Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Я сам мастер декоративно-прикладного искусства», 5 класс

Тема урока: «Я сам мастер декоративно-прикладного искусства», 5 класс

Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить с историей, символикой и образцами росписи пасхального яйца.

Задачи:

формирование:

интереса к изобразительному искусству;

развитие:

речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, глазомера и внимания,

расширение кругозора учащихся о работах народных умельцев;

воспитание:

любви к народному искусству, эстетических чувств, аккуратности и трудолюбия.

Оборудование:

Для учащихся:

лист бумаги

ф-А4, шаблон яйца, карандаш, краски (гуашь), нитки,

кисти №3, 4, 5,

салфетки, банки с водой, ластик;

для учителя:

презентация (приложение №1)

конспект

ПЛАН УРОКА (40 минут)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Теоретические сведения.

Беседа по теме урока.

Практическая часть. Самостоятельное выполнение эскиза росписи пасхального яйца.

Подведение итогов урока.

Слайд №1

Ход урока

Организационный момент урока.

Приветствие:

Проверка готовности учащихся к уроку.

– Прежде, чем начать занятие, проверим, всёли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(Кисточка)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю -

Где была пустота,

Там глядишь – красота.

(Краски)

– Нам сегодня будут нужны баночка с водой, нитки.

– Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материалы на столе.

– Молодцы ребята! К уроку всё готово и можем приступать к работе.

II. Закрепление изученного.

– На предыдущих уроках мы с вами изучали народные промыслы, давайте мы закрепим ваши знания и я предлагаю вам составить лото, вы должны выбрать всё, что относится к тому промыслу, который вам достанется, работать будем в парах.

III. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке я вам предлагаю побыть самим мастерами искусства и тема нашего урока «Я сам мастер декоративно-прикладного искусства»

IV. Сообщение теоретических сведений

– Ребята, какой приближается праздник?

Скоро наступает один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качание на качелях. На Пасху существовал обычай загадывать желание. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.

Люди были не грамотны, писать не умели – вот и рисовали. Не было поздравительных открыток, бумагу приобрести было сложно. Куры были в каждом доме, у всех яиц было много.

– Ребята, скажите, как люди в старину окрашивали яйца?

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни.

Старинная и прекрасная традиция – превращать обычные яйца в пасхальные. Наши бабушки и прабабушки красили их в основном с помощью луковой шелухи. Теперь пасхальные яйца стали не просто атрибутом Пасхи, но и праздничным сувениром, их стараются «принарядить

Слайд №2

Крашенка – яйца, окрашенные в один цвет

Слайд №3

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет.

Слайд №4

Малёванка – это более сложный вид. Используется кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется

Слайд №5

Драпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия

Слайд №6

А еще есть удивительной красоты писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Такая роспись производилась на сыром яйце. Крашенки и крапанки предназначались для лакомства и угощения гостей. А вот писанки изготавливались исключительно для сувениров. Считалось, что только сырое яйцо может сохранить свою магическую силу и передать её людям.

Слайд №7

– Давайте обратим внимание на основные цвета писанок

красный – цвет радости, жизни, любви;

желтый – посвящается солнцу, луне, звездам;

зеленый – символизирует весну;

сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

В христианстве яйцо приобрело новые символические значения. Каждый рисунок, пришедший к нам из глубины веков, имеет свою символику, символы были разные.

Слайд №8

Слайд №9

V. Практическая работа.

– Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца и мы с вами будем мастерами и попробуем изготовить свой пасхальный сувенир. Вот такие необычные пасхальные яйца у нас с вами получились. Посмотрите на таблицы, на них изображены основные символы, которые наносили на пасхальные яйца, давайте вместе подумаем, что они могли обозначать. А сейчас мы с вами попробуем расписать другие шаблоны следующим способом: кладём перед собой чистый шаблон и по хлопку начинаем наносить на нём любые символы, когда раздастся следующий хлопок, передаём шаблон по кругу, по часовой стрелке и продолжаем наносить узор на другом шаблоне и так пока к вам не вернётся ваш шаблон.

VI. Подведение итога урока.

Выставка работ учащихся и обсуждение.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные сувениры у вас получились. Вы можете их подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

Обобщение по теме урока

Для чего делали яйца-писанки?

Какие цвета использовали мастера?

Что нового вы узнали на уроке?

С какой новой технологией рисования вы познакомились сегодня на уроке?

– Пора надежд и вдохновенья,

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть же это настроенье

Вам только радость принесёт!

С. Н. Белешина, ГБОУ школа-интернат №33 Выборгского района, Санкт-Петербург

Метки: Искусствоведение