Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Вепсы: история, культура, этнос

Вепсы: история, культура, этнос

В сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону – утрату национального своеобразия, забвение собственной культуры. Бережно сохранить культуру могут только талантливые, гордые, независимые народы. И в полной мере это можно отнести к малочисленным народам в ленинградской области вепсам. Вепсы, или "весь", принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Впервые о них как о самостоятельном народе vasina упоминает в VI в. н. э. готский хронист Иордан. К концу 1 тысячелетия нашей эры предки вепсов из Восточной Прибалтики продвигаются на юго-восток по рекам Оять, Свирь и Паша. К этому времени племя становится одним из самых могущественных в регионе, заметную роль "весь" играет в военной политике древнерусского государства. В тот период начинает складываться уникальный комплекс материальной и духовной культуры вепсов. В русских летописях "весь" упоминается в связи с событиями 859 и 862 годов, временем призвания варягов на Русь. Позже (882 г. н. э. ) в "Повести временных лет" встречается одно из последних упоминаний этнонима "весь". С XII в. история вепсов прочно связана с Новгородом, а затем с Русским централизованным государством, что сыграло решающую роль в этнокультурном развитии вепсской народности. К концу XV в. вепсы начинают осваивать юго-западное побережье Онежского озера. Вепсские поселения Шокша и Шёлтозеро впервые упоминаются в Писцовой книге новгородского архиепископа Феодосия (1453 г. ). С конца XVIII в. на жизнь прионежских вепсов влияет развитие казенной металлургической промышленности в Карелии. Проживание вепсов на берегу Онежского озера, входящего в Мариинскую водную систему, способствовало развитию культурных связей с центром. В XIX в. у прионежских вепсов распространяются отхожие промыслы. Мужчины уходят на заработки в Эстляндию, Лифляндию, Финляндию, по найму выполняют сельскохозяйственные работы, плотничают, кладут печи. Но особенно славились вепсские каменотесы. Вепсский язык подразделяется на три диалектико-территориальные группы: северных вепсов (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих районы Ленинградской и Вологодской областей. В настоящее время численность этой народности катастрофически упала, вепсов осталось всего восемь тысяч. Расселены они между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Наряду с развитием собственно этнокультурной традиции, в XIX в. происходило дальнейшее углубление вепсско-русских культурных связей. Их сближению способствовала широко распространенная сеть народных школ. Христианизация вепсского народа проходила как в открытой борьбе с языческими представлениями, так и путем приспособления к ним. В результате православие здесь как бы соединилось с элементами языческих обычаев. В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных, птиц и рыб. Как и у других народов, у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуке. Почитался лес – из ольхи изготавливались посохи для колдунов, которые использовались в дни проведения свадеб и других обрядов. Для защиты от "сглазу" и напастей, при лечении болезней вепсы прибегали не только к магическим обрядам, но и к силе слова – заговорам. При обустройстве своего жилья вепсы огромное значение придавали приметам. По поверьям, нельзя было ставить дом на тропе: хозяину к смерти. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты. Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние. Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним – хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Если он запоет – жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет – хозяин недолго будет жить. Вселяясь в новый дом, хозяева приносили с собой березовые дрова из старой избы, чтобы "теплее было и богато жилось". Среди вепсов до сих пор широко распространено поверье: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым умирает. Поэтому сначала новоселье в избе справляла кошка – ее оставляли там на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день. На столе «всему голова» был хлеб, а любимые открытые пироги назывались калитки. На праздниках южных и средних вепсов царило пиво. У вепсов существует также множество примет и верований, связанных с домом. Очень занимательны мифы вепсов о существах, населяющих дом и хозяйственные постройки. У каждой избы был хозяин, назывался он – пертинижанд. Вепсы верили, что в их домах обязательно проживали мифологические существа: пертинижанд – хозяин избы, и пертинемаг – его жена. Пертинижанд, или, по-нашему, домовой считался покровителем семьи. Его появление перед жителями дома обычно служило предупреждением о грядущих бедах. Очень богатой и древней историей славится село Винницы. Так впервые о селе как о погосте у Вьюнице упоминается в приписке к Уставу Святослава Олеговича от 1137 года. Позже в промежутке между 15 и 16 веками название в писцовых книгах меняется на «Веницкий погост», и в начале двадцатого века Винницы становятся волостным центром. С давних пор это самобытное место считали столицей Вепсарии, и именно с тех мест расселился вепсский народ, а его странное название, как считают, произошло от вепсского слова «веняник», что в переводе означает «русский». На краю Ленинградской области есть нетронутый уголок природы, который является государственной собственностью и особо охраняемой территорией. Это Вепсский природный парк – экологически чистый заповедник, который расположен далеко от человеческой цивилизации, от больших магистралей и высоких технологий. В нем удивляют своим первозданным видом многочисленные чистые озера и реки, в которых водится разнообразная рыба, родники с кристально чистой и как – будто хрустальной водой, нетронутые человеком таежные леса с редкими животным и разнообразной растительностью. Только там, где проходит водораздел двух бассейнов морей – Балтийского и Каспийского, существуют неповторимые природные системы и комплексы, которые сохранились в своем первозданном виде. Вепсский лес – это своеобразный музей под открытым небом. Этот природный парк приютил на своей территории вепсов, которые являются малой народностью России со своей самобытной культурой, обычаями и языком. В поселке Винницы пытается сохранить культуру и возможность говорить на родном языке, возрождают свои обычаи и традиции. В Винницах проводят один из самых красивых и оригинальных праздников вепсов «Древо жизни», он стал интересным для многих людей, которые приезжают на этот праздник со всех концов России, даже с ближнего зарубежья. Организаторам праздника остается только радоваться тому, что их идеи нравятся и поддерживаются ценителями древних культур и традиций.

С. Н. Белешина, ГБОУ школа-интернат №33 Выборгского района, Санкт-Петербург

Метки: Искусствоведение