Тема урока: Похвальное слово Эпохе
Тема урока: Похвальное слово Эпохе
Цели урока:1)систематизировать и обобщить знание уч-ся о данном периоде;
2) показать межпредметные связи в рамках эпохи;
3) развивать умение уч-ся работать с картой;
4) воспитывать чувство любви к прекрасному.
Оборудование: карта « Европа»XIV -XV в. в. , схема «Ренессанс», альбом по культуре, таблица с терминами и именами, видеофильмы «Эпоха Возрождения»,»Эрмитаж«,»Мировые шедевры Петергоф»,выставка книг, рефератов.
Эпиграф урока на доске:
Глубокое проникновение в культуру прошлого . сближает времена и страны
Д. С. Лихачёв.
Род урока.
1. Слово учителя.
У человечества есть своя биография; младенчество, юность, зрелость. Эпоху, о которой мы будем сегодня говорить, вернее всего отнести к периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без этой эпохи не было бы современной цивилизации, родиной её является Италия. Сама судьба определила ей роль наследницы блестящей цивилизации др. Греции и др. Рима. Конечно, вы уже догадались, что речь пойдёт об эпохе Возрождения или Ренессансе.
Эта эпоха обхватывает несколько столетий (с 14 по 15 вв. )
Всё искусство Возрождения– явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры нового времени и оказало огромное влияние на последующее культурное развитие человечества (показывается карта).
Возрождение проявилось во всех областях искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке, театре, неузнаваемо изменились жизнь и быт людей. Познание во всех областях творчества получило название « универсализм». Люди теперь не ждали всякого блаженства после смерти, а спешили наслаждаться земными радостями, делать свою жизнь полезной и красивой во всём. (танец, подготовленный уч-ся 130 м)
Наши танцоры постарались передать нам настроение той эпохи, а помогла им в этом музыка. Ведь не даром про музыку говорят, что она сама– звучащее время.
1) О её особенностях рассказывает уч-ся, вывешиваются портреты музыкантов).
В конце средних веков росло число грамотных и образованных людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством, по– новому смотрели на природу, человека и общества. Сторонники не божественного, а светского, человеческого взгляда на мир называли себя гуманистами.
(с лат. ---------– – человеческий)
2) Справка о гуманистах Эпохи Возрождения(готовит уч-ся)
3)Справка о литературе.
(постановка: чтение сонетов У. Шекспира).
От литературы переходим к музыке застывшей– архитектуре.
4)Справка об архитектуре.
Собор Св. Петра в Риме– один из известнейших памятников того времени и замечательно сохранившийся до наших дней(в/ф. 4. 30 мин).
5) Скульптура (справка, подготовленная учащимся).
«Скорчившийся мальчик»(в/ф. 0. 40 мин).
«Ночь»(репродукция в книге).
Вот эта ночь, что так спокойно спит,
Перед тобою– ангела создание,
Они из камня, но в ей есть дыханье,
Лишь разбуди– она заговорит
(стихотворение читает ученик).
Самое богатое наследие оставили нам художники эпохи Возрождения. Только перечислять их имена мы могли бы часами.
6) Живопись(справка, подготовленная уч-ся)
(показать репродукции картин).
Можно много говорить и спорить о художниках и их работах, давайте перенесёмся с Вами в замечательный музей Эрмитаж и посмотрим на две картины из огромного наследия художников Возрождения (в/ф. 3 мин).
(На доске записаны основные признаки эпохи Возрождения, уч-ся ещё раз обращают на них внимание).
Споры об эпохи Возрождения вели и ведут философы, историки, политики, искусствоведы. Не будем забывать, что это был очень не простой этап в истории человечества. XIV– XVI вв. – это время кровавых распрей, чудовищных эпидемий, время костров, на которых погибали лучшие умы, многие учёные пострадали за свои взгляды. Но ясно также и то, что эта эпоха оставила нам в наследство несравненные материальные и духовные сокровища. Как богата она талантами. Так будем благодарны им за те шедевры, которые они создали и которые украшают нашу жизнь.
Эпоха Возрождения нуждалась в титанах, но и породила их
II. Задание уч-ся: цветовое восприятие эпохи Возрождения.
( На альбомных листах ученики выражают с помощью красок своё эмоциональное настроение).
III. Подведение итогов урока.
( ф/в -------– эпохи Ренессанса в России: Петергоф).
Л. А. Силаева, МАОУ СОШ 2, Уст-Лабинск, Краснодарский край
Метки: Искусствоведение