Урок-игра Я открываю в себе «Внутреннего человека»!? 10 класс
Урок-игра Я открываю в себе «Внутреннего человека»!? 10 класс
По программе Рапацкой Л. А. для 11 класса «Художественные культуры мира XIX-XX вв. : взгляд из России»
Раздел I «Основные течения в европейской художественной культуре XIX-начала XX в.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIXв: открытие «внутреннего человека»
ЦЕЛЬ: формирование представления о стиле «Романтизм».
ЗАДАЧИ: знакомство с предпосылками возникновения стиля; обобщение знаний по теме «Классицизм»; выявление стилевых различий; развитие творческой активности, умения включаться в процесс кругового общения, решать поставленную задачу путём сотрудничества; развитие умения анализировать и сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; формирование чувства заинтересованности и удовлетворённости от общения с искусством.
ОФОРМЛЕНИЕ: 30 фишек для деления на группы, 5 флажков на столах команд, листы бумаги и магниты (для магнитной доски), фломастеры, листы с заданиями, репродукции картин, таблицы, ключ схема, схема выставления оценок команд, схема выставления оценок жюри,
ХОД ИГРЫ:
Класс делится на четыре команды по 5-6 человек + одна команда (5-6 чел. ) – Жюри выдвигают сами учащиеся из состава своих команд. (В некоторых классах возможен вариант, когда в жюри учитель назначает учеников, имеющих отличные оценки по предмету).
Команды формируются по выбранным открыткам с видами архитектурных сооружений разных стран. На обратной стороне открытки изображение флага той страны, где находится данное архитектурное сооружение: Великобритания, Германия, Франция, флаг Евросоюза для Австрии, Венгрии Италии, Польши. Флаг России для жюри. Команды выбирают капитанов и название – флажок, (записывается на листе бумаги). Если команды не равны по численности, то те, у кого игроков меньше получают бонус – максимальное количество очков за правильный ответ – 4 балла
Правила игры: (Игру ведёт учитель. )
На столах команд лежат пакеты с заданиями и финальная таблица, в которую в течение всей игры надо постепенно заносить стилевые различия Классицизма и Романтизма.
После каждого выполненного задания жюри выставляет баллы и вывешивает их на доску для всеобщего обозрения.
За правильный, полный ответ присуждается 4 балла, за неполный ответ – 2-3 балла, за мысль в верном направлении -1 балл неверный ответ – 0. Жюри заранее не знает правильных ответов.
По окончании игры все ученики получают оценки. Игрок, признанный командой лучшим получает 1 балл к оценке, полученной командой. У игрока, признанного командой «бездельником», вычитается 1 балл из оценки, полученной командой. Таким образом, вольно или невольно, в игру вовлекаются все учащиеся. За плохое поведение команда получает предупреждение, а затем с команды снимаются 2 балла.
В конце игры жюри получает от учителя ключ-таблицу, подводит итоги по заранее составленной схеме и объявляет победителя. В заключительном слове команда-жюри оценивает работу команд и свою работу (по заранее составленной схеме) и выставляет себе оценку.
Приветствие учителя:
Друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы пообщаться с искусством, которое, как говорил Т. Манн « есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству». Наш урок – игра будет посвящен стилю «Романтизм», но прежде хотелось бы вспомнить характерные признаки искусства предыдущей эпохи Классицизма.
Все учащиеся выкладывают на стол листок с заранее заготовленным дома вопросом по теме: «Искусство классицизма». Игроки должны выбирать лучший на их взгляд вопрос и задать его команде, которая располагается по часовой стрелке от них. Первой задаёт вопрос команда-жюри. За интересный вопрос и правильный ответ учитель присуждает индивидуальные баллы.
Слайд № 1 А теперь мы переходим к изучению стиля «Романтизм», а называется он «Я открываю в себе «Внутреннего человека»,
На столах команд лежат пакеты с заданиями и финальная таблица, в которую в течение всей игры надо постепенно заносить стилевые различия Классицизма и Романтизма
ФИНАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Романтический герой пересматривает ценностные ориентиры и открывает в себе «внутреннего человека». Какого???
