Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Искусствоведение
  • Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей средствами внедрения народных промыслов в учебный процесс

Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей средствами внедрения народных промыслов в учебный процесс

Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей средствами внедрения народных промыслов в учебный процесс

Введение.

Что такое художественно – творческие способности?

Художественно – творческие способности . Что это?. Мы уверенно говорим о том , что они есть , еще увереннее – о том , что их нет у ребенка Но что мы имеем при этом в виду , какими критериями пользуемся ?

. Способный– потому , что быстро схватывает объяснения , усваивает показанный прием , правило.

. Способный – потому , что у него фантазия богатая , изобретательность неистощимая.

. Способный – потому ,что в его сочинениях , рисунках чувствуется свой взгляд на мир , какое -то свое , особое , неповторимое отношение к жизни __________ Вообще художественная одаренность человека может рассматриваться с разных точек зрения и как бы на разных уровнях.

Что бы заниматься художественным развитием ребенка , нужно иметь представление о том , какие качества мы хотим у него развивать . В чем заключаются художественно-творческие способности?

Было бы ошибкой начинать поиски ответа с изучения самих детей и их творчества . Понять , что такое художественно – творческие способности , мы сумеем , наблюдая их у настоящих , больших художников . Тогда нам легче будет разглядеть зародыши этих качеств у детей .

Вначале нам нужно разобраться в том , что такое само искусство . Зачем оно существует , какие задачи ставит перед художником ? Только после того как мы ответим на эти вопросы , мы подойдем к пониманию художественных способностей .

Если , к примеру , мы будем считать , что задача изобразительного искусства – «похоже» изображать предметы , явления , события окружающей действительности , то какими качествами должен обладать художник ? Наверное , наблюдательностью , вниманием , зрительной памятью , тонким цветоощущением , чувством пропорций , хорошей координацией руки и глаза и т. д. Чем же не удовлетворяет такое понимание художественных способностей ?

Разве эти качества не нужны для занятий искусством ? Конечно нужны и даже необходимы ( в дальнейшем пойдет разговор об их истинном значении для художественного творчества ребенка).

А неудовлетворенность оттого , что мы узко и неверно сформулировали саму задачу искусства – задачу художественного изображения жизни.

Его задача не в том , чтобы запечатлеть предмет «сам по себе» , в его объективной данности. Оно призвано выразить особое отношение художника к предмету и к миру в целом. Оно создает такой образ мира ,в котором светится духовный мир автора . Оно выражает ту ценность , которую имеет в глазах художника окружающая жизнь . Такова цель. А изображение или описание внешнего мира – это средства для ее достижения.

Психические качества человека , которые нужны для того , чтобы наблюдать и изображать внешний мир , еще нельзя считать художественными способностями . Они призваны служить творческой способности более высокого порядка – художественному воображению .

Это слово известно всем. Как чаще всего понимается воображение ? Как способность человека свободно оперировать впечатлениями , полученными от окружающего мира , перегруппировать их , по -новому сочетать между собой. Это способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления , создавать образы и модели бытия.

Воображение художника – это не просто способность придумать или изобрести нечто невиданное , непривычное , небывалое . А как пишет Т . Манн -« . это способность одухотворить , наполнить внутренним содержанием даже обыкновенный кусок живой действительности». Об этом пишет и современный американский ученый Р. Арнхейм . Он считает , что воображение проявляется в создании « нового понятия о старом предмете» .

Воображение – важнейшее качество , развитию которого у ребенка нужно уделять особое внимание . Только развитое ,активное воображение дает толчок к тому , чтобы работать «не по стандарту» , т. е. работать творчески.

Говоря о художественном развитии детей , нужно иметь в виду развитие у них эстетического отношения к жизни . Как уже было в случае с воображением , общеизвестный термин «Эстетическое» применяется нами не в привычном его значении . В обычном словоупотреблении «эстетическое»– это нечто красивое , изящное , что – то такое , чем приятно любоваться со стороны . В нашем случае эстетическое -когда человек начинает воспринимать неповторимый чувственный облик людей , предметов . явлений не как внешнюю их сторону , а как прямое выражение внутреннего состояния , настроения , характера. ( Сама форма становится прозрачным носителем внутреннего содержания ).

Итак , что же такое художественно творческие способности ? Пожалуй , теперь мы можем представить их как некоторую иерархию психических качеств . Высший (или , наоборот , самый глубинный ) уровень этой иерархии – развитое эстетическое отношение человека к действительности , т. е. способность воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение внутреннего , родственного человеку содержания и благодаря этому переживать свое непосредственное единство с окружающим миром.

Поэтому самая важная задача на пути художественного развития ребенка -это пробуждение и укрепление у него эстетического отношения к действительности .

Но , создавая произведение , автор (в любом возрасте) должен суметь придать своему замыслу и переживанию такой выразительный образ , который сделает его понятным другим людям .

Обычно вначале этот образ лишь смутно угадывается самим автором , и нужно сильное , развитое воображение , чтобы конкретизировать и воплотить его , используя для этого и впечатления внешнего мира , выразительные возможности художественных материалов . Так , художественный замысел , духовное содержание зарождающегося произведения стимулирует воображение и придает ему определенную направленность . А если такого содержания нет – то и воображение нельзя будет считать художественно– творческой способностью , оно окажется просто качеством человеческой психики .

Далее , образ , первоначально складывающийся в воображении художника, уточняется и осуществляется уже в ходе практической деятельности . А для того чтобы хорошо владеть языком и средствами изобразительного искусства , необходимы некоторые специальные способности , например , зрительная память , наблюдательность , внимание или тонкое цветоразличение и т. д.

Роль этих качеств в творческом процессе , конечно служебная , но тут-то с ними и происходит интересное превращение : сделавшись «слугами» воображения , они и сами становятся настоящими художественно – творческими способностями . А сами по себе они представляют лишь нейтральные свойства психики.

Итак , в конечном счете все стороны , или уровни, способностей – и ведущие . и подчиненные – необходимы в художественном творчестве .

