Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

§18. 4 Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

§18. 4 Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

Давно уже стали поговоркой слова: "Как только восходит луна, Африка танцует". Действительно, в Африке танцуют все, т. к. танец является неотъемлемой частью образа жизни человека. Ребенок, привязанный к спине матери, начинает познавать мир, раскачиваясь в ритме традиционного танца. В течение всей жизни песня и танец входят в повседневность, становятся частью его существа. В танце человек постигает тайны жизни. Даже после его смерти, в обрядах погребения, именно песня и танец завершают его путь, пройденный человеком, подводят итог его деяниям.

Главную суть африканского танца составляют удивительное чувство ритма и особенности пластики, которые передаются из поколения в поколение на протяжении многих лет. Л. Сенгор – один из исследователей африканской танцевальной культуры -писал: "Существование негра ритмично, его жизнь – это воплощенный ритм; поэтому музыка, танец и поэзия для него -это как бы средство восприятия ритма объекта, средство общения с миром, с "другими" – с богами, духами".

Давно уже подмечено, как гармоничны и выразительны движения танцоров, как великолепны их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Они легко и свободно владеют своим телом, а потому их движения лишены скованности, рождаются непринужденно и выглядят как абсолютная импровизация. И все-таки любая импровизация никогда не выходит за рамки традиционной пластики и ритма.

Африканский танец – это синтез многих искусств, а поэтому в нем важны все элементы: движения, музыка, костюмы и т. д. Танец носит коллективный характер: в едином порыве в нем живет вся масса участников танцевального действа. Призывно и напряженно зазвучали тамтамы. Присутствующие образуют плотный широкий круг, их призывные крики, стук камня о камень, палки о палку, прихлопывания в ладоши, звон бубенцов и погремушек на ногах – все сливается с многоголосым хором и убыстряющимися ритмами танцующих в центре площадки. Пламя костра выхватывает из темноты то одного, то другого танцора. . . Долго, почти до бесконечности длится танец. Один за другим выбывают из круга его обессиленные участники. Наконец, победоносно звучат тамтама. Танец закончился. . .

О чем же так красноречиво рассказывают африканские народные танцы? Они говорят о жизни,; их исполнители, как отметил один из исследователей, "танцуют свою жизнь". И это действительно так. В танцах имитируются трудовые процессы, разыгрываются обрядовые эпизоды, демонстрируются различные виды национальной борьбы.

Из всего многообразия африканских танцев можно выделить основные. Это яркие и красочные "танцы отдыха", которые создают праздничную, радостную атмосферу и служат своеобразной эмоциональной разрядкой для зрителей. Это развлекательные соревнования-игрища, в которых раскрываются лучшие качества участников. Они призваны возвеличить победителя, представить его достойным героем, но в то же время в гротескной форме высмеять побежденного. Это танцы, отражающие трудовые занятия народа: ловкость охотника, мастерство и силу дровосека, умение рыболова, доблесть и мужество воина. В них не только фиксируются особенности или внешние стороны ремесла, но и показываются взаимоотношения между людьми (взаимопомощь, поддержка и т. д. ).

Существуют танцы, посвященные различным этапам жизни человека: его рождению, становлению и совершенствованию личности, смерти. Они удивительно реалистично и выразительно передают основные вехи человеческой жизни. И наконец, танцы, несущие в себе магический, ритуальный смысл, когда танец становится средством "колдовства" и "заклинания" от злых духов, обращением к душам предков и богов. Виды тамтамов

А теперь отправимся в западную часть Центральной Африки, в республику Конго, поприсутствуем на одном из магических обрядовых танцев, посвященном изгнанию злого духа, "нарушившего" привычную, нормальную жизнь общины.

