Тема урока: Зимушка-зима. Пейзаж родной земли
Тема урока: Зимушка-зима. Пейзаж родной земли
Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.
Форма : фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: 1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира
и характерным особенностям зимы.
2. Создание зимнего пейзажа.
Задачи урока: (воспитательные, образовательные, развивающие).
Воспитательные:
– формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Образовательные:
– активизировать интерес к искусству и природе;
– формировать умение самостоятельно находить решение творческих
задач, отвечающих выбранной технике;
– расширить представления учащихся о зиме;
– учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.
Развивающие:
– развивать память, внимание, кругозор учащихся;
– развивать пространственное мышление;
– развивать творческое и художественное мышление, фантазию;
– Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;
– развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища
по классическим критериям.
Методы:
а) на усвоение знаний:
– простота и доступность изложения материала;
– включение диалога «учитель – ученик»;
б) на прочность знаний:
– применение ИКТ;
– применение наглядных пособий;
в) на повышение интереса к предмету:
– использование нетрадиционных форм урока;
– игровые ситуации;
– музыкальное и литературное сопровождение.
Применение современных образовательных технологий:
Использование педагогики сотрудничества и лицензионного образовательного ресурса «Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать живопись»
Оборудование:
Для учителя:
– медиапроектор;
– магнитофон;
– плакаты-иллюстрации;
– цветовые карточки для игры;
– мольберт для фронтального показа учителя.
Для детей:
– альбомный лист А4;
– акварель, кисти;
– палитра;
– вода, тряпочка.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Активизация и постановка познавательной задачи, определение
целей и задач урока.
3. Основной этап урока с показом презентации
( литературный, художественный, музыкальный ряд);
а) игра «Зимние терема»;
б) итог новых знаний и постановка творческой задачи;
в) физкультминутка.
4. Практическая часть урока.
5. Выставка детских работ.
6. Рефлексия.
7. Заключение и домашнее задание.
1. Организационный момент:
Подготовились к уроку,
Мальчики, девчушки??
Глазки зоркие откройте,
Навострите ушки!!!
Надо ясно воспринять,
Что дает учитель,
Если вы оценку «пять»
Получить хотите!!!
2. Активизация и постановка познавательной задачи.
Хорощо, молодцы. Все готовы. А говорить мы сегодня будем о русской природе, а, точнее Слушаем загадку: (Слайд№2)
На дворе белым-бело,
Будто пухом намело,
Встали ребятишки на коньки и лыжи.
И веселый хоровод
Запускает Новый год.
Вот она пришла, кума -–
Раскрасавица ? .
Ответ детей: Зима.
Учитель: Да! Говорить будем о природе, а, точнее – о зиме.
3. Основной этап урока:
Ребята! Улыбнёмся друг другу. «Навострим» ушки.
Сегодня вы – зрители, как бы входите в картину.
И тогда, глаза художников становятся вашими глазами, их
радости, их впечатления – вашими впечатлениями. В течение урока мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великого композитора П. И. Чайковского «Времена года» и стихи поэтов.
Учитель: Где можно увидеть снег, который не будет таять, лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы, осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья, вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?
Ответ детей: На картинах художников!
(Слайд№3)
А С. Михалков написал для вас «Белые стихи», послушайте их:
Снег кружится,
Снег ложится.
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!
Рады серые синички,
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке тают белые снежинки!
(автор А. С. Михалков «Белые стихи»)
Учитель: А какого цвета снег?
Ответ детей _______________
Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть– еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.
(Слайд№4, 5)
Перед вами картины: А. А. Пластова «Первый снег» и И. Э. Грабаря «Мартовское солнце».
Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?
Ответ детей _______________
Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.
Вторая зимняя картина: И. Э. Грабаря «Мартовский снег».
Учитель: Почему, как вы думаете, художник назвал картину «Мартовский снег», а не «Шла девочка за водой», как в русской народной песне?
Ответ детей.
Правильно! Главный – он, снег. Снег уходящей зимы.
