развиваться творческие возможности человека. Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способности накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способности создавать новое, не боясь сделать шаг в неведомое. Преодолеть робость, неуверенность в себе помогает система практических заданий и проектов, заложенных в программе.

Таким образом, проблема художественного развития личности не только актуальна, но имеет перспективы своего решения.

Целью педагогической работы является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. При решении данной проблемы можно выделить следующую гипотезу: правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Для разработки мной выбран раздел учебной программы по изобразительному искусству 6 класса «Виды изобразительного искусства и основы образного языка». Здесь формируется грамотность художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Дети, конечно, имеют навыки работы карандашами и красками, они умеют создавать художественный образ. В 6 классе эти навыки им помогают освоить правила рисования. А тема первого раздела помогает им понять, как надо правильно использовать все те средства художественной выразительности, с помощью которых они учились рисовать: линия, пятно, светотень и другие. А это интересно, уроки получаются яркие, детям нравится видеть свои красивые и правильные рисунки.

Цель и задачи раздела.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, изучение видов изобразительного искусства, и определение места изобразительного искусства в семье пластических искусств.

Задачи:

o познавательные:

ознакомление с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения к нему;

изучениехудожественных материалов – гуашь, акварель, карандаш, пластилин и их выразительных возможностей – линия, пятно, цвет, форма, перспектива;

изучение жанров изобразительного искусства и основ их образного языка;

ознакомление с основами цветоведения.

o развивающие:

систематическое развитие образно-творческих способностей, гибкости и гармоничности мышления человека;

развитие умения воспринимать и принимать произведения изобразительного искусства;

развитие практических навыков и умений в различных видах художественного творчества;

o Воспитательные:

создание атмосферы увлеченности на уроках;

воспитание змоционально-ценностного отношения к художественному познанию мира;

воспитание положительного отношения к искусству.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Для детей младшего подросткового возраста характерна всевозрастающая потребность к общению со сверстниками и повышенная общая познавательная активность. В этом возрасте становится возможным художественное восприятие, как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность.

Возникает вопрос: почему именно в этом возрасте?

В подростковом возрасте происходит "скачок" в психофизиологическом развитии индивида. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей действительности, возвращается к собственной личности. Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире. В психике подростка появляются совершенно новые качества – склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает самосознание и т. д. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Выбор приёмов и методов работы зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Возрастные возможности нужно знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач. Не каждый вид деятельности посилен детям из-за своей сложности, длительности. Кроме того, возрастные возможности ребенка не всегда сочетаются с его потребностями. Например, учащийся хочет повторить какую-либо работу, выполненную взрослым человеком, но она у него не получается. Конечно же, его охватывает разочарование. А все дело в том, что его желание не соответствовало реальным возрастным возможностям. Для того, чтобы выбрать приёмы и методы работы с классом я провела диагностику «Анализ детских работ».

При анализе образов детских рисунков надо учитывать и соотносить между собой все стороны деятельности воображения ребенка. Одна из них начинается до процесса рисования и сопровождает его – это источник, благодаря которому в рисование включилась фантазия ребенка. Все источники образов воображения всегда связаны с действительностью как внешней по отношению к человеку, так и внутренней – его мыслями, чувствами, интересами. У большинства школьников жизненный опыт вполне достаточен для выполнения разнообразных рисунков, но способность актуализировать его как источник замысла рисунка развита неодинаково.

Анализируя детские рисунки, можно выделить три уровня развитости способности реализовать замысел своего рисунка: низкий, средний и высокий.

– Низкий уровень у детей, которые самостоятельно не могут найти источник замысла для рисунка. Они способны действовать только по образцу – точному указанию учителя (или родителей), что и как надо рисовать. Свой личный опыт (и житейский, и культурный) такие дети с рисованием не связывают, считая, что изображать надо только то, что умеешь, что уже рисовал раньше или что показывали взрослые.

– Средний уровень характерен для детей, жизненный или культурный опыт которых актуализируется только при условии, если учитель или другой взрослый назвал или рассказал им несколько разных источников замысла рисунка. Например, из жизни семьи – семейные праздники, просмотр телевизионных передач и видеофильмов, завтрак, обед, ужин, игры, подготовка уроков и т. п. Из них ребенок выбирает то, что соответствует опыту его наблюдений и впечатлений, и в этом случае делает интересные рисунки, где можно увидеть много такого, чего ранее он не рисовал. Если же такой подсказки не было, он повторяет на рисунках то, что не раз уже изображал.

