Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

§ 18. 3 Искусство индийского танца

§ 18. 3 Искусство индийского танца

Существует мнение, что родиной танца является Индия. Так ли это на самом деле? Трудно сказать с полной уверенностью, но во всяком случае ученые – языковеды прослеживают происхождение слова «танец» от санскритского (древнейшего индийского литературного языка, являющегося основой языков индоевропейской группы) – «танди», «тандава», что означает «бить», «хлопать». Отсюда немецкое "Tanz", английское "dance" и русское "танец".

Индийский танец действительно зародился в глубокой древности, что подтверждают археологические раскопки в городах Мохендро-Даро и Хараппе. Обнаруженная в руинах одного из городов хрупкая фигурка танцовщицы – самое раннее произведение искусства на эту тему. Она стоит в кокетливой позе, подбоченившись и выдвинув вперед левую ногу. Девушка только что закончила свой зажигательный танец и теперь внимательно прислушивается к музыкальным аккордам. Пройдет мгновение, и она вновь закружится в стремительном вихре танца.

Согласно легендам, танец был порожден богом Шивой – космическим царем танцев. Считалось, что между земными людьми и Шивой божественная связь осуществлялась именно через искусство танца. Пути его развития можно проследить по множеству скульптур и картин в храмах и усыпальницах страны. изысканные изображения небесных танцовщиц – апсар сохранили росписи пещерного храма в Аджанте, а божественные якшини, олицетворяющие силы природы, украшают ворота ступы в Санчи т. д.

При сооружении храмов архитекторы предусматривали специальные площадки или залы для исполнения танцев. Так, храме Солнца в Конараке есть огромный зал Танца, стены которого украшают резные фигуры танцовщиц и музыкантов. Каменные танцоры Конарака отличаются особым изяществом и пластичностью, они великолепно передают характер и форму движения.

Система индийского классического танца– одна из интереснейших в мире. Ее основные положения были изложены в еще в древнем трактате (т. е. научном сочинении) «Натьяшастра», который стал подлинной энциклопедией театрального и танцевального искусства. Исполнителям предписывались жесткие правила: специальные виды походок, жестов, поз и мимики. Но главным требованием было личное сопереживание и вдохновение танцующего.

Куда движется рука, туда должен следовать и глаз,

Куда движется глаз, туда должен следовать и разум, – так гласило древнее правило.

Все танцы должны быть построены на передаче девяти основных эмоций: счастья, сострадания, отваги, гнева, отвращения, страха, печали, удивления и умиротворения.

Еще в древности сложился танцевальный язык жестов танцора – мудра, который насчитывал 37 положений кистей рук, 13 – головы, 9 – шеи, 10 – тела, 36 – глаз. С помощью многочисленных условных комбинаций танцовщик рассказывал целую историю, вполне понятную зрителям. Богатая мимика не только дополняла монологи актеров, но и передавала тончайшие оттенки настроения. Движениями одной или двух рук танцующий создавал удивительный мир художественных образов, восходящий к народным традициям. На языке танца можно было передать состояние природы (дождь, грозу, ветер), время года и суток (весну, осень, ночь, утро, вечер), фон или место, где происходит действие (гору, лес, берег реки) и т. д.

Искусство индийского танца имеет синтетический характер, оно включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму. Более того, оно связано с живописью, скульптурой и архитектурой. Искусство индийского танца требовало многих лет обучения и тренировки, а поэтому было всегда занятием профессионалов. В индийском обществе танцоры и музыканты пользовались особым уважением и почетом. Вплоть до начала XX века танец являлся составной частью храмовых обрядов, но постепенно он начал утрачивать свое ритуальное значение и приобрел придворный, светский характер.

Современный индийский танец невозможно представить без эффектных и красочных костюмов с огромным количеством богатых украшений. На руках танцовщицы – золотые браслеты и цепочки, в волосы вплетены золотые заколки и цветы, голову охватывает изящный обруч, на груди – ожерелье с подвеской, на ногах – браслеты и колокольчики. Шелковое сари с традиционным орнаментом, вышитым золотой нитью, обеспечивает полную свободу движений (раньше танцовщица обматывала вокруг тела около шести метров тяжелой материи).

В настоящее время в Индии существует множество разновидностей классических танцев, но в целом все они имеют сходные черты, представляют собой удивительное по красоте зрелище и доставляют зрителям истинное эстетическое наслаждение.

Задание для самостоятельной работы

1. Расскажите о древнейшем искусстве классического индийского танца. Какую роль и почему он играл в жизни общества?

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

бласть

Метки: Искусствоведение