Критерии сравнения | Классицизм | Романтизм (предполагаемые ответы) |
Властители дум | общественные деятели | Индивидуалисты, герои-одиночки |
Отношение к действительности | Изображает жизнь не такой, какая она есть, а рисует идеал. | неприятие |
Герои для подражания | Из «Античности» | Современники, борцы за свободу |
Соотношение общественного и личного | Общественные интересы выше личных | Личные интересы превыше всего |
Ценность внутреннего мира человека | Не важна | Превыше всего |
Ощущение «гражданства» | Космополитизм -Гражданин МИРА | Осознание национальности |
Требования к творчеству | Творчество в соответствии с жёсткими правилами | Свобода творчества |
Отношение к природе | Подражание природе | Идеализация первозданной природы |
Вера в будущее | Да | Страх перед грядущим |
Во что верили | В разум | Чувство, интуиция |
Слайд № 2
Итак, 1789г. Во Франции происходит буржуазная революция под лозунгом «Свобода, Равенство и Братство!», но вместо обещанного всеобщего счастья Европа погрузилась в полосу войн и революций. Счастье для всех оказалось иллюзией. Общество, созданное «разумным» XYIII веком – страшно и непредсказуемо. Реальностью стала скорбь и пессимизм. Действительность стала восприниматься как источник конфликтов, и как следствие – полное разочарование в действительности. Но жизнь не остановилась.
На Слайде № 3 вы видите имена людей, живших в конце XYIII – первой половине XIX в. Они начал переосмысливать происходящее и отображать реальность в своём творчестве. Это их назовут романтиками. От французского слова romantique, означавшему в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». Во многом (но не во всём) противоположен классицизму
Задание 1. Выбрать из перечисленных имён по 6:
Музыкантов, Писателей, Художников и скульпторов, Французских романтиков. Листы с заглавием «Музыканты», «Писатели», «Художники и скульпторы», «Французские романтики» заранее разложены на столах.
Записать выбранные имена на листах под №1 х и сдать в жюри. Команда, выполнившая задание первой (при условии, что все ответы верны) получает 4 балла, вторая -3, третья-2, четвёртая – 1балл. За каждый неверный ответ снимается балл
Некоторые имена дети видят впервые, но некоторые им известны. В результате обмена мнениями на листах записываются ответы и передают в жюри. Команда-жюри выполняет все задания, лист №1 с ответами отдаёт учителю для оценки, получает от учителя правильные ответы и выставляет баллы командам, фиксирует на доске. (или на листах бумаги фломастером Þ вывешивает на доску).
Учитель: Мир изменился, общество, созданное «разумным» XYIII веком – страшно и непредсказуемо. Что чувствовали люди, жившие в ту эпоху? КТО и КАК может изменить этот «страшный мир»? Какие выходы находят романтики?
Задание 2. Слайд № 4
На столе жюри лежат 4 стихотворения поэтов – романтиков: Дж. Байрон «Песня греческих повстанцев»; Гейне Генрих «В мае»; Виктор Гюго «За баррикадами »; Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» гл. 4 -179,180.
Капитан команды подходит и выбирает одно из них. (Двигательная активность).
Дж. Байрон «ПЕСНЯ ГРЕЧЕСКИХ ПОВСТАНЦЕВ»
О Греция, восстань!
Сиянье древней славы
Борцов зовет на брань,
На подвиг величавый.
К оружию! К победам!
Героям страх неведом.
Пускай за нами следом
Течет тиранов кровь.
С презреньем сбросьте, греки,
Турецкое ярмо,
Кровью вражеской навеки
Смойте рабское клеймо!
Пусть доблестные тени
Героев и вождей
Увидят возрожденье
Эллады прежних дней.
Пусть встает на голос горна
Копьеносцев древних рать,
Чтоб за город семигорный
Вместе с нами воевать.
. . . . . . . . . . . . . . .
К оружию! К победам!
Героям страх неведом.
