Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Час мужества. Пусть музыка звучит». Конспект интегрированного (литература и музыка) урока. 7 класс

Тема урока: «Час мужества. Пусть музыка звучит». Конспект интегрированного (литература и музыка) урока. 7 класс

Интегрированный урок как средство формирования патриотических чувств и уважения к истории страны через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Цель урока: дать представление о Великой отечественной войне, изображенной в произведениях советских композиторов и писателей. Задачи: – развивать навыки выразительного чтения поэтического и прозаического текста

научить эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и литературные произведения различных жанров и стилей, классики и современности.

– выявить особенности взаимодействия музыки с другими видами

искусства

– ) формирование патриотических чувств и уважения к истории

страны через эмоциональное восприятие произведений искусства.

План урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, /дорогие ребята, сегодня мы с вами проведем

интегрированный урок литературы и музыки на тему « Час мужества. Пусть

музыка звучит».

Цель нашего урока: дать представление о Великой отечественной войне,

изображенной в произведениях советских композиторов и писателей.

Задачи: 1) развивать навыки выразительного чтения поэтического и

прозаического текста

2) А) научить эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные и литературные произведения различных жанров и стилей, классики и современности.

Б) выявить особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства

3) формирование патриотических чувств и уважения к истории страны через эмоциональное восприятие произведений искусства. П. Выразительное чтение текста и слушание музыкальных отрывков. Звучит первая тема из 1-й части Второго концерта для фортепьяно с оркестром С. Рахманинова. Па её фоне ведущие читают текст 1-й ведущий: Дело происходило осенью 1941 года в Балтийском море на небольшом его клочке – на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев,

Оборона этого полуострова войдет в историю войны как одна из ее величавых страниц. Советские люди дрались до последней пули.

2-й: Налетали ветры, и неспокойно шумело блестящее и серое море. Окончились северные летние ночи, но закаты медленно горели над водой, и сонно шумел на дюнах сосновый лес. Шум сосен не проникал в окопы. Его заглушали взрывы, свист бомб и хватающий за сердце рев бомбардировщиков.

1-й: Война застала здесь несколько советских актеров – мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

2-й ведущий: Конечно, в темноте можно слушать пение или музыку. Но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу? Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры? А они показывали морякам сцены из Шекспира и Чехова.

1-й ведущий: Война и отсутствие света по ночам создали свои традиции. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил.

1-й ведущий: Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали нем, хотя Елагина почти всегда молчала. В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые с первых дней войны берег в самом надежном уголке сердца. Зубаирова Дилия читает стихотворение К. Симонова «Жди меня» Жди меня, и я вернусь. Только очень жди Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут; Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня. Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин души . . .

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

скажет: – Повезло.

Не понять не ждавшим им, как

среди огня Ожиданием своим ты Спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой!

2-й ведущий', {на фоне соло скрипки звучит музыка романтического плана): На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов. Она сверкала, как напоминание о победе, будущем покое, и за это моряки и актеры полюбили эту звезду и прозвали ее «подругой».

1-й ведущий: Однажды осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде. Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил: Голос из зрительного зала: А Паганини играл на одной струне . . . 1-й ведущий: Паганини! Разве мог Егоров равняться с ним, с великим музыкантом!

2-й ведущий'. Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок.

И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Звучит один из каприсов И. Паганини.

1-й ведущий: Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорову, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

2– и ведущий: Последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. Она зажужжала, как шмель, и затихла. Сразу же свет фонариков перелетел с. лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула. Аплодировать в лесу было нельзя – могли услышать немцы.

1-й ведущий', (на фоне первой темы из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра. ):

Егоров был убит через дна дня во время ночного боя. Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

Его похоронили в грубой песчаной земле, когда накрапывал дождь и море затянулось туманом. Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград.

2-й ведущий: В Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся -это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, -сказал летчику главный дирижер Консерватории. . .

1-й ведущий: Где теперь эта скрипка – мы не знаем. Говорят, что она в Москве. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича, Вивальди.

IIIэтап: анализ текста и музыкального произведения. Учитель литературы: Какие чувства вызвал у вас рассказ К. Паустовского «Струна»? Почему?

Ответ (предполагаемый): Сострадание, сочувствие, гордость, что и бойцы, и артисты не сдавались, что во время войны артисты поддерживали дух бойцов, не боялись выступать на передовой.

Учитель литературы: Перед нами описание морского пейзажа, но почему с первых строчек рассказа у нас, у читателей, возникает чувство тревоги? Какими изобразительно-выразительными средствами автор передает это чувство?

Ответ: олицетворения: «шумели сосны», метафоры «закаты горели», эпитеты « хватающий за сердце», «сонно шумели»

Учитель литературы: Что выбирает автор для моряков символом надежды? Как вы считаете, почему именно она становится этим символом?

Ответ: Звезду. Потому что её свет не могли погасить взрывы бомб, и она напоминает о победе, будущем покое, мире. Учитель: Почему автор о скрипке говорит «изуродованная»? Ответ: Так как война уродует физически не только людей, отбирая у них здоровье, силу, красоту, но и инструменты.

