Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Греческая керамика. Вазопись

Тема урока: Греческая керамика. Вазопись

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

№ 2. Урок-созерцание; № 3. Урок-панорама.

Цели:

Обучающая: знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Развивающая: развитие интеллектуальной, духовной и творческой сферы школьников.

Воспитывающая: воспитание нравственно-эстетических отношений к искусству, истории культуры и миру.

Задачи:

  1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре и разнообразии орнаментов.
  2. Совершенствовать приемы построения композиции.
  3. Познакомить учащихся с новыми понятиями.
  4. Совершенствовать навыки работы с художественными материалами.

Структура урока:

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Изложение нового материала, через созерцание.
  3. Закрепление, практическая работа.
  4. Подведение итогов. Выставка работ.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, гипсовый слепок с античной амфоры, таблица «Методическая последовательность работы над рисунком вазы, таблица «Орнаменты на древнегреческих вазах», бумага, акварель, фломастер черный, гуашь _______________

Зрительный ряд:

  • презентация «Греческая вазопись» к уроку №2;
  • презентация «Древнегреческие орнаменты» к уроку №3;
  • индивидуальный раздаточный материал с изображением основных типов греческих ваз, схем геометрического и растительного орнаментов.

Литературный ряд: отрывок из поэмы Гомера, Стихотворение О. Таратутина «Что я видел в Эрмитаже», стихи В. Брюсова «Античные вазы».

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия-танец «Сиртаки».

Методы: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный метод, личностно-ориентированный, частично-исследовательский.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз. Познакомить учащихся с различными формами античных сосудов.
  3. Особенности художественной росписи геометрического и коврового стилей вазописи.
  4. Постановка художественной задачи. Мотивировать каждого учащегося для выбора «своего» сосуда.
  5. Подведение итогов. Выставка работ.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка целей урока.

Литературный эпиграф к уроку:

Из глубины веков я слышу звуки праздника.

Яви свой лик, богам подобный,

Пусть зрители увидят твое искусство.

(звучит греческая музыка «Сиртаки»).

Учитель. На прошлом уроке мы с вами знакомились с культурой Древней Греции. Совершили виртуальное путешествие по величественным памятникам архитектуры, скульптуры, произведениями которых люди любуются и в наше время. Эту страну мы называем матерью олимпийских игр. Благодаря ей мы знаем множество интересных мифов и легенд.

Ученики с помощью наводящих вопросов вспоминают Акрополь ( Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой: Парфенон, храм Афины Ники, театр; произведениями скульптуры: статуя Афины Промахос, статуя Зевса работы Фидия ).

  1. Сообщение темы урока. Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем говорить о древнегреческой керамики. Внимательно рассмотрим античные вазы, как предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции.

Проблема урока: Давайте сегодня на уроке попробуем разобраться в стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике.

Сегодня нас интересует один из районов города Афин – Керамик.

Как вы думаете, почему нас интересует этот район? Ответы учеников.

Керамик – ремесленный квартал, где работали особенно искусные гончары, произошло слово «керамика».

Что означает это слово? Ответы учеников.

Пояснения учителя.

Керамика это все, что сделано из глины и обожжено в печи (от греческого keramos – глина). Изучая греческие вазы, мы не должны забывать, что они являются не только произведениями искусства. Вазы изготавливались специально для того, чтобы служить предметами повседневного домашнего обихода; они имели различное бытовое и культовое назначение. Керамика была спутницей всей жизни античного человека.

Вазы из глины на территории современной Греции начали делать около восьми тысяч лет назад. Примерно в это время ее тогдашние жители открыли первые секреты гончарного производства. Сохранились орудия труда гончаров -печи, формы, изображения гончаров и вазописцев за работой. Большинство греческих глиняных ваз изготовлялись на ручном гончарном кругу. При выделке больших сосудов формовка производилась мастером, а круг вращал его помощник. Вазы сложной формы делались по частям, которые затем склеивались жидкой глиной. Сформированную вазу подсушивали, потом расписывали и обжигали в специальной печи.

Они пленительны и нежны,

Они изысканно – небрежны,

То гармонически – размерны,

То соблазнительно – неверны,

Всегда законченны и цельны,

Неизмеримо – нераздельны,

И завершенность линий их

Звучит, как полнопевный стих.