Пускай за нами следом
Течет тиранов кровь
Гейне Генрих – «В мае» | ||
Друзья, которых любил я в былом, Они отплатили мне худшим злом. И сердце разбито; но солнце мая Снова смеется, весну встречая. Цветет весна. В зеленых лесах Звенит веселое пенье птах; Цветы и девушки, смех у них ясен - О мир прекрасный, ты ужасен! Я Орк подземный теперь хвалю, Контраст не ранит там душу мою; Сердцам страдающим полный отдых Там, под землею, в стигийских водах. Меланхолически Стикс звучит, Пустынно карканье стимфалид, И фурий пенье – визг и вой, И Цербера лай над головой - Мучительно ладят с несчастьем людей, - В печальной долине, в царстве теней, В проклятых владениях Прозерпины С нашим страданием строй единый. Но здесь, наверху, о, как жестоко Розы и солнце ранят око! И майский и райский воздух ясен - О мир прекрасный, ты ужасен! |
||
Виктор Гюго «За баррикадами »
За баррикадами, на улице пустой,
Омытой кровью жертв, и грешной и святой,
Был схвачен мальчуган одиннадцатилетний.
«Ты тоже коммунар?» – «Да, сударь, не последний!»-
«Что ж! – капитан решил. Конец для всех – расстрел.
Жди, очередь дойдёт!» И мальчуган смотрел
На вспышки выстрелов, на смерть борцов и братьев,
Внезапно он сказал, отваги не утратив:
«Позвольте матери часы мне отнести!»
«Сбежишь?» – «Нет, возвращусь!» -«Ага, как ни верти ,
Ты струсил сорванец! Где дом твой?» – « У фонтана».
И возвратиться он поклялся капитану.
«Ну живо, чёрт с тобой! Уловка не тонка!» –
Расхохотался взвод над бегством паренька.
С хрипеньем гибнущих смешался смех победный,
Но смех умолк, когда внезапно мальчик бледный
Предстал им, гордости суровой не тая,
Сам подошёл к стене и крикнул: «Вот и я!»
И устыдилась смерть, и был отпущен пленный,
Дитя, пусть ураган, бушуя во вселенной,
Смешал добро со злом, с героем подлеца, -
Что двинуло тебя сражаться до конца?
Невинная душа была душой прекрасной.
Два шага сделал ты над бездною ужасной:
Шаг к матери один и на расстрел – второй.
Был взрослый посрамлён, а мальчик был герой.
К ответственности звать тебя никто не вправе.
Но утренним лучам, ребяческой забаве,
Всей жизни будущей, свободе и весне –
Ты предпочёл прийти к друзьям и встать к стене.
И слава вечная тебя поцеловала.
Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»
4-179
Стремите, волны, свой могучий бег!
В простор лазурный тщетно шлет армады
Земли опустошитель, человек.
На суше он не ведает преграды,
Но встанут ваши темные громады,
И там, в пустыне, след его живой
Исчезнет с ним, когда, моля пощады,
Ко дну пойдет он каплей дождевой
Без слез напутственных, без урны гробовой.
4-180
Нет, не ему поработить, о море,
Простор твоих бушующих валов!
Твое презренье тот узнает вскоре,
Кто землю в цепи заковать готов.
Сорвав с груди, ты выше облаков
Швырнешь его, дрожащего от страха,
Молящего о пристани богов,
И, точно камень, пущенный с размаха,
О скалы раздробишь и кинешь горстью праха.
Команда знакомится со стихотворением, записывает в Финальную таблицу характеристики романтического героя, о котором написано доставшееся им стихотворение. Один из игроков читает стихотворение с выражением. Жюри оценивает выразительное чтение. (из 4 баллов) Остальные команды после прослушивания должны ответить на вопрос: «В чём смысл стихотворения?».
Жюри выставляет оценки из 4-х баллов и фиксирует их на доске (или на листах бумаги фломастером Þ вывешивает на доску).
После того как результаты будут записаны на доске, учитель оценивает работу жюри.
Задание №3На Слайде № 5 представлены репродукции картин художников – романтиков. 1-Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», 2-Ф. Гойя «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая », 3-Э. Делакруа «Сирота на кладбище», 4-У. Тёрнер «Снежная буря», 5-К. Лоррен «Суд Париса» (под номерами). Ни с одной из картин дети на уроках не знакомились.
