Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-игра Я открываю в себе «Внутреннего человека»!? 10 класс

Урок-игра Я открываю в себе «Внутреннего человека»!? 10 класс

По программе Рапацкой Л. А. для 11 класса «Художественные культуры мира XIX-XX вв. : взгляд из России»

Раздел I «Основные течения в европейской художественной культуре XIX-начала XX в.

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIXв: открытие «внутреннего человека»

ЦЕЛЬ: формирование представления о стиле «Романтизм».

ЗАДАЧИ: знакомство с предпосылками возникновения стиля; обобщение знаний по теме «Классицизм»; выявление стилевых различий; развитие творческой активности, умения включаться в процесс кругового общения, решать поставленную задачу путём сотрудничества; развитие умения анализировать и сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; формирование чувства заинтересованности и удовлетворённости от общения с искусством.

ОФОРМЛЕНИЕ: 30 фишек для деления на группы, 5 флажков на столах команд, листы бумаги и магниты (для магнитной доски), фломастеры, листы с заданиями, репродукции картин, таблицы, ключ схема, схема выставления оценок команд, схема выставления оценок жюри,

ХОД ИГРЫ:

Класс делится на четыре команды по 5-6 человек + одна команда (5-6 чел. ) – Жюри выдвигают сами учащиеся из состава своих команд. (В некоторых классах возможен вариант, когда в жюри учитель назначает учеников, имеющих отличные оценки по предмету).

Команды формируются по выбранным открыткам с видами архитектурных сооружений разных стран. На обратной стороне открытки изображение флага той страны, где находится данное архитектурное сооружение: Великобритания, Германия, Франция, флаг Евросоюза для Австрии, Венгрии Италии, Польши. Флаг России для жюри. Команды выбирают капитанов и название – флажок, (записывается на листе бумаги). Если команды не равны по численности, то те, у кого игроков меньше получают бонус – максимальное количество очков за правильный ответ – 4 балла

Правила игры: (Игру ведёт учитель. )

На столах команд лежат пакеты с заданиями и финальная таблица, в которую в течение всей игры надо постепенно заносить стилевые различия Классицизма и Романтизма.

После каждого выполненного задания жюри выставляет баллы и вывешивает их на доску для всеобщего обозрения.

За правильный, полный ответ присуждается 4 балла, за неполный ответ – 2-3 балла, за мысль в верном направлении -1 балл неверный ответ – 0. Жюри заранее не знает правильных ответов.

По окончании игры все ученики получают оценки. Игрок, признанный командой лучшим получает 1 балл к оценке, полученной командой. У игрока, признанного командой «бездельником», вычитается 1 балл из оценки, полученной командой. Таким образом, вольно или невольно, в игру вовлекаются все учащиеся. За плохое поведение команда получает предупреждение, а затем с команды снимаются 2 балла.

В конце игры жюри получает от учителя ключ-таблицу, подводит итоги по заранее составленной схеме и объявляет победителя. В заключительном слове команда-жюри оценивает работу команд и свою работу (по заранее составленной схеме) и выставляет себе оценку.

Приветствие учителя:

Друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы пообщаться с искусством, которое, как говорил Т. Манн « есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству». Наш урок – игра будет посвящен стилю «Романтизм», но прежде хотелось бы вспомнить характерные признаки искусства предыдущей эпохи Классицизма.

Все учащиеся выкладывают на стол листок с заранее заготовленным дома вопросом по теме: «Искусство классицизма». Игроки должны выбирать лучший на их взгляд вопрос и задать его команде, которая располагается по часовой стрелке от них. Первой задаёт вопрос команда-жюри. За интересный вопрос и правильный ответ учитель присуждает индивидуальные баллы.

Слайд № 1 А теперь мы переходим к изучению стиля «Романтизм», а называется он «Я открываю в себе «Внутреннего человека»,

На столах команд лежат пакеты с заданиями и финальная таблица, в которую в течение всей игры надо постепенно заносить стилевые различия Классицизма и Романтизма

ФИНАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Романтический герой пересматривает ценностные ориентиры и открывает в себе «внутреннего человека». Какого???