– Высокий уровень относится к детям, которым достаточно только подсказать направление поиска чего-то им лично знакомого, и они быстро находят замысел для своего рисунка. Например, по тому же заданию достаточно сказать, что самое интересное можно увидеть в жизни семьи, ничего не перечисляя, и они быстро находят замысел рисунка.

В 6 классе 8 учеников. Диагностическое исследование показало, что трое учащихся имеют низкий уровень способности реализовать замысел своего рисунка, остальные имеют средний уровень. Таким образом, класс слабый. Исходя из этого, особое значение имеет метод повторности упражнений, благодаря которому достигается уверенность, приобретение некоторой автоматичности в работе. Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Каждый ребенок в меру своих сил и возможностей овладеет определённым уровнем знаний, умений, обязательным для всех.

Для активизации развития творческих способностей детей, стимулирования воображения, фантазии, а значит, и детского творчества использую и такие методы, как метод «забегания вперед» и «возвращение к пройденному». Он применяется при запоминании новых имен художников, новых терминов. Метод сравнения, например, «Что на что похоже», метод наблюдения и сопоставления выразительных возможностей разных материалов, видов деятельности; метод педагогического ограничения задачи при многообразии вариантов ее решения, где ребятам предоставляется творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная, в соответствии с темой урока. На уроках используют моделирующие ситуации реальной жизни искусства в обществе. Накапливать запас художественных терминов, зрительных образов помогают игры-викторины, кроссворды. Ведущим методическим приемом может быть воображаемые путешествия с помощью зрительного материала. Помимо перечисленных методов для создания эмоциональной атмосферы на уроке огромное значение имеет использование поэтического слова, музыкальных записей, зрительного ряда. Все это помогает сделать труд детей занимательней, интересней, продуктивней, способствует созданию эмоциональной атмосферы, снимает перегрузки.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» изучается в первой четверти 6 класса. В результате освоения тем этого раздела учащиеся

должны знать:

– о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и жизни человека;

иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

– о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

– основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

– о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

– о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

должны уметь:

– пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, гелиевая ручка), обладать первичными навыками лепки;

– видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

– создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению.

– воспринимать произведения искусства, аргументировано анализировать своё восприятие

– владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета.

Контроль результатов освоения программы

В зависимости от этапа урока используются различные формы контроля.

На этапе актуализации применяется фронтальный опрос, работа в парах, тест, самостоятельная работа.

На этапе изучения данной темы учащиеся должны совершенствовать такие учебные навыки как: изучение и осмысление иллюстраций, различных видов изобразительной деятельности их сходств и различий. Учащиеся привлекаются к комментированию слайдов презентаций. Подобные приёмы значительно оживляют урок и позволяют проверить уровень, глубину и осознанность знаний учащихся.

На этапе закрепления новых знаний применяются такие формы контроля: организация экспресс – выставок, создание рисунка, образа, отгадывание кроссвордов. При проверке используется самоконтроль и взаимоконтроль.

Использование данных приёмов проверки качества усвоенных знаний позволяет эффективно развивать мыслительные способности, художественный вкус, образное мышление, познавательный интерес. У учащихся появляется желание заниматься рисованием во внеурочное время, они хотят принимать участие в различных конкурсах. Например, дети участвовали во всероссийских конкурсах «Мороз рисует на стекле», «Транспорт будущего», «Святые заступники Руси. Кирилл и Мефодий», во всемирном конкурсе «Дети рисуют свой русский мир. Мир русского слова», в областном конкурсе «Вода. Сбереги», в районных конкурсах «Пасха Красная», «Наш край глазами детей», «Защита человека в чрезвычайных ситуациях» и других.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Из всех методов, используемых на уроках изобразительного искусства, наиболее важным является наглядный метод (показ иллюстраций, репродукций, методических схем и таблиц, педагогический рисунок, наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры), потому, что он позволяет доступно объяснить учебный материал. Использование зрительного ряда помогает создать у учащихся образ будущего изображения, им проще будет правильно выполнить задание. К. Д. Ушинский сказал: «Детская природа ясно требует наглядности. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно ». Так же использую на уроках словесные методы, практические творческие упражнения, игровые и коллективные методы. В работе с детьми важно все эти методы сочетать друг с другом. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим методам: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный – учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами); репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции); проблемное изложение ("метод творческих заданий"– постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения); частично-поисковый ("метод совместного творчества", т. к. поиск средств выражения); исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества")

На уроках изобразительного искусства я использую ИКТ. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Такое обучение становится более занимательным для детей.

