Искусство в религиозных традициях мира. Урок по модулю «Основы мировых и религиозных культур»
Искусство в религиозных традициях мира. Урок по модулю «Основы мировых и религиозных культур»
Цель: формирование представлений о символах искусства в религиозных традициях мира.
Задачи:
- Создание условий для формирования образа мира через знакомство с символами искусства в различных религиозных культурах;
- развитие умений слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- воспитание толерантного отношения обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира и России, в частности своего региона
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
|
Проверяет готовность к уроку Слайд 1 |
Готовятся к уроку | Личностные Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся |
|
Вопрос аудитории: Что же такое искусство и что мы относим к произведениям искусства? Совершенно верно, вы правы. Толковый словарь дает нам такое определение термина искусство Слайд 2 |
Пробуют объяснить, что искусство – это творчество – рисование, скульптура и т. д. |
Регулятивные Управление познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, коррекции своих действий Коммуникативные Умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться – умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
А какую роль искусство играет в жизни человека? Совершенно верно, с вами согласны и великие мыслители и философы. Слайд 3 |
Дают варианты ответов на вопрос: Помогает развиваться, заниматься тем, чем нравится, | ||
При входе в храм или в молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. В большинстве случаев предметы искусства, находящиеся здесь, связаны с учением той религии, в храме которой мы находимся. Искусству часто придается особый религиозный смысл. Слайд 4 Слайд 5 |
Называют атрибуты религий, которые им знакомы. | ||
|
Я предлагаю вам сегодня познакомиться более подробно с искусством различных религий и научиться распознавать по символам, к какой религии относиться тот или иной храм. А с какими религиями вы будете знакомиться вы узнаете, выполнив первое задание – собрать пазл и попробовать назвать к какой из знакомых нам уже мировых религий относиться данное сооружение. |
Собирают пазл с изображением:
Пробуют угадать, к какой культуре они относятся. Как правило, больше всего трудностей вызывает синагога. |
Познавательные Самостоятельный поиск и отбор нужной информации, перевод информации: текст-символ. Структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, поиск способов решения задач. Коммуникативные Умение работать в группе, высказывать свою точку зрения и защищать ее |
Итак первая группа будет знакомиться с символами христианской культуры. Вторая – исламской культуры Третья – буддизма и четвертая – иудаизма. Вам необходимо отобрать из множества фотографий только те, которые, по вашему мнению, относятся к вашей культуре , прикрепить их на ватман и подписать, далее на основе текста источника приготовить небольшой рассказ по данной культуре. Слайд 6 |
Работают с текстом, (Приложение 1-4) и фотографиями (Приложение 5) На ватмане закрепляют символы своей религиозной культуры, делая при этом необходимые подписи |
||
|
Выполняет упражнения под музыку вместе с учениками. | Выполняют упражнения под музыку вместе с учителем. |
Личностные Восстановление сил при помощи физических упражнений |
|
Группы – ваша защита проекта. (После выступления каждой группы необходимо просмотреть контрольный слайд и узнать, справились ли ученики с заданием, также можно спросить, что служит музыкальным сопровождением к слайду) Слайды 7,8,9,10 |
Два представителя от группы защищают свой мини-проект. Затем обучающиеся , просматривая слайд с элементами культуры узнают данные символы и называют их. Полученные работы, в дальнейшем могут быть использованы при повторении материала. |
Коммуникативные. Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться – умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, |
Домашнее задание 5 минут |
Итак, вы видим и убедились сегодня, что все религиозные культуры в своей основе при помощи искусства стремятся к одному – к самосовершенствованию человека, самопознанию его через веру. И нельзя забывать, что любая религиозная культура несет с собой прекрасные памятники архитектуры, скульптуры, живописи и музыки, которыми могут восхищаться все, независимо от вероисповедания. (Если остается время, можно посмотреть видео о храме всех религий в Казани – архитектурном памятнике, соединившем в себе все мировые религии) Домашнее задание – беседа с родителями на тему «Искусство в религиозных культурах мира», по желанию рисунок на тему урока. Слайд 11 |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные Управление познавательной и учебной деятельностью посредством контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. |
Приложение 1
Христианская культура
Христиан встречает собор, в который они ходят помолиться. Собор украшен куполами и крестами.
Не последнюю роль играла внутренняя роспись храмов. Она символизировала «земной» и «небесный» миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужение и обряды – в честь христианских праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетания и похорон. Торжественная обстановка в храме резко отличалось от повседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верующих.