Критерии сравнения Классицизм Романтизм (предполагаемые ответы)
Властители дум общественные деятели Индивидуалисты, герои-одиночки
Отношение к действительности Изображает жизнь не такой, какая она есть, а рисует идеал. неприятие
Герои для подражания Из «Античности» Современники, борцы за свободу
Соотношение общественного и личного Общественные интересы выше личных Личные интересы превыше всего
Ценность внутреннего мира человека Не важна Превыше всего
Ощущение «гражданства» Космополитизм -Гражданин МИРА Осознание национальности
Требования к творчеству Творчество в соответствии с жёсткими правилами Свобода творчества
Отношение к природе Подражание природе Идеализация первозданной природы
Вера в будущее Да Страх перед грядущим
Во что верили В разум Чувство, интуиция

Слайд № 2

Итак, 1789г. Во Франции происходит буржуазная революция под лозунгом «Свобода, Равенство и Братство!», но вместо обещанного всеобщего счастья Европа погрузилась в полосу войн и революций. Счастье для всех оказалось иллюзией. Общество, созданное «разумным» XYIII веком – страшно и непредсказуемо. Реальностью стала скорбь и пессимизм. Действительность стала восприниматься как источник конфликтов, и как следствие – полное разочарование в действительности. Но жизнь не остановилась.

На Слайде № 3 вы видите имена людей, живших в конце XYIII – первой половине XIX в. Они начал переосмысливать происходящее и отображать реальность в своём творчестве. Это их назовут романтиками. От французского слова romantique, означавшему в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». Во многом (но не во всём) противоположен классицизму

Задание 1. Выбрать из перечисленных имён по 6:

Музыкантов, Писателей, Художников и скульпторов, Французских романтиков. Листы с заглавием «Музыканты», «Писатели», «Художники и скульпторы», «Французские романтики» заранее разложены на столах.

Записать выбранные имена на листах под №1 х и сдать в жюри. Команда, выполнившая задание первой (при условии, что все ответы верны) получает 4 балла, вторая -3, третья-2, четвёртая – 1балл. За каждый неверный ответ снимается балл

Некоторые имена дети видят впервые, но некоторые им известны. В результате обмена мнениями на листах записываются ответы и передают в жюри. Команда-жюри выполняет все задания, лист №1 с ответами отдаёт учителю для оценки, получает от учителя правильные ответы и выставляет баллы командам, фиксирует на доске. (или на листах бумаги фломастером Þ вывешивает на доску).

Учитель: Мир изменился, общество, созданное «разумным» XYIII веком – страшно и непредсказуемо. Что чувствовали люди, жившие в ту эпоху? КТО и КАК может изменить этот «страшный мир»? Какие выходы находят романтики?

Задание 2. Слайд № 4

На столе жюри лежат 4 стихотворения поэтов – романтиков: Дж. Байрон «Песня греческих повстанцев»; Гейне Генрих «В мае»; Виктор Гюго «За баррикадами »; Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» гл. 4 -179,180.

Капитан команды подходит и выбирает одно из них. (Двигательная активность).

Дж. Байрон «ПЕСНЯ ГРЕЧЕСКИХ ПОВСТАНЦЕВ»

О Греция, восстань!

Сиянье древней славы

Борцов зовет на брань,

На подвиг величавый.

К оружию! К победам!

Героям страх неведом.

Пускай за нами следом

Течет тиранов кровь.

С презреньем сбросьте, греки,

Турецкое ярмо,

Кровью вражеской навеки

Смойте рабское клеймо!

Пусть доблестные тени

Героев и вождей

Увидят возрожденье

Эллады прежних дней.

Пусть встает на голос горна

Копьеносцев древних рать,

Чтоб за город семигорный

Вместе с нами воевать.

. . . . . . . . . . . . . . .

К оружию! К победам!

Героям страх неведом.

Пускай за нами следом

Течет тиранов кровь

Гейне Генрих – «В мае»
Друзья, которых любил я в былом,

Они отплатили мне худшим злом.

И сердце разбито; но солнце мая

Снова смеется, весну встречая.