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированное обучение. Особое значение оно приобретает в системе обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству. Так как каждый урок программы Б. М. Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Система знаний и система деятельности

Система знаний. В истории человечества не было никогда, да и не могло быть общества без искусства. Искусство всегда было предельно ориентировано на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нём кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность. Система художественных знаний соединяет в себе изучение всех видов пространственных искусств: изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна. Ученик движется от урока к уроку по ступенькам постижения искусства как необходимой и естественной составляющей его повседневной жизни. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно работать самому. На философские вопросы «Что такое человек и человечество?» разные науки – математика, биология, физика, литература – дают свой ответ. В изобразительном искусстве на эти вопросы художники отвечают в форме станковых картин, графических серий, скульптурных памятников, монументальных росписей, они исследуют мир человеческих отношений, мир человеческой души, для этого разработан богатый вариативный язык. Изображение не идентично предмету изображения, оно его обозначает системой знаков, средств – линия, композиция, пятно тональное и цветовое, цвет, воздушная и цветовая перспектива.

№ урока Тема урока Система знаний
1 2 3
1,2. Изобразительное искусство в семье пластических искусств Виды искусства: изобразительные (Живопись, графика, скульптура) и пространственные. Художественные материалы и их выразительность.
3. Линия и её выразительные возможности Выразительные свойства линии, её виды, характер, ритм линий, роль ритма в создании образа.
1 2 3
4. Рисунок – основа изобразительного творчества Виды рисунка (зарисовка, набросок, учебный рисунок). Графические материалы и их выразительные возможности. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
5. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Техника рисования «гризайль», ритм пятен, тоновые отношения, понятие силуэта.
6. Цвет. Основы цветоведения Основные и составные цвета, дополнительные цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Изучение свойств цвета
7. Цвет в произведениях живописи. Локальный цвет, колорит, тон, гармония цвета, цветовые отношения, мазок, живое смешение красок. Выражение в живописи эмоциональных состояний.
8.

Основы языка изображения.

Виды изобразительного искусства, художественные материалы, художественное творчество, восприятие, зрительские умения

Система деятельности.

Познавательная деятельность. Приобщаясь к искусству, внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности. Он проходит путь от анализа к синтезу. Урок по искусству для каждого ребёнка может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, то есть учит искать мотив, строить композицию, работать с натурой, освоить колорит.

Преобразующая деятельность. Чтобы ребёнок научился рисовать, он должен научиться видеть и понимать искусство, для этого педагог учит применять алгоритм преобразования окружающей реальности: «смотрим и слушаем, воспринимаем и анализируем и воспроизводим».

Общеучебная деятельность. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками – индивидуальная, групповая, проектная, подготовка докладов, организация выставок, взаимооценка и другие стимулирует интерес к предмету.

Самоорганизующая деятельность. Используя принципы личностно – ориентированного обучения в изобразительном искусстве учащиеся смогут самостоятельно поставить цели урока, определить виды деятельности, провести самоанализ и рефлексию.

Календарно – тематическое планирование раздела учебной программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».

Изучая изобразительное искусство, нельзя отступать от тематической цельности и последовательности программы. Ребёнок поднимается год за годом урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Учитель, понимая ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, может пользоваться свободой педагогического творчества. Он, учитывая особенности классного коллектива и свои пристрастия, может вносить некоторые изменения в программу, с тем, чтобы всякое изучаемое явление и в искусстве и в жизни рассматривалось наиболее ярко, полно и наглядно. В разрабатываемый мной раздел учебной программы я внесла изменения. Первый урок «Изобразительное искусство в семье пластических искусств» включает всебя изучение видов искусства (пространственные, изобразительные) и художественных материалов. В программе тема «Объёмные изображения в скульптуре» изучается в конце четверти; я считаю возможным включить её в тему первого урока и отвести на это два учебных часа.

Целью третьего урока должно быть формирование у учащихся представления о разнообразии средств рисунка и главном средстве рисунка – линии. Поэтому я поменяла местами третью и четвёртую темы: вначале познакомимся с темой«Линия и её выразительные возможности», а потом изучаем тему «Рисунок – основа изобразительного творчества».

