Пейзаж – большой мир. Открытый урок, 6 класс
Пейзаж – большой мир. Открытый урок, 6 класс
ЦЕЛИ:
– Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительность живописи;
– Учить выражать цветом свое настроение;
– Учить правилом изменение цвета в зависимости от освящения;
– Развивать технику работы разными художественными материалами;
– Воспитывать любовь к природе и произведениям искусства;
– Обогащение словаря;
– Развитие связной речи: использование прилагательных в описании пейзажа;
– Формирование лексико – грамматического строя языка;
– Развитие логического мышления, память;
– Учить учащихся выражать чувства, эмоции в рисунке.
ОБОРУДОВАНИЕ:
– Слайды или репродукции картин с изображениями пейзажей:
И. И. Шишкин
И. И. Левитан
И. К. Айвазовский
А. Саврасов
– Образец педагогического рисунка.
– Детские работы.
– Компьютер. Презентация к уроку.
МАТЕРИАЛ:
Бумага, акварельные или гуашевые краски, кисти, карандаши, латекс, баночка с водой.
Словарь: пейзаж, лирический пейзаж, камерный пейзаж, ландшафт, марина, стаффаж, городской пейзаж, исторический пейзаж, пейзаж настроения
ХОД УРОКА
- Организация урока
- Приветствие
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Сообщение темы урока
Рассказ учителя. Ознакомление с жанром.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из жанров живописи – пейзаж. Вспомним стихотворение, которое дает полный ответ на вопрос – что такое пейзаж?
Ученики:
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованный быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
Учитель: Итак, пейзаж – это изображение природы.
А теперь вспомним какие жанры изобразительного искусства вы узнали на прошлых уроках? (назвать жанр и описать его).
Ученики: Мы узнали о жанре
– Городской пейзаж – это здания, улицы, деревья, проспекты, площади сделанные руками человека.
– Морской пейзаж (марина) – это пейзаж изображающий морской вид.
– Лирический пейзаж (пейзаж настроения) – картина, в которой чувства, душевные переживания (тоски, грусти, радости).
– Ландшафт – это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и т. д. ).
– Исторический пейзаж – это изображение исторических событий, что ушло в прошлое.
– Индустриальный ( промышленный) пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций.
– Космический пейзаж – изображение наземных пространств и природы в других условиях.
– Сельский пейзаж (деревенский быт).
– Парковый пейзаж (уголки для отдыха).
– Архитектурный пейзаж (памятники).
– Декоративный пейзаж – картина для украшения.
Учитель: Сейчас вы прослушали определение разных видов пейзажа. Предлагаю вам определить, к какому виду пейзажа относится та или иная картина, представленная на нашей выставке, и назвать отличительные особенности их, и какие картины не подходят к нашей теме и почему?
Ученик:
– Портрет – это изображение человека и его образа, группа людей.
– Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов цветов.
Учитель:
– Какое настроение вам навевают эти пейзажи?
– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость?
(ответы детей)
Учитель: Часто живописец не может равнодушно писать пейзажи. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струи души. Такой пейзаж и называется пейзажем – настроения.
Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что выдающими мастерами такого пейзажа были А. К. Саврасов и И. И. Левитан. Их полотна то грустные, то радостные, то тревожные, рассказывает нам о чувствах и настроениях художников.
Основатель знаменитой галерей Павел Третьяков говорил: «Мне не нужно не богатой природы, ни эффективного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть».
Именно поэтическое обаяние самого обыденного скромного, типично русского пейзажа открыл зрителю Александр Кондратьевич Саврасов в своем произведении «Грачи прилетели». Глядя на эти картины, мы явственно ощущаем свежесть воздуха, насыщенного запаха мокрой коры и тающего снега, весеннее тепло. Что же хочет сказать художник, изобразив такой пейзаж? (ответы учащихся).
Учитель: Да, художник как бы говорит нам: «Цените тихую прелесть, не яркую красоту и очарование русской природы».
Какие чувства вызывают у вас это полотно? (ответы учащихся).
Учитель: Действительно, эта картина навевает лирическое настроение, рождает в нас чувство радости, любви к родине, надежда на лучшее.
Физминутка.
Формулы психомышечной тренировки.
- Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
- Мои руки полностью расслабленные теплые неподвижные.
- Мои ноги полностью расслабленные теплые неподвижные.
- Мое туловище полностью расслабленное теплое неподвижное.
- Моя шея полностью расслабленная теплая неподвижная.
- Мое лицо полностью расслабленное теплое неподвижное.
- Состояние приятное «полного, глубокого покоя».
Один, два, три, четыре, а теперь работаем дальше.
- Актуализация знаний учащихся.
Постановка проблемы
Учитель: Сегодня вам предлагается выполнить рисунок пейзажа, пейзажа настроения, в котором вы сможете выразить свое настроение, как грустная и радостная.
При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних композициях дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева.
М. Ю. Лермонтов посмотрел на картину И. И. Шишкина «» и написал стихотворение:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
На других композициях пейзаж образует лесные массивы и группы деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.
– На ближнем плане все предметы все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрасны.
– На втором – это все смягчается.
– Третьем плане – все изображение сливается в воздушной дымке.
- Самостоятельная работа.
Учитель: Каждый из вас должен сегодня нарисовать свой пейзаж, но прежде нужно обдумать мотивы своего пейзажа, то есть, что конкретно будет на нем изображено.
- Прежде всего определим композицию листа (вертикально или горизонтально)
- Определить линию горизонта
– Где будет линия горизонта?
– Что такое линия горизонта?
Если больше хотим показать землю, линию горизонта располагаем выше, а можем изображать без линии горизонта.
- Размещаем предметы, соблюдая пространственные отношения, первый план рисуем всегда больше, средний меньше, задний план еще меньше.
- Детально прорисовывать рисунок.
Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам, но доносящей до зрителя образ нашей Родины.
- Дети выполняют рисунки.
В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы.
- ИТОГ УРОКА:
- Выставка работ учащихся.
- Заключительное слово.
Учитель: Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник не повторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших пейзажах.
В картинах вы сумели решить широкий круг вопросов – от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображение пространства, видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.
И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.
Г. Н. Жабина, МСКОУ СКОШИ V вида, г. Подольск, Московская область
Метки: Искусствоведение