И для того чтобы художественное развитие ребенка проходило успешно и гармонично . он также должен почувствовать и раскрыть в себе все эти разнообразные качества . И этому должны помочь ему мы , учителя , построив так свои уроки , факультативы , курсы , чтобы ребенок развивался эстетически грамотно ,чтобы формировались и развивались художественные и творческие способности . Весь этот процесс должен обязательно проходить через развитие внимания , наблюдательности ,зрительной памяти , образного и пространственного мышления .

Б. М. Неменский определил три основные задачи предмета «Изобразительное искусство» . Задача формирования творческой потенции каждого ребенка и как основных ее слагаемых – способности к воображению ( ассоциативное , образное мышление) и развития человеческой индивидуальности , относится ,по мнению великого педагога к одной из первых .

Вторая основная задача – зоркость мышления . Задачу развития «зрительного восприятия» не может взять на себя ни один предмет в школе , кроме изобразительного искусства. Именно этот предмет может глубоко и полно развить , воспитать , выпестовать способность мозга активно вбирать информацию . идущую через зрительный канал , и осмысливать ее.

Занятия изобразительным искусством развивают не просто физическую зоркость глаза . Развивая разрешающую способность зрения , они тренируют, оттачивают способность глаза быстро вычленить в увиденном главное и второстепенное в соответствии с определенной задачей . т. е. развивают мышление. Развитость зрения – это не прирожденная , а воспитанная способность глаза человека. Именно воспитанное зрение накладывает свой отпечаток на весь характер мышления человека . Не случайно ведь сейчас появились даже такие термины . как визуальное и пространственное мышление . Зрение оказалось как бы одним из важнейших «органов» мышления .

Третья ,основная и стержневая линия предмета – зоркость души . По мнению Б. М. Неменского « . Развитие , воспитание способности к сочувствию , сопереживанию , состраданию , способности включать все свои душевные силы в человеческий коллектив , в человеческое и человечное общение . В этом и есть . высший эстетический критерий».

Роль педагогики в развитии творчески-активной личности.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка , помогает видеть и слышать окружающий мир , оценивать и понимать художественную ценность произведений искусств , развивает эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное . Кроме того ,искусство тем и отличается от науки , что не дает готовых рецептов , а требует прочувствованных , самостоятельных творческих решений в практическом освоении различных техник пластических видов искусства , восприятии произведений искусства , умении творчески воплощать свои замыслы в художественных образах .

От знания и применения учителем основных педагогических принципов образовательной программы , методов обучения и конкретного построения содержания урока , в большой мере зависит формирование и развитие творчески– активной личности . Все эти понятия слиты в педагогическом процессе и неотделимы друг от друга . Так выстраиваются основы нашей художественной педагогики , которая зиждется на определенных законах функционирования самого искусства :

– Закон связи искусства с жизнью ( формирует нравственно– эстетический идеал воспринимающего);

– Закон единства формы и содержания . Это проблема выразительности художественного языка того или иного искусства . ( Воздействие на чувства зрителя не только сюжетом , но и цветом , линией , формой и т. д. );

– Закон типизации в искусстве .

На законах искусства основаны педагогические принципы программы по ИЗО :

– Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства ( тематический принцип) – Самый ответственный принцип .

– Принцип художественного сопереживания или уподобления ,

– Принцип диалога культур ( «От родного порога – в мир общечеловеческой культуры»)

– Принцип творческой самореализации . В наших детях необходимо сформировать потребность в художественной деятельности , в приобретении умений и навыков в этой области . Есть целый ряд методов для активизации их творческого сознания :

а) Свобода в системе ограничений , когда четкое выполнение практических задач , с одной стороны , и постоянная их сменяемость , с другой , формируют целеустремленность ребенка ; б) метод диалога , в котором учитель и ученик – собеседники – выясняют волнующие их обоих вопросы «зачем?» и «как?» , и тогда восприятие искусства и слово органично претворяются в деятельность по созданию собственного художественного образа ; в) метод сравнений и ассоциаций ;

г) метод коллективных , групповых и индивидуальных работ детей , развивающих в них чувство единения и ответственности.

– Принцип единства реальности и фантазии. Одно помогает отражать действительность , другое помогает уходить от стереотипов . Только в изобразительном искусстве процесс придумывания , фиксации замысла имеет непосредственный характер для ребенка , держащего в руках карандаш или кисть .

– Принцип реализации связи искусства с жизнью раскрывается через :

а) активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока ;

б) внеклассную индивидуальную и коллективную поисковую деятельность ;

в) оформление работами учеников интерьера школы и школьных праздников Методические основы .

Каждому учителю , посвятившему свою жизнь детям постоянно приходится задумываться , как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда , собственно :

– для чего учить – цели и задачи (воспитательные , образовательные , практические );

– как учить – исследование процесса преподавания , использование различных форм , методов , технологий ;

– как учатся дети – исследование процесса обучения и воспитания ;

– средства обучения – оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом , организация рабочего места учителя и учащихся .

Чтобы выполнить эти задачи ,нужно быть мастером своего дела, знать все то , что накоплено предыдущими поколениями педагогов, достижениями современной педагогической науки с активным использованием и своего личного опыта .

Каковы же формы и средства эффективной организации учебного процесса ?

Педагогической основой всех методов является направленность на единство воспитательных , образовательных и творческих задач урока , развитие мыслительных и художественных способностей детей , их эмоциональной сферы , использование специфики предмета для развития образного мышления ребенка .

Эффективность учебной работы по предмету достигается при использовании разнообразных форм и методов обучения . Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учителя , его творческий подход к процессу обучения , вовлечение в этот процесс самих детей , умений наладить взаимопонимание с учащимися .

Дидактические приемы работы отражены в известных методиках преподавания – и постоянном творческом поиске самого учителя.

Наряду с общими принципами программы существуют и частные задачи преподавания изобразительного искусства в школе,такие , как подготовка учителя к уроку , методы и виды деятельности , использование нетрадиционных методов и форм работы , поиски способов развития творческих возможностей детей , умение анализировать свою работу , преодоление ошибок .

Методика урока основывается на разработке таких положений , как :

– Триединство задач . Каждый урок включает воспитательные , образовательные и творческие задачи , которые дают возможность расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости.