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Каликий, все – живое чудо:

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

Глубокий мрак тысячелетий,

Расходится при этом свете!

И преданья мира – немы!

Как стих божественной поэмы,

Как вечно ценные алмазы,

Гласят раздробленные вазы,

Что их творец, хотя б на миг,

Все тайны вечности постиг.

(Показ слайдов с изображением разнообразных сосудов, параллельно звучит стихотворение В. Брюсова «Античные вазы»).

Что характерно для древнегреческой керамики? (многообразие форм)

Греческие сосуды были очень разнообразны по форме. Греки во всем следовали закону функциональности. Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем вместе выявить, для чего использовались некоторые из этих ваз?

Сосуд из глины, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с двумя ручками. Он служил для транспортировки вина, масла.

Как называется этот сосуд? (ответы детей – амфора)

За пресной водой нужно было ходить к роднику. Кувшин, в котором удобнее всего было нести ее домой, имел две горизонтальные ручки и одну вертикальную, по форме очень похож на амфору, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом.

Как называется этот кувшин? (гидрия)

А эта керамическая ваза служила для хранения душистого масла и благовоний, которые использовались спортсменами для натирания тела. Прикрепляли кувшин к поясу.

Определите ее название? (лекиф)

Этот сосуд объемный. Он удобен для смешивания жидкости. С большим туловом, с широким горлом, с двумя ручками.

Вам он знаком? (кратер)

Плоская чаша на ножке, с двумя тонкими горизонтальными ручками.

Она называется (килик)

Ребята. Обратите внимание на слайде – составные части древнегреческого сосуда.

Определите их название? (показывают на экране: устье, ручка, ножка, тулово, шейка. ) На интерактивной доске изображен сосуд, а сбоку названия. Дети перемещают названия элементов ваза к нужному месту, если ответ неправильный, то слово исчезает и появляется снова на своем исходном месть.

Далее рассматриваются другие формы сосудов – канфар, ойнохоя, скифос, киаф.

Практическая работа.

Работа организована на успех каждого учащегося, т. к. это пятиклассники необходимо учитывать их психологические особенности. Для снижения уровня тревожности целесообразно применять дифференцированный подход, учитывая художественные способности каждого ребенка.

  • Прежде всего обратить внимание учащихся на характер и особенности конструктивного строения формы вазы
  • Анализ формы вазы, путем наводящих вопросов.

Какую форму напоминает горлышко вазы?

Определите форму основного объема вазы. Не похож ли он на яйцо?

Из каких простейших форм состоит ножка вазы?

  • Затем необходимо объяснить методическую последовательность работы над рисунком по таблице, одновременно учитель демонстрирует последовательность работы на классной доске.

Как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение.

Как надо положить лист бумаги – по вертикали или по горизонтали?

Почему вы решили, что лист бумаги следует положить по вертикали?

Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Вначале проводится осевая вертикальная линия (линия симметрии), которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. Необходимо напомнить ребятам, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения.

Определяем высоту вазы. Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке.

Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения.

Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.

  • Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам.

Если у некоторых ребят не получается построение вазы, то им можно предложить более простой способ рисования.

  1. Возьмем дополнительный лист бумаги ( не плотный) сложим его пополам, тем самым обозначив ось симметрии, ибо ваза наша симметрична.
  2. Обозначить верхние и нижние границы вазы. Проводим едва заметные линии сверху и снизу. Также обозначаем границы вазы по ширине. Можно проделывать эти этапы построения только на одной половине листа ( у детей очень часто бывает так, что одна часть симметричного рисунка у них получается, а вторая не совсем).
  3. Затем складываем лист по сгибу и с помощью ножниц вырезаем контур вазы.
  4. Прикладываем полученную вазу к альбомному листу и аккуратно обводим. Рисунок вазы готов.
  • Подведение итогов.

В конце урока сообщить учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Необходимо принести акварель, кисти, гуашь черную или фломастеры (глеевые ручки).

2 урок.

  1. Особенности художественной росписи геометрического и коврового стилей вазописи.