Подберите картину, соответствующую вашему литературному тексту, объясните ваш выбор строкой из текса, прочитанного вами стихотворения. Запишите характеристики героев выбранной картины в Финальную таблиицу. Во время ответа на слайде под картинами появляются имена авторов и названия картин.
Жюри оценивает правильность выбора и точность подобранной цитаты из текста стихотворения. Картина К. Лоррена «Суд Париса», написанная в стиле классицизм не должна быть выбрана. Жюри объясняет, почему эту картину никто не выбрал, а если кто-либо выбрал, то почему это решение неверно. Учитель оценивает работу жюри.
Задание №4. Слайд №6
Прослушайте 5 музыкальных фрагментов длительностью 30-45 сек без названия и автора, под номерами: 1-Ф Шопен «Этюд № 12. Революционный», 2-Р. Шуман «Грёзы», 3-Р. Шуман «Струнный квартет II. Скерцо», 4-Моцарт «Волшебная флейта» Увертюра, 5-Р. Вагнер «Полёт валькирий».
Выберете музыку, соответствующую вашему литературному тексту и выбранной картине. Объясните свой выбор с позиции особенностей музыкального языка: характер мелодии, метро-ритм, динамика, темп, Запишите в Финальную таблицу характеристики, услышанные в выбранном вами музыкальном фрагменте. Во время ответа на слайде появляются имена композиторов и названия произведений.
Жюри оценивает правильность выбора и объяснение. Музыка Моцарта не должна быть выбрана, т к. она написана в стиле классицизм. Жюри объясняет, почему эту музыку никто не выбрал, а если кто-либо выбрал, то почему это решение неверно. Учитель оценивает работу жюри.
Музыка прозвучит ещё раз в том же порядке, а в это время каждая команда должна изобразить «свою» картину. (у каждой команды на столе лежит репродукция выбранной картины) Жюри оценивает точность показа.
Жюри оценивает соответствие и аргументированность объяснения из 4 баллов.
Задание № 5 Окончательно заполнить таблицу и ответить на вопрос: «Какого «внутреннего человека» открыл в себе человек романтического мировоззрения? Прочитать свой вывод. Сдать Финальную таблицу в жюри.
Пока жюри подводит итоги из максимально возможных 28 баллов (14-18 баллов =3; 19-23=4; 24-28=5), команды составляют синквейн со словами «странное» или «фантастическое». Звучит музыка Ф. Шуберта «Серенада»
Самый удачный синквейн повышает оценку команде или конкретному ученику (решает команда) на 1 балл.
Итог урока:
События конца XYIII – начала ХIХ века открыли в человеке новые гран личности, характеризующиеся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
А применение игровых методик способствовало тому что:
- при распределении детей на группы возник элемент новизны и неожиданности;
- ученики получили возможность общаться между собой для решения поставленных задач;
- возникла необходимость брать на себя ответственность и доказывать свою правоту или «услышать» другого;
- дети стараются договариваться;
- каждый ученик может и хочет (или вынужден) вносить определённый вклад в работу команды;
- при выполнении заданий, и наблюдении за работой других команд, восполняются пробелы в знаниях;
- дети получили возможность двигаться во время обсуждений, выступлений (преображение) и во время подходов к столу жюри;
- проанализировав и сравнив литературные живописные и музыкальные произведения, учащиеся САМИ пришли к выводу, о том, чем стиль романтизм отличался от предыдущего классицизма.
- возникли деловые отношения со сверстниками, т. е. происходит процесс формирования поколения, что является идеалом социо-игровой педагогики .
- на уроке «звучало искусство» и дети погрузились в ту далёкую эпоху и представили, какие мысли и чувства тревожили ЛЮДЕЙ XIX века.
- использовав, игровые методики игры-погружения, викторины, и преображения достигается необходимый результат, который может быть проверен также с помощью игровых методик.
Н. П. Ананьева, ГБОУ СОШ № 2088 (841), Москва
Метки: Искусствоведение