Передача социального опыта от учителя ученику формирует отношение ребенка к природе , обществу , культуре своего народа и уважению к культуре других народов . Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий в доступной возрасту форме . Передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке.

– Опорные понятия ( на чем строится понимание нового материала) ;

– Основные понятия , которые формируютс на данном уроке многообразными формами и методами ;

– Активность учителя на уроке . Уроки изобразительного искусства требуют постоянной активной работы учителя на уроке . От активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся .

– Психологическая сторона урока . Развитие внимания , мышления , речи , воображения , творческих способностей ;

– Эмоциональная сторона урока . Развитие умения радоваться , смеяться , грустить , волноваться , сопереживать ;

– Практическая работа учеников . Она связана с конкретной задачей и заданием для выполнения в классе .

Это могут быть упражнения , наброски , зарисовки , эскизы и длительная работа с материалом . Живопись , графика , лепка дают возможность попробовать свои силы в разных видах искусства , освоить элементарные приемы работы , выявить свои возможности и способности ;

– Коллективные и групповые работы. Этот метод возник из практики работы , когда понадобилось не только активизировать деятельность детей , но и научить их видеть работу другого человека , уметь находить с ним общий язык.

– Оценка деятельности детей , устные ответы.

– Оценка практической работы.

Творчество детей надо поощрять , при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу

Отдельно оценивается трудолюбие – это добросовестное отношение к домашним заданиям , поддержание порядка на рабочем месте , эстетика работы , выполнение отдельных поручений .

В деятельность преподавания и учения включены следующие средства обучения : предметные ( наглядность , инструменты) , моторные ( показ практической деятельности ) , инструментальные ( логические) . Эте средства используются определенными и вместе с тем разнообразными способами , составляющими методы обучения .

Над разработкой методов обучения работали многие видные дидакты, среди них И. Я. Лернер , М. Н. Скаткин , Ю. К. Бабанский , М. А. Данилов , Б. П. Есипов .

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин разрабатывали методы исходя из характера учебно– познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом.

Они выделяют следующие методы:

– объяснительно – иллюстрированный или информационно – рецептивный ( словесные и наглядные методы – рассказ , лекция , обьяснение , коллективное рассматривание и обсуждение произведений искусства и т. д. );

– репродуктивный : воспроизведение действий по применению знаний на практике ;

– проблемное изложение изучаемого материала ;

– частично – поисковый или эвристический метод ,

– исследовательский метод .

Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделяет на три основные группы :

– методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности ;

– методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности ;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельностью .

Наиболее практическое применение нашли методы М. А. Данилова и Б. П. Есипова . Их методы можно подразделить на следующие группы:

– методы приобретения новых знаний ;

– методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике ;

– методы проверки и оценки знаний , умений и навыков .

Для успешного осуществления учебно– воспитательного процесса в своей работе необходимо держать ориентир на основные дидактические принципы . Во-первых , обучение должно быть научным . (глубоко и доказательно раскрывать каждое понятие , не допуская ошибок , неточностей )

Проблемное обучение – это один из способов повышения эффективности занятий . Оно служит развитию познавательности в процессе поисковой , исследовательской деятельности учащихся .

Дидактические и психологические работы И. Я. Лернера , М. И. Махмутова , М. Н. Скаткина глубоко раскрывают значение , место , сущность и организацию проблемного обучения .

Также обучение должно быть наглядным , доступным , систематическим , последовательным и прочным .

Всякое обучение состоит с постановки обучающей цели перед учеником и принятии ее последним .

Следующий непременный этап обучения – организованное восприятие новой информации и ее осмысление. Восприятие организуется разными путями . Оно является необходимым условием и началом всякого усвоения .

Для усвоения знаний характерно движение от общего к частному . Они усваиваются полноценно , когда закономерна связь с другими знаниями .

Следующий этап в обучении – закрепление восприятий и первично усвоенной на предшествующем этапе информации.

Последний этап обучения – обобщение изучаемого материала по теме . Все рассмотренные выше этапы процесса обучения характеризуют его в целом .

«Обучение представляет собой одновременно и развитие . Это происходит в том случае , когда обучение не только приводит к научению человека какому -либо способу деятельности , которому его непосредственно научили , но и обеспечивает способность человека к самоорганизации для осуществления деятельности , выходящей за пределы условий , в которых она привычно происходила» ( Лернер И. Я. ) .

Развитый человек – это человек знающий , умеющий и творчески подготовленный . Но не всякое обучение знаниями действиям имеет развивающий характер . Развивает только такое обучение , которое уделяет значительное место самостоятельной работе учащихся , особым методам обучения , учитывающим как содержание , так и операции с ним .

Занятия декоративно– прикладным искусством позволяет развить у детей такое важное качество личности , как организованность . Это умение обдумывать порядок работы , логически мыслить , самостоятельно работать по плану .

Обучение является , при определенных условиях , одновременно и воспитанием . т. е. формированием свойств и установок личности , определяющих ее отношение к миру и поведение в обществе .

Занятия декоративно – прикладным искусством способствуют осуществлению на практике эстетического , художественного и трудового воспитания .

Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного , если рассматривать это понятие в общем плане . (велика роль природы)

Художественное воспитание осуществляется через художественные образы. Высоко влияние народного , декоративного искусства . Знакомство детей с изделиями народных мастеров помогает им взглянуть на привычные вещи по– новому , понять их красоту .

Труд школьников на уроках ИЗО , а особенно на занятиях факультативов или кружков по ДПИ ,носит воспитательный характер . В процессе изготовления изделия или поделки у ребенка формируются такие качества личности , как сознательное отношение к труду , трудолюбие , стремление к достижению более высоких результатов , аккуратность и др.

Глава 1

Развитие детского творчества средствами изучения народных традиций .

Народное искусство-действенное средство развития художественно-творческих способностей детей.

Народное искусство в наглядных и современных образах имеет чрезвычайно важное значение для развития культуры , воспитания чувств , становления вкуса , формирования первоосновных эстетических критериев ребенка .