Во время археологических раскопок было найдено множество керамических изделий, относящихся к разным периодам развития древнегреческого общества. Изображенные на этих керамических изделиях орнаменты и сцены, позволяют получить представление о быте людей, живших много веков назад. Особенно широко представлены различные моменты соревнований и эпизоды мифологических сказаний на вазах, которыми награждались победители олимпиад. Стечением времени менялся стиль росписей, орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок всегда носил графический, плоскостной характер.

Роспись большинства греческих ваз наносилась непосредственно на глину. Некоторые из них целиком или частично предварительно покрывались светлой облицовкой. Такой прием встречается на вазах геометрического стиля. Так, например, вазы с острова Феры покрывались довольно толстым слоем высококачественной светло-желтой глины.

Облицовка беловатого цвета встречается на беотийских вазах коврового стиля. Родосские вазы покрывались довольно толстым слоем облицовки различных тонов от беловатого до желтоватого. Более тонким пластом наносилась облицовка коричневатого цвета. Роспись греческих ваз производилась главным образом особой блестящей черной глазурью (темно-коричневый, красно-коричневый тон )

Практическая часть.

В какие цвета вы раскрасите свои греческие вазы? Ответы детей (желтый, светло-желтый, светло-коричневых _______________

Дети раскрашивают вазы акварелью. При это нужно постараться, чтобы она получилась объемной. Пока вазы сохнут. Проходит физминутка, затем идет дальнейшее объяснение нового материала.

Объяснение нового материала сопровождается презентацией.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи.

Геометрический (1000 -700гг. до н. э. ). Вазы были украшены геометрическими узорами. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется – МЕАНДР. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. Позже между полосками орнамента стали появляться фигуры животных и людей.

Ковровый (с VIIв. до н. э. ). Вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические в сочетании с растительным узором. Пальметта – стилизованное изображение пальмового листа и бутон лотоса.

Чернофигурный стиль. На вазах, глазурованным красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком(секрет которого до сих пор не разгадан), выполненные белой и пурпуровой краской. Выразительные детали одежды и орнамента подчеркивались красным, реже белым цветом. Изображались главным образом мифологические сцены. Чернофигурная роспись отличалась декоративностью и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения.

Краснофигурный стиль. Фон закрашивали черной глазурью, а фигуры рисовали красным цветом. Более детально прорисовывались формы и объемы изображаемых фигур.

Ребята. Какие стили древнегреческой вазописи вы запомнили? Ответы детей.

И каждая ваза с рисунком – рассказом. В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде – это носитель искусства, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление о том, как жили древние греки, чем занимались.

Послушайте стихотворение «Античные вазы».

То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза с рисунком-рассказом!

Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры А это А это

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз

(Далее учитель демонстрирует слайды с сюжетным изображением различных древнегреческих героев и богов).

Ребята, какие сюжеты для росписи ваз использовали древнегреческие художники? Ответы детей (сцены повседневной жизни, легенды и мифы, спортивные состязания атлетов ).

Практическая часть.

А теперь мы будем выполнять практическую работу на уроке. Ваше творческое задание состоит в том, что Вы должны украсить древнегреческую вазу различными видами орнамента (схемы орнаментов представлены в индивидуальных таблицах, которые находятся перед учениками на партах), с которыми познакомились сегодня на уроке. Работа выполняется по вашему желанию с помощью тонкой кисти и черной гуаши (фломастерами, гелеевыми ручками) под народную греческую музыку.

  1. Подведение итогов.

Экспресс-выставка работ «Древнегреческая керамика».

Заключительное слово учителя.

Список использованной литературы.

  1. Блававатский В. Д. История античной расписной керамики. М. : Изд-во Московского ун-та, 1983
  2. Букина А. Г. Круговращение колеса гончарного. С-Пб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005
  3. Орнамент Всех времен и стилей. М. Арт-Родник. 2004.
  4. Сапожникова Т. Б. , Коблова О. А. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». М. : Педагогический ун-т «первое сентября», 2010
  5. Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. М. : Искусство, 1980

Л. В. Морозова, МОУ "Киришская СОШ №8", г. Кириши, Ленинградская область

Метки: Искусствоведение