Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Зимушка-зима. Пейзаж родной земли

Тема урока: Зимушка-зима. Пейзаж родной земли

Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.

Форма : фронтальная, индивидуальная.

Цель урока: 1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира

и характерным особенностям зимы.

2. Создание зимнего пейзажа.

Задачи урока: (воспитательные, образовательные, развивающие).

Воспитательные:

– формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Образовательные:

– активизировать интерес к искусству и природе;

– формировать умение самостоятельно находить решение творческих

задач, отвечающих выбранной технике;

– расширить представления учащихся о зиме;

– учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.

Развивающие:

– развивать память, внимание, кругозор учащихся;

– развивать пространственное мышление;

– развивать творческое и художественное мышление, фантазию;

– Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;

– развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища

по классическим критериям.

Методы:

а) на усвоение знаний:

– простота и доступность изложения материала;

– включение диалога «учитель – ученик»;

б) на прочность знаний:

– применение ИКТ;

– применение наглядных пособий;

в) на повышение интереса к предмету:

– использование нетрадиционных форм урока;

– игровые ситуации;

– музыкальное и литературное сопровождение.

Применение современных образовательных технологий:

Использование педагогики сотрудничества и лицензионного образовательного ресурса «Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать живопись»

Оборудование:

Для учителя:

– медиапроектор;

– магнитофон;

– плакаты-иллюстрации;

– цветовые карточки для игры;

– мольберт для фронтального показа учителя.

Для детей:

– альбомный лист А4;

– акварель, кисти;

– палитра;

– вода, тряпочка.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Активизация и постановка познавательной задачи, определение

целей и задач урока.

3. Основной этап урока с показом презентации

( литературный, художественный, музыкальный ряд);

а) игра «Зимние терема»;

б) итог новых знаний и постановка творческой задачи;

в) физкультминутка.

4. Практическая часть урока.

5. Выставка детских работ.

6. Рефлексия.

7. Заключение и домашнее задание.

1. Организационный момент:

Подготовились к уроку,

Мальчики, девчушки??

Глазки зоркие откройте,

Навострите ушки!!!

Надо ясно воспринять,

Что дает учитель,

Если вы оценку «пять»

Получить хотите!!!

2. Активизация и постановка познавательной задачи.

Хорощо, молодцы. Все готовы. А говорить мы сегодня будем о русской природе, а, точнее Слушаем загадку: (Слайд№2)

На дворе белым-бело,

Будто пухом намело,

Встали ребятишки на коньки и лыжи.

И веселый хоровод

Запускает Новый год.

Вот она пришла, кума -–

Раскрасавица ? .

Ответ детей: Зима.

Учитель: Да! Говорить будем о природе, а, точнее – о зиме.

3. Основной этап урока:

Ребята! Улыбнёмся друг другу. «Навострим» ушки.

Сегодня вы – зрители, как бы входите в картину.

И тогда, глаза художников становятся вашими глазами, их

радости, их впечатления – вашими впечатлениями. В течение урока мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великого композитора П. И. Чайковского «Времена года» и стихи поэтов.

Учитель: Где можно увидеть снег, который не будет таять, лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы, осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья, вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?

Ответ детей: На картинах художников!

(Слайд№3)

А С. Михалков написал для вас «Белые стихи», послушайте их:

Снег кружится,

Снег ложится.

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!

Рады серые синички,

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег – упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке тают белые снежинки!

(автор А. С. Михалков «Белые стихи»)

Учитель: А какого цвета снег?

Ответ детей _______________

Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть– еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.

(Слайд№4, 5)

Перед вами картины: А. А. Пластова «Первый снег» и И. Э. Грабаря «Мартовское солнце».

Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?

Ответ детей _______________

Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.

Вторая зимняя картина: И. Э. Грабаря «Мартовский снег».

Учитель: Почему, как вы думаете, художник назвал картину «Мартовский снег», а не «Шла девочка за водой», как в русской народной песне?

Ответ детей.

Правильно! Главный – он, снег. Снег уходящей зимы.