Одно из наиболее существенных свойств народного искусства , которое фундаментальным образом отличает его от профессионального и самодеятельного , это особый характер психологии творчества : народный мастер работает без предварительных эскизов и планов , руки его творят как бы сами собой благодаря тому , что иногда называют « памятью в пальцах» или « умом в пальцах».

У народного и детского творчества одна природа : их роднят такие свойства , как непроизвольность , непосредственность , простата . живость и богатство воображения , чувства радости . праздничности , наивности . сильно выраженная условность .

Народное искусство -действенное средство развития художественно – творческих способностей детей , формирования таких важных личностных качеств , как уважение к труду и умение трудиться.

Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления , воспитывает эстетический вкус , развивает творческое начало .

Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус , но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством : лепить из глины , осваивать приемы плетения кружев ,вышивать .

Таким образом , использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоничному развитию . активизации в них творческого начала , способности нестандартно мыслить и продуктивно работать .

Не случайно курс декоративно-прикладного искусства в средней школе начинается с народного – крестьянского _ прикладного. Впитавшее в себя исторический , нравственный , эстетический , духовный опыт народа , это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека .

В искусстве , созданном народом , переплелись воедино верность традиции ( правила , навыки , приемы , образы , мотивы , темы , отражающие народные мироощущения) , коллективный опыт , природное начало .

Приобщение к замечательным памятникам народного искусства ( «память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего , с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность , связанную с созданием жизненно необходимых предметов .

Внедрение художественных народных промыслов в учебный процесс .

Когда я приступила к работе в школе , передо мной сразу встал вопрос : «Как заинтересовать детей ? Как активизировать их работу и творчество?» Работая в этом плане , я определила методическую тему самообразования :«Поиск эффективных путей активизации детского творчества». И особое место в ней отведено изучению народного творчества на уроках декоративно – прикладного искусства .

О значимости народного искусства в образовательном и воспитательном процессе было сказано выше . Наша задача ,как учителя, состоит в умении организовать так занятия , чтобы ребенок был не просто поглощателем информации , а чтобы в нем

пробудилось желание самим заняться творчеством: лепить из глины , расписывать посуду , вышивать . Именно высказывание Сухомлинского целиком можно отнести к взаимоотношениям детей и народного искусства : « Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев . От пальцев , образно говоря , идут тончайшие ручейки . которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие с орудием труда , чем сложнее движения , необходимые для этого взаимодействия . тем глубже входит взаимодействие руки с природой , с общественным трудом в духовную жизнь ребенка . Другими словами : чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребенок. » Иначе говоря , ребенок раскрывается и развивается не тогда , когда он выступает в роли пассивного зрителя , а когда увлечен каким-то делом , требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения .

Поэтому, в проведении уроков , связанных с народным искусством , я стараюсь не только раскрыть его сущность , не только формировать и развивать знания , умения и навыки в этой области , но и способствовать возникновению интереса и желания заняться определенным творческим делом .

В наше время особое внимание уделяется организации обучения молодежи художественному мастерству и возрождению забытых народных промыслов . Несомненно , интерес к старине , рукоделию появляется не только у взрослых , но и у детей .

Раньше дети с раннего возраста видели работу мастеров и сами учились этому , глядя на старших . А в наши дни видя старинные ажуры , лишь дивятся их красоте , не веря ,что эти причудливые узоры можно сделать самим .

И поэтому мы , учителя ИЗО , должны суметь организовать занятия , курсы , факультативы , кружки , приобщая детей к народному творчеству . Именно от этого в решающей мере зависит формирование мира прекрасного , стремление жить и трудиться по законам красоты .

Что я , как учитель изобразительного искусства , могу предложить детям? Как организовать такие занятия , где ребенок может испытать себя , раскрыть и развить свои творческие способности ,где он может попробовать себя в трудовой творческой деятельности по освоению того или иного художественного мастерства ?

И у меня возникла идея – если я умею и люблю заниматься каким– то ремеслом ( кружевоплетением) , почему бы не заинтересовать и не научить этому детей . Почему бы не передать детям тот интерес , желание , то восхищение и любование, которые я сама испытываю при выполнении необычных , заманчивых кружев . Если учитель сам смог прочувствовать все стороны определенного мастерства ( интерес, желание увидеть конечный результат , приемы работы с инструментами и материалами ,применение конечного результата в жизни , то он будет стремиться к тому , чтобы это прочувствовали и дети. Эта идея и послужила толчком для разработки программы факультатива «Кружевоплетение . Фриволите. » .

Актуальность выбора темы обусловлена интересом к современному оформлению одежды и интерьера с учетом большой истории развития кружевоплетения и широкими возможностями применения в жизни .

Основные цели программы:

– Создавать условия для эстетического и эмоционально – ценностного восприятия обучающимися старинного искусства кружевоплетения , прививать интерес и любовь к кружевоплетению фриволите;

– Прививать навыки и умения в области плетения кружев челноками , научить свободному владению техникой плетения;

– Развивать творческие способности учащихся , художественный вкус , трудовую и творческую активность , воспитывать аккуратность и усидчивость.

Данные занятия располагают возможностью с малыми затратами выполнять прекрасные образцы кружев и способствуют перерастанию увлечения в хобби .

Осуществление занятий опирается на имеющиеся у детей знания, которые они получают на уроках ИЗО , черчения , обслуживающего труда , этике и эстетики . Но самое главное , занятия способствуют углублению и совершенствованию целого комплекса знаний :

– развитие организации и декоративных способностей (ИЗО) ;

– точность и четкость (черчение);

– аккуратность и усидчивость ( труд);

– чувство прекрасного и гармоничного (этика и эстетика) .

Сталкиваясь в ходе данных занятий вплотную с художественным промыслом , выполняя своими руками кружевные образцы , изделия, у обучающихся формируется полное , правдивое и глубокое восприятие народного искусства , в частности – кружевоплетения .

Плетение кружева челноками несложно , увлекательно и удобно , поскольку этим рукоделием можно заниматься практически в любых условиях . Приемы плетения фриволите легко осваивают как взрослые так и дети . Изделия получаются красивыми и прочными .

Психолого – педагогическая сторона проведения занятий по теме «Кружевоплетение . Фриволите» .