Мы помним, что в основе христианства лежит уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Коль скоро Христос жил среди людей, о нем можно не только написать в книге, но и его можно и изобразить. Очень скоро среди христиан получили распространение изображения Христа, его матери Марии и святых. Эти изображения стали называть иконами (от греческого слова «образ», «изображение»). Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей православного искусства. Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной. В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Также большое распространение в качестве украшения храмов и соборов получили фрески – картины, выполненные прямо на сырой штукатурке. Они также изображали Иисуса, святых, апостолов, Богоматерь.
Приложение 2
Исламская культура
Мечеть – священное сооружение исламской культуры.
Ислам запрещает изображение людей и животных из опасения идолопоклонства. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану. Поэтому среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии. Оно берет свои истоки в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатленные на бумаге или ином носителе, конечно же, должны были быть и внешне прекрасны. Впрочем, несмотря на запрет изображения, иногда каллиграфы так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божье Слово.
В условиях ограничения изображений особенно востребованным оказалось декоративное и орнаментальное искусство. А именно искусство арабески, орнамента, для которого характерна стилизация животных и растительных форм, бесконечный повтор перекликающихся друг с другом геометрических фигур. Как правило, очень богато декорированы многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т. д.
Приложение 3
Иудейская культура
Центр иудейской религиозной жизни – это синагога.
Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и имеет огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат – «малое святилище». Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
Внутри синагоги обязательно стоят шкафы, где хранятся священные книги и свиток Торы, возвышение для чтения Торы, каменная или бронзовая доска с десятью заповедями, которые Бог когда-то передал Моисею.
Главная святыня, хранящаяся в любой синагоге – это свиток Торы. На стержни, которые держат свиток одевается корона Торы в знак того, что именно Писание – владыка народа. Вместе или вместо короны на стержни иногда одеваются роскошные навершия, символизирующие плоды райского дерева. Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом. В качестве закладки, помогающий сразу найти необходимое для чтения место, служит торашилд – щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используются специальные указки – яды.
Синагогу украшают светильниками. В синагоге стоит семисвечник, напоминающй о семисвечнике Иерусалимского Храма.
Дома изделия ритуального серебра сопровождают важнейшие праздники. Для встречи субботы необходимы субботние подсвечники и кидушный бокал.
Еврейский дом можно сразу отличить по мезузе, прикрепленной к дверному косяку. Мезуза содержит два отрывка из Пятикнижия. Первый из них включает молитву "Шема", исповедание веры.
Приложение 4
Буддийская культура
Просветление – единственный способ избавиться от страданий. (Будда Гаутама)
Священное сооружение в буддизме, состоит из пяти частей: основания, лестницы, купола, шпиля и навершия. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Когда ступа рассматривается как символ Вселенной, то соответствие с пятью первоэлементами: основание с землёй; лестница – с водой; купол – с огнём; шпиль – с ветром (воздухом); навершие – с пространством.
Когда ступа символизирует просветленный ум Будды, тогда соответствие: основание – омрачения ума; лестница и купол – начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль – состояние бодхисаттвы; навершие – состояние Будды.
В ступы помещают мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты.
В буддийском изобразительном искусстве занимают скульптуры изображающие Будду. Он изображается тремя способами: в образе Учителя – сидящим с приподнятой правой рукой, торжествующим – сидящим с опущенными руками, «спящим» – лежащая фигура Будды, уходящего в нирвану.
Скульптура стоящего Будды находится в национальном музее в Токио.
Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство. В Японии до сих пор существуют «сады камней», которые делались для того, чтобы создать благоприятные условия для духовных упражнений буддийских монахов.
Кроме того, в японском буддизме появилась особая чайная церемония. Поскольку для буддийских монахов чай был особым напитком, то его пили во время медитаций и подносили Будде.
Современная чайная церемония насчитывает в своей истории более 3000 лет. Если для европейцев это скорее красивый экзотический обычай, то для японцев и китайцев она представляет собой канонизированный философско-религиозный ритуал, имеющий глубокий смысл и требующий специальных знаний и подготовки.
Используемые источники и литература:
- Основы религиозных культур и светской этики -http://orkce. apkpro. ru
- Электронная гуманитарная библиотека -
- Государственный музей истории религии -
- В Казани построили храм шести религиозных конфессий на
Горбунова Татьяна Алексеевна, МАОУ Уватская СОШ, Тюменская
Метки: Искусствоведение