Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль христианских образов и ценностей в преподавании курса МХК

Роль христианских образов и ценностей в преподавании курса МХК

Школа и в целом система образования в стране переживает сегодня особый период. Процессы обновления общества, качественные изменения во всех сферах нашей жизни требуют нового осмысления роли человека в истории, его предназначения.

Именно поэтому проблема духовной культуры молодого поколения получила высокий приоритет и особое внимание в государственной политике России в сфере духовной культуры. В Советском муниципальном районе реализуется долгосрочная муниципальная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Советского муниципального района на 2012-2017 годы».

Цель программы – формирование системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях развития социально-педагогической и культурной среды, ориентированной на традиционные отечественные и мировые духовные и культурные ценности. Из ожидаемых результатов можно назвать: снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в районе (снижение уровня правонарушений в подростковой и молодежной среде, улучшение демографических и социальных показателей), укрепление института семьи, сохранение и укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

В современной школе существует целый ряд предметов, предполагающих культурологическую направленность: литература, история, МХК, история искусств, основы православной культуры. Цель курса МХК – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность.

В современной школе учебный курс «Мировая художественная культура» является структурно-образующим предметом образовательной области «Искусство». Как школьная учебная дисциплина «Мировая художественная культура» была включена в федеральный учебный план для среднего общего образования в 1987 г. Мировая художественная культура является базовым учебным предметом для социально-гуманитарного, филологического профилей и профильным учебным предметом для художественно-эстетического профиля.

На первый план выдвигается именно задача воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно – образной форме, является сущностью самого искусства. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

Но познание жизни через искусство – особый процесс, отличный от логического познания. Постижение искусства – это прежде всего «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира и своего места в нем. Пережить что-либо – это значит приобщить данное явление к своей личной жизни, и, напротив, если переживание не возникло, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным и осмысленным, оно может остаться в памяти, но не наложит отпечаток на характер, поступки, мироощущение личности.

Поскольку на протяжении веков духовная культура человечества была неотделима от религии, одним из условий успешного овладения курса МХК является наличие первичных представлений о системе ценностей, присущих мировым религиям. Христианство является фундаментом всей европейской культуры, не владея положениями которого невозможно понять истинный смысл тех или иных произведений. Христианство стало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры – философии, политической мысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения.

Упрощенное или недостаточно грамотное освещение вопроса о роли христианских идей и образов в художественном мире автора, неумение анализировать его, отсутствие последовательности в предъявлении материала оказывается упущением. Учет роли христианских идей и образов в произведении, выявление особенностей их творческого авторского осмысления, может стать одним из эффективных средств обогащения целостного восприятия сложных художественных произведений учащимися старших классов.

Ряд тем в курсе МХК напрямую нацелен на изучение христианской традиции в живописи, архитектуре, музыке. Другая группа требует дополнительного раскрытия соответствующих проблем с позиций христианских ценностей, хотя не связана с непосредственно с христианскими произведениями.

В зависимости от особенностей изучаемого произведения в целом и изучаемого на уроке его аспекта, находится одна из форм обращения к христианским идеям и образам: комментария библейской первоосновы; сопоставления сюжета произведения с соответствующим фрагментом библейского текста; обзорного знакомства с христианской традицией.

Обратимся к примерам. На уроке, посвященном культуре Северного Возрождения, рассматриваем творчество Иеронима Босха. На слайде фрагмент алтаря «Стог сена», ученикам необходимо определить название картины и ее сюжет. От первоначального восприятия картины, ученики через сравнения и аллегории приходят к пониманию сложности замысла художника, и практически безошибочно называют картину («Жизненный путь»), определяя ее тему, как авторские размышления о смысле жизни.

Таким образом, христианство – это ключ к истинному, а не поверхностному пониманию заложенных автором идей и смыслов. Не имея этого ключа, ученик будет воспринимать сюжет «Блудного сына» Рембрандта как историю возвращения непутевого сына домой после долгих странствий, что в каком-то смысле и соответствует истине. Но исчерпывает ли это поверхностное восприятие всю глубину авторского замысла. Едва ли.

На примере конкретного урока рассмотрим один из вариантов использования этого ключа. Цель урока – формирование представления о взаимосвязи обстоятельств личной биографии Рембрандта ванн Рейна с характером раскрытия сюжета картины «Блудный сын». Создание условий для более глубокого понимания роли евангельской притчи о блудном сыне в истории мировой культуры.

Становясь на позицию ученика, выстраиваем мотивационную линию от личных переживаний подростка, связанных с неприятием родительской воли. Определяем год написания картины, выдвигаем версии – почему сюжет мог заинтересовать художника именно в последний год жизни. Выявляем значимость сюжета для автора. Формулируем тему урока. Организуем групповую работу. 1 группа рассматривает текст притчи, вторая текст стихотворения Николая Гумилева «Блудный сын», третья краткую биографию художника. Выявляя имеющиеся сходства и различия, ученики, приходят к выводу о несомненной связи обстоятельств личной биографии Рембрандта и основных сюжетных линий притчи о блудном сыне. Благодаря изучению евангельской притчи ученики понимают – картина Рембрандта «Блудный сын» – это духовное завещание художника новым поколениям. Его исповедь. Может именно поэтому она долго не отпускает от себя. Как искренний и прямой собеседник, доверивший нам самое сокровенное, ничего не укрывший, обнаживший душу. Это повод для раздумий о прощении, покаянии, осуждении, судьбе, безграничной любви, надежде. Подростки улавливают многозначность художественных символов картины, глубину и простоту авторского замысла. Без попытки прочтения и анализа евангельской притчи учащиеся не смогли бы прийти к подобным выводам.