Личность – это человеческая индивидуальность , выступающая как субъект познания и преобразования мира . Каждый человек представляет собой конкретную личность , для которой характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях . Как говорил известный русский критик В. Г. Белинский , каждый человек имеет свое лицо , т. е. он является личностью , каждый человек имеет что– то общее с другими людьми и в то же время чем – то отличается от других людей . ( В. С. Кузин . Психология . М. ,1974. с. 35. ).

Основным условием развития психологии и формирования свойств личности является деятельность . Только в деятельности , в начале игровой , а затем учебной и трудовой , развиваются органы чувства и познавательные психические процессы , чувства и воля , черты характера и способности , потребности и мотивы поведения .

Творческая деятельность учащихся выявляет , развивает и формирует способности , склонности и другие качества личности .

Чтобы работать творчески , «не по стандарту» , необходимо развитое , активное воображение . Поэтому на наших занятиях развитию художественного воображения уделяется особое внимание . Во введении было отмечено , что воображение имеет своих «слуг» – внимание , память , наблюдательность и др. психические качества человека .

Занимательность работы по изготовлению кружев челноками способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость , формируется произвольное внимание .

Лучше в младшем возрасте развито непроизвольное внимание . Все новое, неожиданное , яркое интересное привлекает внимание учащихся само собой , без всяких усилий с их стороны . Практика показывает , что непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда , когда материал своей наглядностью , яркостью , вызывает у ребенка эмоциональное отношение . Поэтому важным условием организации внимания является наглядность обучения , широкое применение различных наглядных пособий – иллюстраций , рисунком , макетов . и др.

С этой целью на своих занятиях я использую яркие наглядности и пособия . Это и образцы кружевных изделий ,завораживающие своей красотой и оформленные с учетом их «выгодного» восприятия ;методические таблицы , содержащие и красочное четкое изображение , и соответсвующее изображению текстовое содержание ; это и образцы кружев , выполненные обучающимися, ярко оформленные в папках – раскладушках .

Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то соответственно я стараюсь сделать свои занятия интересными и занимательными . Научившись технике плетения , было бы скучным все время выполнять просто образцы кружев . Поэтому тематическое планирование содержит темы по выполнению индивидуальных и коллективных панно , изделий , применяемых для украшения интерьера , одежды , темы , раскрывающие приемы сочетания кружев с другими видами рукоделия .

На занятиях плетения кружев челноками развивается и произвольное внимание , которое отличается неустойчивостью( особенно у детей младшего возраста) .

В результате постоянных упражнений мы развиваем устойчивость внимания . Работа по схеме плетения , движения рук с челноками , затягивание узлов , работа с инструментами (крючок , игла) требует сосредоточенности внимания , из чего вытекает развитие способности точно и четко выполнять ту или иную работу.

Память имеет важное значение в жизни и деятельности человека .

Занятия по кружевоплетению требуют от детей произвольного запоминания материала . Ребята должны специально запомнить режим работы факультатива , правила поведения , правила и приемы выполнения кружев и др. , а затем уметь руководствоваться ими в своем поведении , деятельности или уметь воспроизвести их на занятии . В процессе систематических упражнений у детей на факультативе развиваются основные процессы памяти : запоминание , воспроизведение и узнавание (установление сходства между предметом , воспринимаемым в данный момент и образом , который закрепился в памяти ребенка от предшествующего восприятия этого или похожего на него предмета).

Воображение – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека . Поэтому воображение нужно тренировать и развивать , как и любую другую сторону психологического облика человека . Как же развиваются навыки воображения на наших занятиях ? Например , при выполнении декоративного панно из кружевных мотивов , перед ребенком ставятся определенные цели и задачи и перед ним встают определенные зрительные образы ; воображение начинает пробуждаться. Какие кружевные элементы и мотивы могут присутствовать в работе , как может быть составлена композиция ?– все это появляется в развивающимся воображении ребенка .

Но иногда бывает так , что у ребенка недостаточное воображение («ленивое») . Тогда руководитель сам подсказывает ответ . Если предложенное удовлетворяет ученика , он , принимая чужие зрительные образы , начинает по -своему что-то видеть .

При подобном способе , предложенным Станиславским , сам ученик принимает у руководителя прием подстегивания своего воображения , начинает будоражить его вопросами , которые теперь подсказывает ему работа его собственного ума .

Так образовывается привычка сознательно бороться с пассивностью , вялостью воображения .

Занятия по кружевоплетению способствуют развитию мышления, которое является высшим познавательным процессом.

Если проследить путь изготовления кружевного образца или изделия , то можно заметить , что вначале дети рассматривают образец , анализируя его внешнюю форму , элементы плетения , изучают схему плетения и последовательность выполнения кружева , затем выполняют работу своими руками .

Строение мыслительного акта в процессе изготовления изделия учеником , примерно таково:

Ребенок собирается своими руками ,на факультативе, изготовить подарок маме, бабушке . Это цель . Появление цели – это необходимое условие возникновения мышления . После того , как возникла цель , появляются элементарные связи между представлениями или понятиями . Ребенок решает, какой подарок изготовить( салфетка , медальон , воротник) , из каких ниток и какого цвета , какую подобрать схему плетения для выполнения работы и т. д.

По ходу мыслительного акта что-то отсеивается , и начинается движение мысли в русле намеченного направления решения. Это направление далее уточняется , корректируется .

Выполнив подарок , согласно намеченной цели , ребенок испытывает удовлетворение .

Такая деятельность способствует развитию творческого мышления .

На занятиях по плетению кружев ребята осваивают приемы работы с различными инструментами и материалами – челноками , крючком , швейной иглой , нитками. В процессе работы с данными инструментами , вырабатывается точность и координация движения , глазомер .

Координация движений , вырабатываемая в процессе увлеченной работы детей челноками, оказывает благотворное влияние на развитие мышечной системы их рук и одновременно вызывает эстетическое наслаждение процессом труда .

Работа по схеме плетения развивает точность и глазомер . Схемы неравноценны по своей сложности : одни рассчитаны для начинающих , другие для тех , кто уже имеет навык работы .