Учитель литературы: Почему передышку между боями Паустовский называет «антрактом войны», ведь это театральное слово

Ответ: Может быть потому, что в это время солдаты забывают о войне и им кажется, что они на настоящем концерте.

Учитель музыки: ребята, как вы думаете, почему один из солдат вспомнил именно Паганини? Давайте о нём узнаем поближе. (Сообщения учеников)

Учитель музыки: только ли игра на одной струне сближала на тот момент артиста и итальянского композитора, жившего почти 200 лет назад? (нет)

С Паганини произошла аналогичная ситуация. Перед концертом его недруги умудрились тайком порвать все, кроме одной, струны на его скрипке. Паганини это обнаружил, лишь выйдя на сцену. Тогда он не подал виду и заиграл на одной струне один из своих «Каприсов». Представьте себя на его месте и подумайте, какую по характеру музыку вы бы исполнили в этой ситуации?

Ответы детей: 1) назло своим завистникам Паганини сыграл бы смелую, решительную, страстную музыку, похожую на вызов; 2) грустную, задумчивую, загадочную, он как бы недоумевает. . .

(слушание Каприса №24 Паганини)

Учитель музыки: все подобранные вами слова подходят к музыке, которую исполнил Паганини. Теперь, когда вы её услышали, давайте подберём более точные определения.

(работа со словарём «эмоциональных терминов»)

Почему именно это сочинение он исполнил? Какие чувства переполняли тогда музыканта? (неистовство, непокорность). Как вы определили это по музыке? (короткие мелодические линии, они как будто обрываются, то взлетают вверх, то останавливаются в нижнем регистре, как бы ставя точку, этим самым показываю уверенность в своих силах, своей правоте. . . , минорный лад. . . , диссонирующие, неблагозвучные интервалы). Всегда ли музыка такая? (нет, иногда она звучит задумчиво, тоскливо, с отчаянием, ощущается одиночество композитора). Правильно, Паганини постоянно находился в состоянии войны с служителями церкви, которые его преследовали, считая, что свой талант он получил, «продав душу дьяволу». Его сочинения были настолько технически сложны в исполнении, что и в наше время не каждый музыкант-исполнитель сыграет их, а в XIXвеке тем более его музыку многие не понимали, считали «дьявольской». Как вы думаете, для человека естественно состояние войны? (нет, он при этом испытывает дискомфорт}. Правильно, поэтому его музыка неоднозначна. Она страстная, искромётная, призывает к борьбе и непокорности, в то же время в ней есть место для размышлений, созерцательности. Не случайно именно её исполняет артист Егоров для бойцов.

Vэтап урока: вывод но теме урока:

Ребята, проявление, какого качества мы видим в этом рассказе у артистов? (мужество, артистам во время войны давали «броню», их не забирали на фронт, но многие из них ехали на «передовую» с концертами, чтобы поднять боевой дух советских солдат). В чём проявляется мужество у бойцов? (рискуя быть обнаруженными немцами, они умудрялись создавать условия для выступления артистов: ночью, в полной тьме освещали маленькими фонариками небольшую полянку – импровизированную сцену)

Учитель: звуки музыки так могучи, что рождают ветер, заставляют человеческое сердце дрожать от гордости за человека. Поют сотни струн -победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных мелодий, где так просто умирают за будущее страны музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.

VI этап урока: исполнение песни «Майский вальс».

VII этап урока: подведение итогов урока.

Проект урока.

Тема урока: « Час мужества. Пусть музыка звучит». Интегрированный урок как средство формирования патриотических чувств и уважения к истории страны через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Цель урока: дать представление о Великой отечественной войне, изображенной в произведениях советских композиторов и писателей. Задачи: – развивать навыки выразительного чтения поэтического и прозаического текста

– научить эмоционально-образно воспринимать и оценивать

музыкальные и литературные произведения различных жанров и стилей,

классики и современности.

– выявить особенности взаимодействия музыки с другими видами

искусства

– ) формирование патриотических чувств и уважения к истории страны через эмоциональное восприятие произведений искусства.

I. Чтение текста с цель развития навыков выразительной декламации. (7

минут)

  1. Анализ текста. Цель: научить эмоционально-образно воспринимать

    и оценивать музыкальные и литературные произведения. (10 минут)

  2. Сообщение о Паганини. Цель: знакомство с композитором. (5 минут)
    1. Слушание Каприса № 24, беседа о характере музыки с целью

      выявления особенности взаимодействия музыки с литературным

      произведением. (] 0 минут)

V. Вывод по теме урока. (2 минуты)

VI. Исполнение песни «Майский вальс». Цель: учить проявлять эмоции и выражать их при исполнении песни. (3 минуты)

VII. Итоги урока. (3 минуты)

В. Т. Габитова, МБОУ "Тахталымская СОШ", село Халитово Кунашакского района Челябинской области

Метки: Искусствоведение