Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

§12. 3 Карело-финский эпос «Калевала»

§12. 3 Карело-финский эпос «Калевала»

Много веков назад в краю лесных озер и рек, шумящих елей и сосен, под суровым небом северных земель Карелии и Финляндии сложил народ удивительные по красоте предания. И с тех пор передают их из уст в уста рыбаки и охотники, лесорубы и пахари, рассказывают их матери маленьким детям, а старики– внукам малым. Весомо и величественно, просто и вместе с тем очень торжественно звучат эпические руны (т. е. песни) о далеких временах мира и о первых героях.

Пастух или рыбарь на скалах

Поет таинственные руны,

Уж непонятные для нас!

И часто в полуночный час

Звучат под шум дубравной струны,

И движется в его руках

Созданье бога Вейнамены,

Преданья рун ему бесценных;

Убереглись они в веках. . .

(Ф. Глинка. Карелия)

Очень часто карельские руны исполнялись на праздниках двумя певцами попеременно. Садились они друг против друга, брались за руки и, мерно покачиваясь, как бы перетягивая один другого, затягивали негромкую неторопливую песню-рассказ о подвигах и приключениях славных героев счастливой и солнечной страны Калевалы.

Старый, верный Вяйнямёйнен

Проводил покойно время

На полянах Калевалы.

Распевал свои он песни,

Песни мудрости великой. . .

Пел дела времен минувших,

Пел вещей происхожденье,

Далеко проникли вести,

Разнеслась молва далеко

О могучем пенье старца,

О напевах богатырских. . .

Главный герой «Калевалы» Вейнямёйнен-старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он оценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и приобретенные знания. Вейнямёйнен-первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа .

Но «пришло лихое время», на землях не уродился хлеб, и старый, мудрый Вейнямёйнен приходит на помощь. Люди получают хороший урожай и спасаются от голода.

Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вейнямёйнена и его товарищей за Сампо-маленькую волшебную мельницу-источник изобилия. Сампо попадает в руки злой волшебницы Лоухи-хозяйки мрачной северной страны Похъёлы. Вместе с двумя своими друзьями Вейнямёйнен отправляется по морю в лодке в Похъёлу в надежде добыть Сампо. Но неожиданно у водопада их лодка застреливает на спине огромной щуки, из челюстей которой они позднее сделают кантеле– музыкальный инструмент, напоминающий по форме арфу.

Вейнямёйнен берет в руки кантеле и начинает играть. Все, живущие в воздухе, на земле и на море, собираются послушать его сладкозвучное пение. Он играет прекрасно, что на глазах слушающих выступают слезы. Из глаз самого певца тоже непроизвольно падают на землю крупные слезы. Скатываясь в воду, они превращаются в чудесные голубые жемчужины.

Старый, верный Вяйнямёйнен,

Вековечный песнопевец,

Кантеле берет он в руки,

Держит кантеле руками,

Говорит слова такие:

"Приходи сюда послушать,

Кто еще не слышал раньше

Этих вечных рун усладу

Вместе с кантеле напевом!"

Под рукою старца Вяйнё

Издает искусно звуки

Этот короб многострунный,

Кантеле из рыбьей кости.

Плавно вскидывал он пальцы,

Высоко большой он поднял.

Шло веселье за весельем,

Радость с радостью сливалась;

Вот играет Вяйнямёйнен -

И в лесу не стало зверя

Изо всех четвероногих,

Кто скакать и бегать может,

Чтоб не шли туда послушать

И, ликуя, восторгаться.

Белка весело цеплялась,

С ветки прыгала на ветку;

Подбежали горностаи

И на изгороди сели;

Лось запрыгал на поляне,

Даже радовались рыси,

Волк проснулся на болоте,-

На песчанике поднялся

Сам медведь в сосновых чащах,

Средь густых зеленых елей.

Чтоб услышать эти звуки.

Все воздушные летуньи,

Все с двумя крылами птицы

Запорхали, прилетели,

Прилетели и уселись

Слушать радостные звуки

И, ликуя, восторгаться.

С высоты орел спустился,

Из-за туч спустился ястреб,

Из потоков вышли утки,

Снялись лебеди с болота,

Даже зяблики-малютки,

Что так весело щебечут,

Сотни чижичков слетелись,

С ними жаворонки вместе

Тысячей вверху шумели,

На плечах возились старца.