На уроках МХК мы не только анализируем авторскую интерпретацию библейских сюжетов в произведениях искусства, но и рассматриваем библейские заповеди и притчи как искусство жить среди людей, объясняем, что в них сосредоточен опыт многих поколений.

Целесообразность изучения произведения с учетом роли христианских идей и образов, творчески освоенных автором, не вызывает сомнений.

Приобщение к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира.

Механическое поглощение информации (визуальной, текстовой, слуховой) в современном социуме делается почти нормой. Причем информации примитивной. У подростка зачастую не находится времени для раздумий и наблюдений, не возникает потребности проанализировать свой внутренний мир. Сознанием такого человека легко манипулировать, навязывая ему различные шаблоны и однозначные оценки событий и явлений. С одной стороны, курс МХК позволяет увидеть реального, сомневающегося человека в интерьере истории. С другой стороны, учит критическому, вдумчивому отношению к авторскому осмыслению тех или иных сюжетов.

В курсе МХК есть немало сложных, зачастую спорных тем, связанных с авторской интерпретацией, субъективизмом, неоднозначной оценкой определенных явлений, событий. В немалой степени, разрушают эти устоявшиеся стереотипы и клише именно христианские ценности и образы. Рассмотрим это на примере изучения творчества художников-передвижников. А именно тех картин Василия Перова, которые советское искусствоведение считало удачными проявлениями обличительной критики пороков церкви. «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861г. и «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» 1862г.

С одной стороны авторская позиция определена четко и грубо, акценты расставлены, пороки заклеймены. Но насколько соответствует показанная художником картина российской действительности; где проходит грань между реальностью и творческим вымыслом? Анализируя первую картину, акцентируем внимание учеников на времени написания картины, возрасте художника и теме. Картина написана в период социально-политического и духовного кризиса российского общества молодым 28-летним Василием Перовым. Посвящена пасхальному крестному ходу. А что это такое, каковы его традиции? На основе текста учащиеся приходят к выводу о том, что Крестный ход в пасхальную ночь -– торжественное шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Под непрерывный звон колоколов люди идут вокруг храма; передние несут фонарь, за ним -– запрестольный крест и запрестольный образ Божией матери. Дальше -– дьяконы с кадильницами и свечами, за дьяконами священники с иконой Воскресения и Евангелием. Когда колокольный звон прекращается, прихожане пением славят Христа, входят в церковь, и священник начинает Великую Пасхальную службу. Соответствует ли это описание сюжету картины? Если нет, то в чем проявляется несоответствие. Вывод учеников – картина вымысел художника.

Переходим к анализу второй картины. Определяем год написания, возраст художника и главную идею картины. Даем возможность ученикам изучить обстоятельства создания картины в описании первого биографа Перова Николая Петровича Собко. Основной вопрос: был ли художник свидетелем подобной сцены в жизни. Ответ учеников: художник соединил два независимых сюжета, обострил внутренний конфликт встречи героев, которой на самом деле никогда не было.

Что заставляет художника идти против истины? Высмеивать представителей духовенства в надуманных, несуществующих ситуациях? Молодость и неопытность художника, ожидание быстрой и шумной славы изобличителя общественных пороков, кризисное состояние российского общества. Возможно обстоятельства личной биографии.

Изменились ли взгляды художника с возрастом? На основе нескольких картин: Снятие с креста1878 г. Христос в Гефсиманском саду, Первые христиане в Киеве 1880, ученики приходят выводу о том, что взгляды художника изменились под влиянием жизненных обстоятельств. Так, изучение картин, которые как принято считать «обличали пороки церкви», вновь привели нас к теме духовных исканий, ошибок, покаяния.

Освоение курса МХК дает возможность не только для эстетического развития личности, но и для актуализации применения на практике ранее полученных знаний других областей, закрепления навыков работы с информацией, что ведет к усилению межпредметной интеграции. Расширяет возможность проведения ученических исследований. В районе проводятся две крупные ученические конференции по истории и МХК, более половины представленных работ так или иначе связаны с отражением христианских традиций в мировой художественной культуре.

В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Искусство приносит максимальную духовную пользу и помогает тому человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически и духовно образован. Задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Курс МХК позволяет увидеть христианство как живую традицию, а не набор догматов и иллюстрирующих их форм культуры, как веру, которая рождает новые формы и содержание жизни. В свою очередь изучение мировой художественной культуры через призму христианских образов и ценностей способно действительно помочь растущему человеку осознать свою культурную, национальную принадлежность и самоопределиться в современном мире.

О. В. Баландина, МБОУ "Лицей" р. п. Степное, Советский район, Саратовская область

Метки: Искусствоведение