Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

§ 12. 2 Герои и темы народного эпоса

§ 12. 2 Герои и темы народного эпоса

Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, он имеет много общих черт и сходных признаков. Прежде всего это касается повторяемости тем и сюжетов, а также общности характеристик главных героев.

Обратимся к конкретным примерам.

Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нем рассказывается как боги создают гармонию мира из первоначальной бездны хаоса. Вспомните уже известные вам страницы исландского эпоса "Старшая Эдда", где рассказывается о сотворении мира и Мировом Древе– ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой Бездны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гармонии.

У славян и некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достает со дна океана птица. Не менее выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпосе. В нем рассказывается о том, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнем в них рождено Золотое яйцо, которое долгое время плавало в безбрежном пространстве океана. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя часть ее стала небом, а нижняя – землей. Пространство между ними занял воздух.

Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. Так, например, богатырь Манас был рожден от вкушения его матерью яблока, а герой осетинского нартского эпоса родился из камня. Вяйнямёйнен – герой "Калевалы" родился от матери воды, а затем долго носился по водам моря, пока не достиг суши.

Распространенным сюжетом народного эпоса становится сватовство героя, во время которого перед ним ставятся трудновыполнимые условия (добывание огня, изготовление орудий труда и т. д. ). Значительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества. Очень часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Такова трагическая судьба Ахилла и Гектора – героев гомеровского эпоса. Погибает доблестный рыцарь Роланд, защищая ценой собственной жизни короля Карла и "милую" Францию. Гибнут Зигфрид и все рыцари-нибелунги – герои германского эпоса. Предательски убит отравленным оружием после победоносного похода Манас. Не менее трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса "Махабхарата". Они вынуждены покинуть отеческий дом, в котором прошли их детство и юность. Более двух месяцев длился их путь к вершинам Гималаев. Ледяной ветер дул им в лицо, покрытые снегом и льдом горы слепили глаза. Один за другим гибнут они, не желая отказаться от восхождения к вершине. Лишь самому старшему из братьев удастся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах.

Герои народного эпоса защищают и освобождают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Русские богатыри, в отличии от средневековых рыцарей, не слуги и не вассалы князя. Один на один готовы сразиться с врагом в чистом поле, не рассчитывая на подмогу.

Идеал русского богатыря нашел выражение в гордом призыве Ильи Муромца:

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град,

Вы постойте-тко за церквы ты за божии,

Вы поберегите-тко князя Владимира. . .

Для русского богатыря смерть в бою не страшна и "не писана". Русский богатырь – личность исключительная, цельная и благородная. Он наделен огромной, сверхъестественной физической силой, хотя внешне выглядит, как все, вполне обыкновенно. Чудодейственной силой обладают конь и оружие витязя. Его противник не менее силен, а иногда даже превосходит богатыря в силе и в численности. Порой врагу удается одержать над ним временный успех, но, в конечном счете, богатырь все же одерживает победу.

Героический эпос прославляет верность в дружбе, великодушие и честь. Главный герой всегда выступает защитником слабых и обиженных, детей и женщин, помогает влюбленным. Он готов прийти на помощь попавшему в беду товарищу. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной преобразить и облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и тем самым восстает против всесильных богов. Плач Гильгамеша об Энкиду – одно из самых поэтичных мест эпоса:

Внимайте же мне, мужи, внимайте,

Внимайте, старейшины огражденного Урука!

Я об Энкиду, моем друге, плачу,

Словно плакальщица, горько рыдаю:

Мощный топор мой, сильный оплот мой,

Верный кинжал мой, надежный щит мой,

Праздничный плащ мой, пышный убор мой,-

Демон злой у меня его отнял!

Младший мой брат, гонитель онагров в степи, пантер на просторах!

Энкиду, младший мой брат, гонитель онагров в степи, пантер на просторах!

С кем мы, встретившись вместе, поднимались в горы,

Вместе схвативши, Быка убили,-

Что за сон теперь овладел тобою?

Стал ты темен и меня но слышишь!»

А тот головы поднять не может.

Тронул он сердце – оно не бьется.

Закрыл он другу лицо, как невесте,

Сам, как орел, над ним кружит он,

Точно львица, чьи львята – в ловушке,

Мечется грозно взад и вперед он,

Словно кудель, раздирает власы он,

Словно скверну, срывает одежду. (Перевод И. Дьяконова)

Задание для самостоятельной работы

1. Каковы главные темы и сюжеты произведений народного эпос? Что представляют собой его главные герои? Кто они: божества, сошедшие на землю, богатыри божественного происхождения или исторические лица? Расскажите об одном из героев, понравившемся вам.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

Метки: Искусствоведение