Цветет весна. В зеленых лесах

Звенит веселое пенье птах;

Цветы и девушки, смех у них ясен -

О мир прекрасный, ты ужасен!

Я Орк подземный теперь хвалю,

Контраст не ранит там душу мою;

Сердцам страдающим полный отдых

Там, под землею, в стигийских водах.

Меланхолически Стикс звучит,

Пустынно карканье стимфалид,

И фурий пенье – визг и вой,

И Цербера лай над головой -

Мучительно ладят с несчастьем людей, -

В печальной долине, в царстве теней,

В проклятых владениях Прозерпины

С нашим страданием строй единый.

Но здесь, наверху, о, как жестоко

Розы и солнце ранят око!

И майский и райский воздух ясен -

О мир прекрасный, ты ужасен!

Виктор Гюго «За баррикадами »

За баррикадами, на улице пустой,

Омытой кровью жертв, и грешной и святой,

Был схвачен мальчуган одиннадцатилетний.

«Ты тоже коммунар?» – «Да, сударь, не последний!»-

«Что ж! – капитан решил. Конец для всех – расстрел.

Жди, очередь дойдёт!» И мальчуган смотрел

На вспышки выстрелов, на смерть борцов и братьев,

Внезапно он сказал, отваги не утратив:

«Позвольте матери часы мне отнести!»

«Сбежишь?» – «Нет, возвращусь!» -«Ага, как ни верти ,

Ты струсил сорванец! Где дом твой?» – « У фонтана».

И возвратиться он поклялся капитану.

«Ну живо, чёрт с тобой! Уловка не тонка!» –

Расхохотался взвод над бегством паренька.

С хрипеньем гибнущих смешался смех победный,

Но смех умолк, когда внезапно мальчик бледный

Предстал им, гордости суровой не тая,

Сам подошёл к стене и крикнул: «Вот и я!»

И устыдилась смерть, и был отпущен пленный,

Дитя, пусть ураган, бушуя во вселенной,

Смешал добро со злом, с героем подлеца, -

Что двинуло тебя сражаться до конца?

Невинная душа была душой прекрасной.

Два шага сделал ты над бездною ужасной:

Шаг к матери один и на расстрел – второй.

Был взрослый посрамлён, а мальчик был герой.

К ответственности звать тебя никто не вправе.

Но утренним лучам, ребяческой забаве,

Всей жизни будущей, свободе и весне –

Ты предпочёл прийти к друзьям и встать к стене.

И слава вечная тебя поцеловала.

Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»

4-179

 Стремите, волны, свой могучий бег!
 В простор лазурный тщетно шлет армады
 Земли опустошитель, человек. 
 На суше он не ведает преграды,
 Но встанут ваши темные громады,
 И там, в пустыне, след его живой
 Исчезнет с ним, когда, моля пощады,
 Ко дну пойдет он каплей дождевой
 Без слез напутственных, без урны гробовой. 

4-180

 Нет, не ему поработить, о море,
 Простор твоих бушующих валов!
 Твое презренье тот узнает вскоре,
 Кто землю в цепи заковать готов. 
 Сорвав с груди, ты выше облаков
 Швырнешь его, дрожащего от страха,
 Молящего о пристани богов,
 И, точно камень, пущенный с размаха,
 О скалы раздробишь и кинешь горстью праха. 

Команда знакомится со стихотворением, записывает в Финальную таблицу характеристики романтического героя, о котором написано доставшееся им стихотворение. Один из игроков читает стихотворение с выражением. Жюри оценивает выразительное чтение. (из 4 баллов) Остальные команды после прослушивания должны ответить на вопрос: «В чём смысл стихотворения?».

Жюри выставляет оценки из 4-х баллов и фиксирует их на доске (или на листах бумаги фломастером Þ вывешивает на доску).

После того как результаты будут записаны на доске, учитель оценивает работу жюри.

Задание №3На Слайде № 5 представлены репродукции картин художников – романтиков. 1-Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», 2-Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая », 3-Э. Делакруа «Сирота на кладбище», 4-У. Тёрнер «Снежная буря», 5-К. Лоррен «Суд Париса» (под номерами). Ни с одной из картин дети на уроках не знакомились.