Прохождение следующих четырёх тем соответствует программе.

Поурочно-тематическое планирование

№ урока, дата Тема урока Тип урока Основные понятия Зрительный ряд Планируемый результат Домашнее задание
1 2 3 4 5 6 7
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов).

1,2.

8. 09.

15. 09.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний Виды искусства: изобразительные (Живопись, графика, скульптура) и пространственные. Произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность. Иллюстрации анималистических скульптур

Свободная тема, лепка выбран

ного животного

Сбор информации по данной теме.

3.

22. 09.

Линия и её выразительные возможности Сообщение и усвоение новых знаний Линия, её виды, характер, выразительность Линейные рисунки (А. Матисс, П. Пикассо, П. . Клее) плакаты, меловые иллюстрации. Учебный рисунок Принести мелкие предметы (листья, травинки (укроп)).
1 2 3 4 5 6 7

4.

29. 09.

Рисунок – основа изобразительного творчества Закрепление знаний Виды рисунка (зарисовка, набросок, учебный рисунок) Рисунки разных видов и жанров

Зарисовка с натуры отдель

ных травянистых растений

Найти работы известных художников о природных явлениях

5.

6. 10.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен Сообщение и усвоение новых знаний Техника рисования «гризайль», ритм пятен, тоновые отношения, понятие силуэта. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана, графика В. Лебедева, А. Дейнеки, ПМитурича и др. Учебный рисунок в технике «гри зайль» Найти иллюстрации к сказкам

6.

13. 10.

Цвет. Основы цветоведения Сообщение и усвоение новых знаний Основные и составные цвета, дополнительные цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета. Изучение свойств цвета Таблицы и наглядные пособия по цветоведению, произведения с ярко выраженной фактурной живописью. Фантазийное изображение сказочного царства Наблюдение за осенними красками (цветы, листья, плоды).

7.

20. 10.

Цвет в произведениях живописи. Закрепление знаний Локальный цвет, колорит, тон, гармония цвета, цветовые отношения, мазок, смешение красок. Живописные произведения с изображением букетов и с ярко выраженным цветовым состоянием Живописное изображение осеннего букета с разным настроением. Сбор информации по данной теме.

8.

27. 10.

Основы языка изображения.

Обобщение и систематизация знаний Виды изобразительного искусства, художественные материалы, художественное творчество, восприятие, зрительские умения Примеры произведений ИЗОв графике живописи и скульптуре. Свободная тема Рисунок по замыслу.

Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство»

Тема урока: «Линия и её выразительные возможности».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о структурной основе любого изображения, о разнообразии средств рисунка, о главном средстве рисунка – линии.

Задачи:

Познавательная: изучить структурную основу любого изображения – рисунок, средства рисунка – линии, штрихи, пятна. Изучить виды линий.

Развивающая: развивать наблюдательность, воображение, фантазию, совершенствовать навыки рисования, умения работать в группе;

Воспитательная: воспитывать интерес к изобразительному искусству, сотрудничество при работе в группах.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: игра «Линия как средство выражения».

Оборудование: плакаты, меловые иллюстрации, зрительный ряд «линейные рисунки».

Время: 45 минут.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие класса, регистрация учащихся в классном журнале.

2. Актуализация знаний. Постановка темы урока.

Учитель. Рисунок структурная основа любого изображения в изобразительном искусстве. Рисунок – это средство познания и изучения действительности. А знаете ли вы, с чего начинается любой рисунок? (с линии).

Верно, главное выразительное средство рисунка – линия.

С помощью одних и тех же средств рисунка линии, штриха, пятна – создается разнообразное восприятие мира.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают линии, по каким признакам они различаются, какое у них назначение, как из линий образуются формы, а из форм образы.

Урок мы проведем в игровой форме. Игра будет командной. Название команд вы угадаете сами.

3. Проведение игры «Линия как средство выражения».

Учитель. Первая загадка для всех.

Я и шустрый, я и ловкий,

Если в руки попаду,

Если хочешь, вмиг бумагу

Я в картинку превращу. (Карандаш)

Учитель. Ваша команда получила название «Карандаши».

Вторая загадка для оставшихся ребят:

Карандашику – гроза,

Режу и кусаю.

Только он без меня

Жить не начинает. (Точилка)

Учитель. Вторая команда получает название «Точилки».

Теперь начинается игра.

