Тема: Образ здания и его назначение
Тема: Образ здания и его назначение
Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.
Форма: фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: Приобрести навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни.
Задачи урока: (воспитательные, образовательные, развивающие).
Воспитательные:
– формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Образовательные:
– учить детей видеть художественный образ в архитектуре;
– научить определять характер здания;
– формировать умение самостоятельно находить решения задач, отвечающих выбранной технике;
– разобраться в понятиях – цвет, отделка, форма.
Развивающие:
– развивать память, внимание, кругозор учащихся;
– развивать творческое и художественное мышление, фантазию;
– развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища
по классическим критериям.
Методы:
а) на усвоение знаний:
– простота и доступность изложения материала;
– включение диалога «учитель – ученик»;
б) на прочность знаний:
– применение ИКТ;
– применение наглядных пособий;
в) на повышение интереса к предмету:
– игровые ситуации;
– музыкальное и литературное сопровождение.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка познавательной задачи.
3. Объяснение нового материала.
4. Игры «Чей дом», игры – закрепление нового материала.
5. Вывод и объяснение творческого задания.
6. Самостоятельная работа детей.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
2. Сообщение темы урока . .
3. Что такое здание? (ответы детей, показ презентации)
Что такое характер человека? (ответы детей, показ презентации).
По аналогии – характер здания (ответы детей).
Вывод: характер человека бывает разный – мужественный, добрый, злой .
Так и о здании можно сказать, что оно тоже может иметь характер, а определить его можно, внимательно посмотрев на здание. Здание грустное, величественное, мрачное и т. д. Посмотрите, ребята, на это здание. Попробуйте рассказать о характере этого здания (презентация).
(Ответы детей)
Вывод: Вид здания – характер его (форма, цвет, отделка) – выражают отношение людей к жизни, к тому, что они создают.
На доске показаны домик и его хозяин, зачитывается текст.
Отгадать, о ком этот текст, из какого произведения, автор произведения и как характер хозяина совпадает с характером домика.
«Это милые забавные человечки, мужчины, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны. Ростом были не выше Элли. На ногах у них блестели ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы. Их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями шляп нежно звенели маленькие бубенчики.
Кое-где виднелись круглые домики. Крыши их были похожи на остроконечные шляпы _______________
На крышах сверкали шарики. Домики были выкрашены в голубой цвет . »
Ответ: живуны и их домики _______________
А теперь послушайте описание дома или дворца, а вот кто в нем живет, вы мне назовете.
« . Стенами дворца были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры, сто с лишним зал тянулись одна за другой, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием и самая большая простиралась на много – много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах . »
Ответы детей – подробные (характер здания и его хозяйки)
Итог: Холодное, могущественное, злое, белое Образ здания полностью совпадает с характером снежной королевы – хозяйки этого дворца.
4. ИГРЫ «ЧЕЙ ДОМ?»
На доске геометрические фигуры разного цвета (белый, красный, черный, голубой )
Задание: собрать домик доброго героя .
собрать домик злого героя . .
В диалоге с детьми учитель подводит итог задания .
Вывод: Значит: ФОРМОЙ, ОТДЕЛКОЙ, ЦВЕТОМ – можно передать характер здания.
ИГРЫ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А) Задание: На доске находятся несколько зданий.
Глядя на цвет, форму, отделку
определить, кому этот дом
принадлежит?
Б) Задание: Опишите, какой может быть дом у _______________
– Царевны Лебедь .
– У Водяного _______________
– Далее по времени .
5. Вывод и объяснение творческого задания (нарисовать домик для ).
1 колонка 2 колонка 3 колонка
а) Царевны – Лебедь а) Бабы Яги а) Добрых молодцев
б) Дюймовочки б) Кощея Бес. б) Богатырей
в) Золушки в) Водяного г) Снегурочки г) Царя Гвидона
д) Доброй феи
Пояснение: Рисунки должны быть крупными, листок расположен по принципу . .
6. Творческая работа детей.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставка детских рисунков.
Список использованной литературы:
1. «Изобразительное искусство» Н. А. Горяева, Н. А. Неменская, А. С. Питерских. Москва «Просвещение», 2008.
2. «Первые шаги в мире искусства» Н. А. Горяева,Москва «Просвещение»,1991.
3. «Хочу узнать и нарисовать тебя мир» К. В. Дитмар, Москва, «Просвещение»,1993.
Г. В. Прынцева, ГБОУ школа 594, Санкт-Петербург
Метки: Искусствоведение