Он ещё по-зимнему пышен, но недолго ему осталось лежать на земле, уже светит весеннее яркое, теплое солнце.
Чем ближе к весне, тем ярче солнце и ярче тени. Вот синие, а вот голубые тени – их отбросили на снег деревья.
Художник написал снег мелкими дробными – мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.
(Слайд№6)
Учитель: Что изображено на этой картине?
Ответ детей.
Художник Б. М. Кустодиев приглашает нас на парадное гуляние, на масляничной неделе. В честь весеннего праздника пекли блины, как солнце, золотистые и круглые.
(Слайд№7)
Учитель: Какое настроение несёт картина?
Ответ детей. . .
Учитель: Какие краски применял художник?
Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!
А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П. И. Чайковского. Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! (Слайд№8,9,10,)
В. К. Бялыцкий-Бируля «Зима» И. И. Левитан «Март»
А. К. Саврасов «Зима» М. М. Гермашев «Лиловый снег»
Физкультминутка
Кружатся снежинки
Вихрем серебристым
Сядем, сжав пружинки,
Распрямимся быстро!
Пухом серебристым
Кружит снег в раздолье!
Кружат фигуристы на ледовом поле!
Игра – закрепление «Зимние терема»
Два человека сидят за каждой партой и у каждой пары цветовые карточки. Необходимо выбрать цвета, характерные зимнему пейзажу и составить сказочный зимний терем. Сколько парт– столько будет замечательных зимних теремов. При постройки терема советуйтесь друг с другом, правильно ли вы подбираете цветовую гамму.
(Дети выполняют работу парами, советуясь между собой и помогая друг другу)
Готово! Соответствует ли каждый терем зимушке – зиме? Не заблудился ли кто в цветовой гамме?
Учитель проверяет коллективные работы детей.
Перед самостоятельной работой дети вспоминают образ дерева (таблицы на доске).
4. Практическая часть урока.
Красота русской природы не оставила кого-либо равнодушным. Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж, да и какими цветами будете работать, вы уже определились. Работать будем на альбомном листе в технике «по-сырому». Мы уже пользовались этой техникой, давайте вспомним ее:
– Альбомный лист смачивается водой. Наносится фон – небо, облака, земля (снег). Когда чуть подсохнет, выполняем основные детали нашего рисунка. Заканчиваем работу прорисовкой деталей тоненькой кисточкой. Далее наносятся блики и тени. ( учитель демонстрирует работу «по-сырому» на мольберте)
Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисуем такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести
(автор Маргарита Алигер)
Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.
5. Выставка детских работ
Детские работы вывешивается на доске. Радуемся удачным работам. Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).
6. Рефлексия (Слайд № 11)
1. Какие художники пейзажисты вам запомнились?
2. Какого цвета снег?
3. Какие ассоциации вызывает русская зимушка– зима?
4. Какая из картин затронула больше всего, разбудила в вас особенные чувства?
5. Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?
6. Понравился ли вам урок и почему?
7. Заключение и домашнее задание.
Давайте вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали. Я думаю, что за такую дружную, плодотворную, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Всем большое спасибо!
Задание на дом. Найти в произведениях изобразительного искусства женские и мужские образы, соответствующие их представлению о красоте русского человека.
Убираем за собой рабочее место.
Список использованной литературы:
1. «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение» 2010 год
2. «Первые шаги в мире искусства» Н. А. Горяева. Москва. «Просвещение» 1991год
3. «Петербургский урок» сборник материалов под редакцией И. В. Муштавинской, Н. В. Семеновой. Спб, АППО, 2010 год.
4. Стихи и загадки личного сочинения (Прынцевой Г. В. ), кроме тех, где указаны авторы.
5. «Стихи для детей» сборник. Москва, «Современник» 1976 год.
6. Энциклопедия школы развития личности Кирилла и Мефодия. «Учимся понимать живопись» ООО «Кирилл и Мефодий», М. . 2007г.
Г. В. Прынцева, ГБОУ школа 594, Санкт-Петербург
Метки: Искусствоведение