«Василий Иванович Суриков. История одного исцеления». Тезисный план мастер-класса урока:
«Василий Иванович Суриков. История одного исцеления». Тезисный план мастер-класса урока:
Цель урока: Показать влияние христианского мировоззрения на особенности личности и творческого пути Василия Ивановича Сурикова.
Тип урока: урок формирования нового знания.
Форма урока: урок – исследование.
Ведущая технология: технология критического мышления.
Ход урока
Существует в искусствоведении устоявшееся мнение о том, что В. И. Суриков создал семь шедевров. Не считая, многочисленных этюдов к картинам, портретов, акварелей и росписей в храме Христа Спасителя.
По тематике и общему строю произведений, их настроению, искусствоведы различают два периода в творчестве художника.
Первый этап – трагический, второй светлый, героический. Первые три картины, относящиеся к «темному» этапу творчества, находятся в Третьяковской галерее: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова».
Остальные четыре, созданные в «светлый» период творчества – в Русском музее Петербурга: «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Ермаком Сибири» и «Степан Разин».
– Как вы считаете, какое событие могло послужить поворотным моментом от темного этапа к светлому? (мозговой штурм).
Анализ документа.
Апрель 1888 года. Из письма В. И Сурикова брату Александру
«Прочти один. Милый Саша! Ты, я думаю, удивляешься, что я долго не писал. С 1 февраля началась болезнь Лизы, и я не имел минуты спокойной, чтобы тебе слово черкнуть. Ну, друг Саша, болезнь все усиливалась, все лучшие доктора Москвы лечили, да Богу нужно было исполнить волю свою. . . Чего тебе больше писать? Я, брат, с ума схожу. 8 апреля, . . . в пятницу, на пятой неделе великого поста, ее, голубки, не стало. Страдания были невыносимы, и скончалась, как праведница, с улыбкой на устах. Она еще во время болезни всех простила и благословила детей. Теперь четырнадцатый день, как она умерла. Я заказал сорокоуст. Тяжко мне, брат Саша. Маме скажи, чтоб она не горевала, что было между ней и Лизой, она все простила еще давно. . . Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу. . . »
Брат твой В. Суриков
- Как переживал Суриков смерть жены?
- Какими словами передает случившееся?
- Какими были отношения между матерью художника и его женой?
- Какие мысли терзают художника?
- Думает ли он о творчестве?
Чем же можно объяснить, что это событие изменило направление творческого пути художника именно к светлому этапу, а не наоборот?
Зная о мировоззрении художника, предположите, что могло изменить его отношение к произошедшему?
Анализ текста биографии В. И. Сурикова.
Одиному из первых биографов Сурикова М. Волошину он говорил: «После смерти жены я Исцеление слепорожденного" написал. Лично для себя написал. Не выставлял. А потом в том же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину – Городок берут".
К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили. Там в санях – справа мой брат Александр сидит. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез »
Познакомимся с текстом Евангелия, который часто перечитывал Суриков в те дни?
Анализ текста Евангелия от Иоанна.
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
(Ин. 9:1-38)
Вопросы к тексту:
- Каково основе содержание сюжета?
- Какие вопросы, поднятые в тексте Евангелия, могли быть особенно важны для Сурикова в этот момент жизни?
- Какой ответ он находит для себя?
Итогом размышлений становиться картина «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом».
Работа над анализом картины:
- Какой момент передает художник?
- Кого изображает художник на переднем плане?
- Опишите задний план картины.
- На каких деталях акцентирует автор внимание зрителя?
Максимально активное «действующее лицо» картины – свет, пронизывающий всё полотно и льющийся двумя широкими диагональными, направленными на встречу друг другу потоками. В его лучах светятся лик и руки Христа, руки слепорожденного. Дополнительный оттенок тихой торжественности, таинственности придает мерцающий в верхнем левом углу золотистый свет свечей. За плечом Иисуса лицо ангела, напоминающего очертаниями покойную жену художника. Он переживал прозрение и как свой собственный выход из тьмы отчаяния. И исцеление приходит. Именно тогда и открылась ему тайна первоосновы веры – покорность воле Божьей, которую он только теперь стал осознавать как самое верное и лучшее утешение.
Василий Иванович Суриков как верующий человек измерял дела земные религиозным мировоззрением. И результатом «исцеления» становится целая серия картин, овеянных духом спасительного света и героизма. Творчество Сурикова являет собой образец высочайшего художественного постижения мира.
Приложение «Василий Иванович Суриков. История одного исцеления»
- Анализ документа.
- Апрель 1888 года. Из письма В. И Сурикова брату Александру
«Прочти один. Милый Саша! Ты, я думаю, удивляешься, что я долго не писал. С 1 февраля началась болезнь Лизы, и я не имел минуты спокойной, чтобы тебе слово черкнуть. Ну, друг Саша, болезнь все усиливалась, все лучшие доктора Москвы лечили, да Богу нужно было исполнить волю свою. . . Чего тебе больше писать? Я, брат, с ума схожу. 8 апреля, . . . в пятницу, на пятой неделе великого поста, ее, голубки, не стало. Страдания были невыносимы, и скончалась, как праведница, с улыбкой на устах. Она еще во время болезни всех простила и благословила детей. Теперь четырнадцатый день, как она умерла. Я заказал сорокоуст. Тяжко мне, брат Саша. Маме скажи, чтоб она не горевала, что было между ней и Лизой, она все простила еще давно. . . Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу. . . »
Брат твой В. Суриков
- Как переживал Суриков смерть жены?
- Какими словами передает случившееся?
- Какими были отношения между матерью художника и его женой?
- Какие мысли терзают художника?
- Думает ли он о творчестве?
- Анализ текста Евангелия от Иоанна.
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. . . _____
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
(Ин. 9:1-38)
Вопросы к тексту:
- Каково основе содержание сюжета?
- Какие вопросы, поднятые в тексте Евангелия, могли быть особенно важны для Сурикова в этот момент жизни?
- Какой ответ на эти вопросы он находит для себя?
Анализ текста биографии В. И. Сурикова.
Одиному из первых биографов Сурикова М. Волошину он говорил: «После смерти жены я Исцеление слепорожденного" написал. Лично для себя написал. Не выставлял. А потом в том же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел. У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Написал я тогда бытовую картину – Городок берут".
К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгошино ездили. Там в санях – справа мой брат Александр сидит. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез »
Работа над анализом картины:
- Какой момент передает художник?
- Кого изображает художник на переднем плане?
- Опишите задний план картины.
- На каких деталях акцентирует автор внимание зрителя?
- Предложите другое название картины. Почему она называется «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом»?
О. В. Баландина, МБОУ "Лицей" р. п. Степное, Советский район, Саратовская область
Метки: Искусствоведение