Так играл отец почтенный,

Восхищал всех Вяйнямёйнен.

Старый, верный Вяйнямёйнен

День играет и другой день.

Не осталось там героя,

Кто б от той игры не плакал,

Чье не тронулось бы сердце.

Плачет старый Вяйнямёйнен,

Слезы катятся обильно,

Из очей сбегают капли,

Вниз жемчужные стекают;

Наконец, герои прибывают в Похъёлу, но хозяйка не соглашается отдать Сампо и поднимает против непрошеных гостей всех жителей страны. Тогда Вейнямёйнен берет в руки кантеле и начинает играть, погружая в глубокий сон всех собравшихся. Вместе с товарищами он разыскивает Сампо, достает его из каменной горы, кладет в лодку и отправляется в обратный путь.

Взяли так большое Сампо в глыбе Похъёлы скалистой, в недрах медного утеса,

Отнесли его на лодку,

В корабле его укрыли.

На третий день пробудилась хозяйка Похъелы и сразу же обнаружила пропажу.

Лоухи, Похъёлы хозяйка, вся от злобы распалилась, видит: власть ее слабеет, пропадает также слава.

Чтобы задержать похитителей, она насылает на них густой туман, сильный ветер Через некоторое время ей удается настигнуть похитителей Сампо, и между ними завязывается бой, в котором побеждают богатыри Калевалы. И все же хозяйке Похъелы удается выхватить Сампо из лодки, но оно падает в море и разбирается на множество мелких кусков. Некоторые из них волны выбрасывают на берег. Венямёйнен старательно собирает остатки Сампо, сращивает их и желает своей стране вечного процветания и счастья. Злой хозяйке Похъёлы ничего не остается, как возвратится без Сампо.

Но вот беда: во время поединка Вейнямёйнен теряет в волнах бурного моря своё кантеле. Отчаявшись найти его, он делает из березы новое и по-прежнему восхищает своей игрой и пением все живое на земле. Но хозяйка Похъелы не унимается: она насылает на Калевалу ужасные болезни. И снова Вейнямёйнен приходит на помощь людям. Он исцеляет народ заговорами и мазями.

Старый, верный Вяйнямёйнен

Вековечный прорицатель,

Так несчастье прогоняет,

Изгоняет все болезни.

Отвращает скорбь людскую,

Лечит тяжкие недуги,

От конца людей спасает,

Род весь Калевы от смерти.

Хозяйка Похъелы насылает на жителей Калевалы злого медведя, но Вейнямёйнен побеждает и его. Тогда Лоухи похищает и прячет луну и солнце, заслушавшихся сладкозвучным пением богатыря. Она похищает огонь из очагов Калевалы. Вейнямёйнену и его другу кузнецу Ильмаринену удается найти огонь в брюхе рыбы. Неожиданно огонь выскальзывает из рук и быстро распространяется по лесу, уничтожая все на своем пути. Чудом удается героям усмирить разбушевавшуюся стихию и вернуть огонь в темные жилища Калевалы.

Старый, верный Вяйнямёйнен

Искру огненную взял он,

Положил на трут горючий,

На кусок сухой березы,

Положил в котел из меди

И в котле принес ту искру

Получили пламя избы,

Получили свет жилища.

Видит хозяйка Похъёлы: плохо ее дело, а поэтому выпускает она в страхе на волю луну и солнце.

Лоухи, Похъёлы хозяйка,

Редкозубая старуха,

Видит, к ней беда подходит,

Ей несчастье угрожает.

Из скалы пускает месяц,

Солнце выслала из камня.

Счастливый Вейнямёйнен, увидев на небе луну и солнце, обращается к ним с такими словами:

Здравствуй, месяц серебристый, Вновь ты кажешь лик прекрасный,

Здравствуй, солнце золотое, Снова всходишь ты, сияя!. . .

По утрам вставай ты, солнце,

С нынешнего дня вовеки!

Каждый день приветствуй счастьем,

Чтоб росло богатство наше, Чтоб к нам в руки шла добыча,

К нашим удочкам шла рыба!

Так заканчивается это замечательное повествование, ставшее художественным символом мировой культуры.

Задание для самостоятельной работы

1. Вы познакомились с выдающимся памятником карело-финского эпоса "Калевалой".

Что именно и почему особенно запомнилось при чтении?

Какие черты героического эпоса присущи этому произведению?

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

Метки: Искусствоведение