Горит костер, смолкли тамтамы, в исполнении старика-заклинателя звучит песня. . . Неожиданно из темноты появляются две скачущие фигуры. Вот они попадают в полосу света, и все видят закутанные в пестрые ткани мужчин. ни передвигаются, высоко подпрыгивая и выбрасывая вперед ноги. В руках у каждого небольшие ящички, покрытые растениями. Песнь старика-заклинателя смолкает, в действо вступает дробный звук тамтамов. Теперь начинает прыгать и быстро, как волчок, крутиться старик. Он выкрикивает при этом непонятные слова и размахивает над головой пучком травы. Неожиданно он замирает на месте, вскинув руки вверх.

Двое мужчин, поставив ящички на землю, у ног заклинателя, продолжают подпрыгивать на месте, вытянув руки вперед. Затем один из них достает из ящичка и протягивает к огню пучок сухой травы. Мгновение – и пучок уже объят пламенем. Огненный комок быстро переходит в потянутую руку старика, который отправляет его . . . в открытый рот! Громкие крики одобрения, ужаса, восхищения и удивления зрителей сотрясают воздух.

Лицо заклинателя слегка запрокинуто и озарено полыхающим изо рта пламенем. Глаза дико вращаются, затем он высоко подпрыгивает, резко поворачивается и снова замирает. Воцаряется всеобщая тишина. . . Действо с проглатывание огня повторяется еще раз, непрекращающиеся крики заглушают звуки тамтамов. Присутствующие зрители начинают содрогаться и беспорядочно двигаться. В эти минуты они больше напоминают неуправляемую толпу, чем организованное театральное действо.

Неожиданно звучит голос заклинателя, все мгновенно останавливаются. Осторожно ступая, старик медленно идет вдоль притихшей толпы зрителей, останавливается на середине, поет песню и помахивает веничком из сухой травы. Вступают тамтамы. Заклинатель переступает босыми ступнями ног по земле, подчиняясь какому-то магическому движению. Его плечи волнообразно и судорожно передергиваются, темп движений нарастает. Прыжок, еще прыжок. Чаще звучат тамтамы, неистовая пляска старика продолжается. Поднятое им облако пыли, отблески пламени костра, буйство музыкальных ритмов – все это создает фантастический ореол вокруг фигуры, мечущейся на площадке внутри круга.

Внезапно он останавливается, неестественно и странно вытянувшись, его широко раскрытые глаза замерли, он продолжает беззвучно произносить какие-то фразы. Затем он мгновенно падает на руки двух мужчин и тут же исчезает вместе с ними в кромешной тьме. Секундная тишина – и снова звучат нестройные возгласы зрителей.

Ритуал закончен, изгнание злых духов свершилось, заклинатель сумел призвать на помощь "высшие силы". Он "вернул боль и зло тому, кто причинил их людям". Магический танец напомнил всем собравшимся, что нельзя нарушать законы, установленные общиной. Виновных ждет неизбежное наказание. Таков общий смысл этого обрядового танца.

Не менее интересны и экзотичны танцы-перевоплощения в животных – антилоп, львов, гиен, змей, крокодилов, в разнообразных птиц. Эти танцы в символических костюмах-масках достоверно передают повадки и характер конкретного зверя. Исполняя подобные танцы, человек считает, что он таким образом приобщается к таинствам природы и пробуждает в себе необходимые жизненные силы.

Ритуальные танцы охотников.

Необычно красив брачный танец журавлей, исполняемый молодыми девушками. Большие грациозные птицы торжественно вышагивают по кругу, взмахивая крыльями и ударяя лапами о землю. Они то убирают головы под крылья, то снова горделиво поднимают их, вытягивая длинные шеи. Сколько грации и значительности в их изящных движениях! Ритмичные притопы босых ног, украшенных на щиколотках браслетами, акцентируют внимание зрителей на легком покачивании рук-крыльев. Этот танец даже трудно назвать имитацией птиц – так органично и естественно воплощен он в движениях танцовщиц.

Задание для самостоятельной работы

1. Почему так популярно и разнообразно танцевальное искусство народов Африки? Какие характерные черты ему присущи? Что вам известно об особенностях исполнения некоторых африканских танцев?

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

Метки: Искусствоведение