Подберите картину, соответствующую вашему литературному тексту, объясните ваш выбор строкой из текса, прочитанного вами стихотворения. Запишите характеристики героев выбранной картины в Финальную таблиицу. Во время ответа на слайде под картинами появляются имена авторов и названия картин.

Жюри оценивает правильность выбора и точность подобранной цитаты из текста стихотворения. Картина К. Лоррена «Суд Париса», написанная в стиле классицизм не должна быть выбрана. Жюри объясняет, почему эту картину никто не выбрал, а если кто-либо выбрал, то почему это решение неверно. Учитель оценивает работу жюри.

Задание №4. Слайд №6

Прослушайте 5 музыкальных фрагментов длительностью 30-45 сек без названия и автора, под номерами: 1-Ф Шопен «Этюд № 12. Революционный», 2-Р. Шуман «Грёзы», 3-Р. Шуман «Струнный квартет II. Скерцо», 4-Моцарт «Волшебная флейта» Увертюра, 5-Р. Вагнер «Полёт валькирий».

Выберете музыку, соответствующую вашему литературному тексту и выбранной картине. Объясните свой выбор с позиции особенностей музыкального языка: характер мелодии, метро-ритм, динамика, темп, Запишите в Финальную таблицу характеристики, услышанные в выбранном вами музыкальном фрагменте. Во время ответа на слайде появляются имена композиторов и названия произведений.

Жюри оценивает правильность выбора и объяснение. Музыка Моцарта не должна быть выбрана, т к. она написана в стиле классицизм. Жюри объясняет, почему эту музыку никто не выбрал, а если кто-либо выбрал, то почему это решение неверно. Учитель оценивает работу жюри.

Музыка прозвучит ещё раз в том же порядке, а в это время каждая команда должна изобразить «свою» картину. (у каждой команды на столе лежит репродукция выбранной картины) Жюри оценивает точность показа.

Жюри оценивает соответствие и аргументированность объяснения из 4 баллов.

Задание № 5 Окончательно заполнить таблицу и ответить на вопрос: «Какого «внутреннего человека» открыл в себе человек романтического мировоззрения? Прочитать свой вывод. Сдать Финальную таблицу в жюри.

Пока жюри подводит итоги из максимально возможных 28 баллов (14-18 баллов =3; 19-23=4; 24-28=5), команды составляют синквейн со словами «странное» или «фантастическое». Звучит музыка Ф. Шуберта «Серенада»

Самый удачный синквейн повышает оценку команде или конкретному ученику (решает команда) на 1 балл.

Итог урока:

События конца XYIII – начала ХIХ века открыли в человеке новые гран личности, характеризующиеся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

А применение игровых методик способствовало тому что:

  • при распределении детей на группы возник элемент новизны и неожиданности;
  • ученики получили возможность общаться между собой для решения поставленных задач;
  • возникла необходимость брать на себя ответственность и доказывать свою правоту или «услышать» другого;
  • дети стараются договариваться;
  • каждый ученик может и хочет (или вынужден) вносить определённый вклад в работу команды;
  • при выполнении заданий, и наблюдении за работой других команд, восполняются пробелы в знаниях;
  • дети получили возможность двигаться во время обсуждений, выступлений (преображение) и во время подходов к столу жюри;
  • проанализировав и сравнив литературные живописные и музыкальные произведения, учащиеся САМИ пришли к выводу, о том, чем стиль романтизм отличался от предыдущего классицизма.
  • возникли деловые отношения со сверстниками, т. е. происходит процесс формирования поколения, что является идеалом социо-игровой педагогики .
  • на уроке «звучало искусство» и дети погрузились в ту далёкую эпоху и представили, какие мысли и чувства тревожили ЛЮДЕЙ XIX века.
  • использовав, игровые методики игры-погружения, викторины, и преображения достигается необходимый результат, который может быть проверен также с помощью игровых методик.

Н. П. Ананьева, ГБОУ СОШ № 2088 (841), Москва

Метки: Искусствоведение