§ 12. 2 Герои и темы народного эпоса
§ 12. 2 Герои и темы народного эпоса
Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, он имеет много общих черт и сходных признаков. Прежде всего это касается повторяемости тем и сюжетов, а также общности характеристик главных героев.
Обратимся к конкретным примерам.
Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нем рассказывается как боги создают гармонию мира из первоначальной бездны хаоса. Вспомните уже известные вам страницы исландского эпоса "Старшая Эдда", где рассказывается о сотворении мира и Мировом Древе– ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой Бездны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гармонии.
У славян и некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достает со дна океана птица. Не менее выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпосе. В нем рассказывается о том, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнем в них рождено Золотое яйцо, которое долгое время плавало в безбрежном пространстве океана. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя часть ее стала небом, а нижняя – землей. Пространство между ними занял воздух.
Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. Так, например, богатырь Манас был рожден от вкушения его матерью яблока, а герой осетинского нартского эпоса родился из камня. Вяйнямёйнен – герой "Калевалы" родился от матери воды, а затем долго носился по водам моря, пока не достиг суши.
Распространенным сюжетом народного эпоса становится сватовство героя, во время которого перед ним ставятся трудновыполнимые условия (добывание огня, изготовление орудий труда и т. д. ). Значительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества. Очень часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Такова трагическая судьба Ахилла и Гектора – героев гомеровского эпоса. Погибает доблестный рыцарь Роланд, защищая ценой собственной жизни короля Карла и "милую" Францию. Гибнут Зигфрид и все рыцари-нибелунги – герои германского эпоса. Предательски убит отравленным оружием после победоносного похода Манас. Не менее трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса "Махабхарата". Они вынуждены покинуть отеческий дом, в котором прошли их детство и юность. Более двух месяцев длился их путь к вершинам Гималаев. Ледяной ветер дул им в лицо, покрытые снегом и льдом горы слепили глаза. Один за другим гибнут они, не желая отказаться от восхождения к вершине. Лишь самому старшему из братьев удастся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах.
Герои народного эпоса защищают и освобождают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Русские богатыри, в отличии от средневековых рыцарей, не слуги и не вассалы князя. Один на один готовы сразиться с врагом в чистом поле, не рассчитывая на подмогу.
Идеал русского богатыря нашел выражение в гордом призыве Ильи Муромца:
Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град,
Вы постойте-тко за церквы ты за божии,
Вы поберегите-тко князя Владимира. . .
Для русского богатыря смерть в бою не страшна и "не писана". Русский богатырь – личность исключительная, цельная и благородная. Он наделен огромной, сверхъестественной физической силой, хотя внешне выглядит, как все, вполне обыкновенно. Чудодейственной силой обладают конь и оружие витязя. Его противник не менее силен, а иногда даже превосходит богатыря в силе и в численности. Порой врагу удается одержать над ним временный успех, но, в конечном счете, богатырь все же одерживает победу.
Героический эпос прославляет верность в дружбе, великодушие и честь. Главный герой всегда выступает защитником слабых и обиженных, детей и женщин, помогает влюбленным. Он готов прийти на помощь попавшему в беду товарищу. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной преобразить и облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и тем самым восстает против всесильных богов. Плач Гильгамеша об Энкиду – одно из самых поэтичных мест эпоса:
Внимайте же мне, мужи, внимайте,
Внимайте, старейшины огражденного Урука!
Я об Энкиду, моем друге, плачу,
Словно плакальщица, горько рыдаю:
Мощный топор мой, сильный оплот мой,
Верный кинжал мой, надежный щит мой,
Праздничный плащ мой, пышный убор мой,-
Демон злой у меня его отнял!
Младший мой брат, гонитель онагров в степи, пантер на просторах!
Энкиду, младший мой брат, гонитель онагров в степи, пантер на просторах!
С кем мы, встретившись вместе, поднимались в горы,
Вместе схвативши, Быка убили,-
Что за сон теперь овладел тобою?
Стал ты темен и меня но слышишь!»
А тот головы поднять не может.
Тронул он сердце – оно не бьется.
Закрыл он другу лицо, как невесте,
Сам, как орел, над ним кружит он,
Точно львица, чьи львята – в ловушке,
Мечется грозно взад и вперед он,
Словно кудель, раздирает власы он,
Словно скверну, срывает одежду. (Перевод И. Дьяконова)
Задание для самостоятельной работы
1. Каковы главные темы и сюжеты произведений народного эпос? Что представляют собой его главные герои? Кто они: божества, сошедшие на землю, богатыри божественного происхождения или исторические лица? Расскажите об одном из героев, понравившемся вам.
О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область
Метки: Искусствоведение