Для успешного выполнения кружев очень важно сразу научиться правильно держать и кисти рук , и челнок , и нить .

Плетение кружев требует от ребенка ловких действий и , если в начале неточным движением руки он мог испортить свою работу из-за неповоротливости

пальчиков , то впоследствии в процессе систематического труда , приобретает уверенность , точность , и пальцы становятся гибкими и послушными . Это очень важно в учебной деятельности . Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки . Часть практических навыков и умений усваиваются учащимися на факультативе сенсорным способом , т. е. опираясь на органы чувств . Это сенсорные навыки и умения ( слушание , глазомер , быстрота охвата наблюдаемых объектов ). Навыки и умения могут быть моторными – для их приобретения ребята выполняют двигательные упражнения ( движения рук при работе с челноками по выполнению узлов , работа крючком при сцепки элементов плетения и др. ).

Ряд навыков и умений требует синтетического , т. е. сенсомоторного , усвоения . (это плетение кружева по схеме плетения) .

Координация , ритмичность движений во многом зависит от качества инструментов и материалов , которые ребята используют в своей работе .

Основным рабочим инструментом для плетения кружева фриволите является челнок . Наша промышленность не освоила выпуск челноков , их изготавливают кустарным способом . Мы для своей работы изготовили челноки своими руками из пластиковых баночек и деревянных перекладин . Получились они удобными и красивыми . Процесс изготовления челнока захватывает и завораживает , так как в каждую деталь вложен личный труд и готовое изделие оценивается как собственное произведение . А такое изделие особенно дорого и работать им вдвойне легче привычнее и приятнее. К челнокам , изготовленным своими руками, дети относятся очень бережно и трепетно .

Труд по изготовлению кружев челноками способствует развитию личности ребенка , развитию его творческих способностей , воспитанию его характера, воли . «Воля укрепляется именно своими победами» – писал К. Ушинский . Не так-то просто сделать изделие или поделку. Их изготовление требует определенных волевых усилий , когда ребенок встречается с трудностями , он пытается самостоятельно их разрешить . Не всегда удается ребенку сразу выполнить какую – либо работу и при неудачи он может потерять веру в свои силы и возможности . В этом случае , руководитель должен оказать помощь ученику . Вместе с учеником мы устанавливаем причины неудач и пути их преодоления . При этом у ребенка формируется целеустремленность , настойчивость , умение доводить начатое дело до конца .

Готовые работы детей обязательно анализируются с точки зрения законов гармонии , просчетов и удач , где сразу видно ,что сделано по правилу . а где его нарушение привело к ошибке .

Содержание , организация и методика проведения занятий по теме «Кружевоплетение. Фриволите» отражены в программе факультатива –

(см. Приложение).

Глава 2

Использование кружевных мотивов и элементов

в проведении уроков ИЗО .

Методические рекомендации к проведению занятий .

На уроках изобразительного искусства особое внимание я уделяю изучению тем , связанных с народным творчеством .

Выше уже говорилось , что изучение народного искусства в яркой и доступной форме является действенным средством развития художественно – творческих способностей детей , закладывает в них образные художественные представления , воспитывает эстетический вкус , развивает творческое начало .

Важным моментом на таких уроках является умение учителя вызвать интерес и пробудить желание в детях самим заняться творчеством – вышивать , расписывать посуду , лепить из глины и т. д.

Я задумалась над тем , как же можно построить такой урок , что можно внести в него нового и необычного , чтобы дети нашли продолжение развития своего интереса и желания заняться творчеством вне урока .

Так как я могу осуществлять обучение детей народному промыслу– кружевоплетение на факультативе , почему бы не использовать на определенных уроках по народному искусству моменты этой темы , почему бы не разработать отдельные уроки , полностью посвященные изучению истории кружевоплетения , или отдельного вида кружевоплетения, например, русского коклюшечного кружева и т. д.

Ведь кружевоплетение – это необычайно красивый и завораживающий вид художественных ремесел , который своими корнями уходит далеко в прошлое . Виды кружевоплетения очень традиционны , так как живут на промыслах , на своей «исторической родине» , например , вологодские кружева , елецкие . И в тоже время они находятся в развитии , не теряя связи с современностью . Некоторые промысловые центры выросли в крупные специализированные предприятия : вологодское кружевное объединение «Снежинка» , производственное объединение «Елецкие кружева»(Липецкая обл) ит. д. Кроме этого в наше время стали возрождаться забытые художественные ремесла , например , кружевоплетение фриволите , которое распространилось по России в 18 веке и особенно модным было в конце 19 начале 20 века . Только в начале 80-х годов 20 столетия после очень долгого перерыва фриволите начало возрождаться в России .

Почему бы , учитывая все эти факты , не внедрить в уроки декоративно – прикладного искусства изучение темы кружевоплетения как отдельной , так и использованием определенных ее моментов с целью :

– формирования и развития представлений об искусстве кружевоплетения;

– создания условий для эмоционально – ценностного и эстетического восприятия народного искусства , формирования нравственно– эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве ;

– создания условий для творческой работы учащихся ;

– развития художественно– творческих способностей обучающихся : в восприятии , прочтении и сочинении ажурных композиций , развития воображения и фантазии в использовании кружевных мотивов , элементов и изделий для декора предметов ,одежды и интерьера .

– Способствовать возникновению интереса и пробуждению желания самим заняться творческим трудом .

Я разработала цикл уроков «Народное искусство на занятиях декоративно– прикладного рисования». На таких уроках – яркие наглядные пособия , образцы и на каждом уроке есть маленькая изюминка , которая незаметно побуждает ребят творить , фантазировать . Маленькая изюминка включает в себя и использование кружевных элементов на уроке для более выразительного и активного восприятия темы , и особенный подход в выполнении практической части урока .

В таблицу по примерному тематическому планированию включены только темы по народному творчеству с элементами кружевоплетения в среднем звене . В планирование включены тематика уроков и практические задания для каждого урока .

Планирование составлено с учетом принципа целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства , принципа художественного сопереживания или уподобления , принципа творческой самореализации , принципа единства реальности и фантазии , принципа реализации связи искусства с жизнью .