Он ещё по-зимнему пышен, но недолго ему осталось лежать на земле, уже светит весеннее яркое, теплое солнце.

Чем ближе к весне, тем ярче солнце и ярче тени. Вот синие, а вот голубые тени – их отбросили на снег деревья.

Художник написал снег мелкими дробными – мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.

(Слайд№6)

Учитель: Что изображено на этой картине?

Ответ детей.

Художник Б. М. Кустодиев приглашает нас на парадное гуляние, на масляничной неделе. В честь весеннего праздника пекли блины, как солнце, золотистые и круглые.

(Слайд№7)

Учитель: Какое настроение несёт картина?

Ответ детей. . .

Учитель: Какие краски применял художник?

Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!

А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П. И. Чайковского. Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! (Слайд№8,9,10,)

В. К. Бялыцкий-Бируля «Зима» И. И. Левитан «Март»

А. К. Саврасов «Зима» М. М. Гермашев «Лиловый снег»

Физкультминутка

Кружатся снежинки

Вихрем серебристым

Сядем, сжав пружинки,

Распрямимся быстро!

Пухом серебристым

Кружит снег в раздолье!

Кружат фигуристы на ледовом поле!

Игра – закрепление «Зимние терема»

Два человека сидят за каждой партой и у каждой пары цветовые карточки. Необходимо выбрать цвета, характерные зимнему пейзажу и составить сказочный зимний терем. Сколько парт– столько будет замечательных зимних теремов. При постройки терема советуйтесь друг с другом, правильно ли вы подбираете цветовую гамму.

(Дети выполняют работу парами, советуясь между собой и помогая друг другу)

Готово! Соответствует ли каждый терем зимушке – зиме? Не заблудился ли кто в цветовой гамме?

Учитель проверяет коллективные работы детей.

Перед самостоятельной работой дети вспоминают образ дерева (таблицы на доске).

4. Практическая часть урока.

Красота русской природы не оставила кого-либо равнодушным. Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж, да и какими цветами будете работать, вы уже определились. Работать будем на альбомном листе в технике «по-сырому». Мы уже пользовались этой техникой, давайте вспомним ее:

– Альбомный лист смачивается водой. Наносится фон – небо, облака, земля (снег). Когда чуть подсохнет, выполняем основные детали нашего рисунка. Заканчиваем работу прорисовкой деталей тоненькой кисточкой. Далее наносятся блики и тени. ( учитель демонстрирует работу «по-сырому» на мольберте)

Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисуем такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести

(автор Маргарита Алигер)

Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.

5. Выставка детских работ

Детские работы вывешивается на доске. Радуемся удачным работам. Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).

6. Рефлексия (Слайд № 11)

1. Какие художники пейзажисты вам запомнились?

2. Какого цвета снег?

3. Какие ассоциации вызывает русская зимушка– зима?

4. Какая из картин затронула больше всего, разбудила в вас особенные чувства?

5. Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?

6. Понравился ли вам урок и почему?

7. Заключение и домашнее задание.

Давайте вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали. Я думаю, что за такую дружную, плодотворную, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Всем большое спасибо!

Задание на дом. Найти в произведениях изобразительного искусства женские и мужские образы, соответствующие их представлению о красоте русского человека.

Убираем за собой рабочее место.

Список использованной литературы:

1. «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение» 2010 год

2. «Первые шаги в мире искусства» Н. А. Горяева. Москва. «Просвещение» 1991год

3. «Петербургский урок» сборник материалов под редакцией И. В. Муштавинской, Н. В. Семеновой. Спб, АППО, 2010 год.

4. Стихи и загадки личного сочинения (Прынцевой Г. В. ), кроме тех, где указаны авторы.

5. «Стихи для детей» сборник. Москва, «Современник» 1976 год.

6. Энциклопедия школы развития личности Кирилла и Мефодия. «Учимся понимать живопись» ООО «Кирилл и Мефодий», М. . 2007г.

Г. В. Прынцева, ГБОУ школа 594, Санкт-Петербург

Метки: Искусствоведение