Первый конкурс «Назови линию»

За каждый интересный и верный ответ команда получает очко.

Учитель. Ребята, вы знаете, что линии помогают художнику изобразить задуманное? А знаете ли вы, что линии делятся по характеру, по размеру, по светлоте (окраске), по назначению, по направлению? Назовите линии.

На доске вывешивается плакат (приложение 1) и ответы учеников сверяются по плакату. Подводятся итоги конкурса.

Второй конкурс «Волшебный кружок».

Учитель. Посмотрите на эту линию.

Учитель показывает иллюстрацию (приложение 2)

Учитель. Эта линия не только кривая, но и замкнутая. Она ещё и волшебная, может превращаться в разные предметы.

Сейчас каждый игрок придумает свой рисунок. Нарисуйте свой персонаж, используя эти линии.

От каждой команды лучшие рисунки идут на конкурс (по 2 рисунка). Подводятся итоги конкурса.

Третий конкурс «»Воображение».

Учитель. Каждая линия имеет свою эмоциональную выразительность.

Звучит музыка: П. И. Чайковский «Сладкие грёзы», «Времена года. Июнь», «Баба Яга» из детского альбома Чайковского. На доске висит плакат (приложение 3)

Какие чувства вызывают у вас линии? Что можно изобразить ими?

Ученики отвечают (графы 2 и 3 в таблице).

Подводится итог конкурса.

Четвёртый конкурс «Рисуем сообща».

Учитель. Это последний конкурс в нашей игре. Мы с вами будем рисовать общий рисунок.

На отдельную команду даётся лист бумаги, где каждый игрок рисует свою линию, дополняя ею рисунок другого игрока. Последний игрок приносит рисунок на оценку.

Подводятся итоги конкурса. В заключение подсчитываются очки.

Пока ученики рисуют, тех, кто нарисовал, можно занять конкурсом «Приветствие команд».

Пятый конкурс «Приветствие капитанов команд»

Учащиеся сочиняют четверостишия. Например:

«Карандаши» Я малютка карандашик.

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

«Точилки» Я точилка хоть куда,

Очень-очень я остра.

Карандашик затупился,

Подточу, чтоб он трудился.

«Карандаши» Карандаш с альбомом нужно на урок не забывать

И в порядке идеальном всё конечно содержать

Приучив себя к порядку аккуратным стану я,

За хорошие рисунки вы похвалите меня!

«Точилки» Надо правильно, красиво заточить карандаши.

Не спешить, не торопиться, а стараться от души.

Я точила карандаш, мучилась, старалась.

Очень скоро от него чурочка осталась.

Из детской поэзии

4. Итог урока.

Учитель. Наш урок закончен. Сегодня мы узнали, что у линии есть характер, размер, направление, назначение. Научились сравнивать линии, видеть за ними образ.

Благодарю вас за хорошую игру. Как всегда, победили дружба и любознательность.

5. Домашнее задание.

Принести травинки интересной формы или веточки деревьев.

Приложения к уроку

Приложение 1.

Линии делятся:

По характеру По размеру По окраске По назначению По направлению

Прямые

Кривые

Ровные

Неровные

Короткие

Длинные

Тонкие

Толстые

Тёмные

Светлые

Контурные

Основные

Вспомогательные

Горизонтальные

Вертикальные

Наклонные

Приложение 3

Линия Чувство Примеры изображения

Покой, равновесие

Линия горизонта

Неустойчивость, падение

Зима, горка, санки

Стремление вверх

Ствол дерева

Качание

Корабли, волны

Вращение

карусель

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Б. М. Неменский. Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд». – М. : Просвещение, 2010.

2. Б. М. Неменский, И. Б. Полякова. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие 6 класс. – М. : Просвещение, 2009.

3. О. В. Павлова. Изобразительное искусство 6 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград. : Учитель, 2010.

4. Учимся рисовать / Шалаева Г. П. – М. : СЛОВО, Эксмо, 2006. – 223с. :ил.

5. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. – М. : Издательство «Скрипторий 2003»,2008. -16с.

6. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 6 класс. Искусство в жизни человека. – М. : Просвещение, 2008.

7. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А. Степанчук и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 271. : ил.

8. Интернет – ресурсы:

http://nsportal. ru – Сайт работников образования

Л. А. Сочинова, МБОУ Северная СОШ, Варнавинский район, Нижегородская область

Метки: Искусствоведение