Примерное планирование тем по народному творчеству

с использованием кружевных мотивов и элементов.

класс

Последова-

тельность

уроков

Тема

Практическое

Задание

5

1.

Форма и декор головного убора

в Древней Руси .

Выполнить эскиз кокошника , украсив его декоративными элементами с использованием кружевных мотивов.

2.

Пасхальные обереги .

«Дорого яичко да к красному

дню»

Выполнить эскиз оберег , составить композицию узора для яйчат и писанок,передать величие оберег с помощью использования кружевной короны.

6

1.

Магия ажурного узора в различных видах кружевного плетения .

Составить эскиз декоративной решетки на основе переработки реальных форм и ажуров в декоративный образ.

2.

Русский народный костюм . Рубаха – одна из основных частей костюма , форма , декор.

Выполнить эскиз женской и мужской рубахи , украсив их орнаментами вышивки и кружевными изделиями .

7

1 .

История кружевоплетения. Развитие коклюшечного кружева и возрождение челночного.

Выполнение ажурной композиции кружева для отделки полотенца , используя мотивы коклюшечного и челночного кружев .

2-3

Древние образы в народном искусстве , символика цвета и формы . Орнамент в русской народной вышивке .

Составление эскиза орнамента вышивки для украшения полотенца . Выполнение макета русского полотенца , украшенного вышивкой и кружевом .

4.

Русский народный костюм . История развития , составные части , декор .

Выполнение экиза русского костюма , украшение орнаментом вышивки и кружевными элементами.

5.

Единство формы , конструкции, декора в народном жилище .

Рисование на тему «В русской избе».

Выполнение композиции интерьера русской избы с передачей украшения ее декоративно – полезными вещами -дом. утварью , полотенцами , кружевными салфетками и накидками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод работы , предлагаемый в данной методической разработке является результатом совершенствования моей темы самообразования « Поиск эффективных путей активизации детского творчества» и совершенствования себя как учителя .

Апробированные на практике различные формы и методы приобщения детей к народному искусству , позволяют сделать некоторые обобщения и выводы :

  1. В основе рассматриваемой выше методики формирования и развития художественно – творческих способностей обучающихся средствами внедрения народных промыслов в учебный процесс положена ориентация на народное искусство . Практика показывает , что ориентация детей на народное искусство способствует развитию их художественно – творческих способностей , эстетическому и трудовому воспитанию . Выполняемые кружевные изделия и поделки носят полезную направленность – оформление интерьера , одежды .
  2. Объекты труда , выполненные руками наших детей , мы часто представляем в различных мероприятиях не только школы , но и района . Дети в этом случае получают общественное признание , они видят , что их творческая и трудовая деятельность проходит не зря . ( в прошлом учебном году дети были награждены грамотами и похвальными отзывами – см. приложение к программе факультатива )

Чтобы сделать необходимые выводы и заключения по применению своего метода работы ,я решила в течение учебного года наблюдать и фиксировать в специальной тетради уровень развития умений и навыков на занятиях факультатива по плетению кружев . А также провести исследования развития художественно -творческих способностей обучающихся на уроках ИЗО по декоративному рисованию .

Что касается занятий факультатива , результаты данных наблюдений можно рассмотреть в представленной таблице , которая показывает и сравнивает уровень развития умений и навыков на начало учебного года и на конец . Какие можно сделать выводы?

В 2003-2004 учебном году проходила работа факультатива первого года обучения . Таблица показывает какие учебно – организационные , информационные , интеллектуальные умения и навыки нужно было развить в детях на первом году обучения . Каковы же результаты?

По таблице видно , что в начале учебного года у многих обучающихся умение рационально планировать деятельность , осуществлять наблюдения , внимательно воспринимать информацию , умение логически осмысливать учебный материал и решать проблемные задачи ,

умение осуществлять самоконтроль в работе сформированы частично , а у некоторых почти не сформированы .

Работая над формированием и развитием этих умений в течение учебного года , можно увидеть , что в конце года все перечисленные умения ,( связанные с темой плетения кружев) у большего количества обучающихся сформированы полностью .

Что касается специфических навыков , которые должны сформироваться и развиться в детях , то ,конечно, на начало учебного года такие навыки не сформированы почти у всех учеников , например , навык работы челноком , навык выполнения элементов плетения , навык соединения – сцепка .

К концу учебного года , даже к середине , посредством постоянных упражнений , тренировок , эти навыки у детей сформировались полностью и развивались при выполнении различных творческих заданий . Хотя есть и такие дети , у которых эти навыки сформировались лишь частично . Это говорит о том , что учитель должен в течении года суметь выявить таких детей , определить причины их отставания и неудач, и найти методы и приемы их преодоления .

Данная диагностика помогает учителю задуматься , что нужно изменить в своей работе , что необходимо добавить , над чем задуматься и на что обратить внимание . В обучающем процессе не бывает все гладко .

Наряду с достигнутыми положительными качествами , были выявлены и некоторые недостатки . Например, наблюдались случаи , когда у детей терялся интерес к занятиям на факультативе . Например , при ошибках , которые допускали дети при выполнении узлов ( данное кружево не распускается , допущенная ошибка приводит к тупику , исправить ее можно только очень внимательным неторопливым распутыванием с помощью швейной иглы) , они показывали неудовлетворение , особенно , если эти ошибки имели место встречаться часто . ( Мне нужно задуматься еще больше над методами и приемами укрепления и развития воли и терпения у обучающихся ).

Занятия по кружевоплетению , показали , что дети более активны , когда выполняют коллективные работы . Значит , в планирование необходимо больше включать коллективных работ . В коллективном труде нет места лени, неаккуратности в работе , недобросовестности в выполняемой работе , а есть стремление к достижению более высоких результатов , проявление инициативы , творчества , товарищеской взаимопомощи и т. д.

Таким образом , занятия факультатива по теме «Кружевоплетение. Фриволите. » способствуют целенаправленному планомерному развитию детского творчества , художественно – творческих способностей , самостоятельности , трудолюбию .

В. А. Сухомлинский писал о том , что ценность таких занятий состоит в том , что каждый может в течение длительного времени испытывать свои склонности , находить любимую работу .

Где ни пришлось работать детям в будущем , их досуг всегда будет занят увлекательным , полезным делом .

Чтобы сделать необходимые выводы и заключения , относительно уроков по декоративному рисованию с использованием кружевных мотивов и элементов , я решила понаблюдать в течение трех лет за развитием определенных творческих способностей детей одного класса и исследовать развитие оценочных критериев .

Результаты данных исследований и наблюдений я попыталась показать составив цветные диаграммы .

Первая диаграмма показывает результаты исследования развития таких художественно– творческих способностей обучающихся , как интерес , внимание , активность , моторика ( развитию этих качеств способствует использование элементов темы по кружевоплетению на уроках декоративного рисования). По данной схеме видно , что начиная с 5 класса по 7-й идет постепенное увеличение вверх ,т. е. развитие данных качеств . Это можно объяснить тем , что весь процесс обучения декоративному рисованию построен по принципу от простого к сложному в силу возрастных особенностей . Внедрение использования кружевных элементов происходит постепенно , усложняя из года в год свои задачи . Именно это позволяет из года в год повысить интерес учеников , активность , тренировать внимание , развивать моторику .

Кроме этого по диаграмме можно проследить , какие качества способностей проявляются (или развиты) больше других по каждому году отдельно . Например, в 5классе доминирует интерес и как вытекающее из этого последствие развита активность ( второе место ) . Но внимание еще недостаточно сконцентрировано , имеет место рассеянность , об этом говорят недочеты в детских работах . ( прослушал и выполнил не так ; знаю , но из-за невнимания сделал ошибку ) . Задания по декоративному рисованию , особенно с применением кружевных элементов ,требуют развития моторики рук , и в тоже время эту моторику развивают . В 5 кл. моторика находится в развитии , поэтому стоит на последнем месте .

Что касается 6 кл. , то интерес поддерживается и развивается благодаря введению новых тем , более сложных и интересных . Например, в задание ребят входит уже не просто украсить определенным кружевным элементом конкретный предмет , а переработать реальную форму в декоративный образ. При выполнении таких заданий у ребят наблюдается особая творческая активность , преобладание которой мы видим в диаграмме . Выполняя такие задания , у ребят развивается умение сконцентрировать внимание , развивается моторика рук .

В 7 классе преобладающими остаются интерес и активность , но вместе с тем у них хорошо развито внимание (изучение тем , связанных с формой , декором русского полотенца , русского костюма требует повышенного внимания ) по сравнению с пятым классом .

Задания по составлению орнамента вышивки и ажурного узора для украшения полотенца , декора русского народного костюма и интерьера русской избы способствуют и требуют развитую моторику рук .

По сравнению с пятым классом моторика почти в три раза развита больше .

При оценивании работ по декоративному рисованию мы опираемся на определенные критерии выставления отметок . Какие же результаты исследования мы получили ? В пятом классе из пяти критериев в на первом месте находится работа цветом . Они применяют знания и навыки по цветоведению , полученные в начальной школе . Декоративное рисование(с использованием кружевных элементов) вызывает у детей повышенный интерес и активность , дети с удовольствием показывают свои умения в переработке реальной формы в элемент кружева , но при этом у них хромает композиция . Ведение декоративных элементов в работу недостаточно качественно из-за слабого развития моторики рук на данном этапе обучения .

В 6классе все критерии работ увеличиваются . Совершенствуется работа цветом . В результате введения интересных и усложненных заданий , у детей повышается интерес и активность . Они с удовольствием выполняют задания по переработке реальных форм в элемент кружева ( декоративная решетка ), развивают свои умения стилизовать . Эти критерии можно поставить на первое место в 6 классе . Повышенное внимание детей на уроке способствует развитию композиционных знаний , умений , навыков . Развивается и критерий введения декоративных элементов (декор русской рубахи орнаментом и кружевом ) .

Для седьмого класса характерен повышенный интерес детей вводить в работу много декоративных элементов . Этому способствуют задачи определенных уроков ( декор полотенца , русского костюма , интерьера русской избы). Этот критерий можно поставить на первое место в диаграмме .

Ребята очень активно и внимательно любят поработать с мелкими деталями и элементами , изменяя их и преобразовывая . Умение стилизовать выходит на второе место , переработка реальной формы в элемент кружева – на третье место . Развиваются композиция и работа цветом . Все это позволяет семиклассникам выполнять яркие , неординарные творческие работы .

Таким образом . диаграммы исследований наглядно показывают постепенное развитие художественно – творческих способностей детей .

Использование кружевных мотивов и элементов на уроках декоративного рисования помогают углубить и развить представления о народном творчестве . Кроме этого такие занятия не только развивают творческие способности ( в восприятии , прочтении и сочинении ажурных композиций , развитие воображения и фантазии в использовании кружевных мотивов , элементов и изделий для декора предметов , одежды и интерьера) , но и способствуют возникновению интереса и пробуждению желания самим заняться творческим трудом .

Список литературы

  1. Алехин А. . Д. Изобразительное искусство . Художник . Педагог. Школа. М. , Просвещение , 1984.
  2. Барадулин В. А. Основы художественного ремесла . М. , Просвещение , 1986 .
  3. Беляев А. А. Эстетика . Словарь . М. , Политиздат , 1989.
  4. Каминская Н. М. История костюма . М. , Легпромбытиздат , 1986 .
  5. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству . М. , Искусство в школе , 1995 .
  6. Неменский Б. М. Мудрость красоты . М. , Просвещение , 1987.
  7. Неменский Б. М. Распахни окно . М. , Молодая гвардия , 1974.
  8. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология . М. , Просвещение , 1973.
  9. Пидкасистый П. И. , Портнов М. Л. Искусство преподавания . М. , Роспедагенство , 1998.
  10. Уткин П. И. Народные художественные промыслы России. М. , Советская Россия , 1984.
  11. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования . М. , Просвещение , 1979 .

12 Ячменева В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному

творчеству с детьми 7-14 лет . М. , Владос , 2003.

Н. Н. Алексеева, МБОУ СОШ № 3, г. Вязьма, Смоленская область

Метки: Искусствоведение