Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Пейзаж – большой мир. Открытый урок, 6 класс

Пейзаж – большой мир. Открытый урок, 6 класс

ЦЕЛИ:

– Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительность живописи;

– Учить выражать цветом свое настроение;

– Учить правилом изменение цвета в зависимости от освящения;

– Развивать технику работы разными художественными материалами;

– Воспитывать любовь к природе и произведениям искусства;

– Обогащение словаря;

– Развитие связной речи: использование прилагательных в описании пейзажа;

– Формирование лексико – грамматического строя языка;

– Развитие логического мышления, память;

– Учить учащихся выражать чувства, эмоции в рисунке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

– Слайды или репродукции картин с изображениями пейзажей:

И. И. Шишкин

И. И. Левитан

И. К. Айвазовский

А. Саврасов

– Образец педагогического рисунка.

– Детские работы.

– Компьютер. Презентация к уроку.

МАТЕРИАЛ:

Бумага, акварельные или гуашевые краски, кисти, карандаши, латекс, баночка с водой.

Словарь: пейзаж, лирический пейзаж, камерный пейзаж, ландшафт, марина, стаффаж, городской пейзаж, исторический пейзаж, пейзаж настроения

ХОД УРОКА

  1. Организация урока
  2. Приветствие
  3. Проверка готовности учащихся к уроку
  4. Сообщение темы урока

Рассказ учителя. Ознакомление с жанром.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из жанров живописи – пейзаж. Вспомним стихотворение, которое дает полный ответ на вопрос – что такое пейзаж?

Ученики:

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Учитель: Итак, пейзаж – это изображение природы.

А теперь вспомним какие жанры изобразительного искусства вы узнали на прошлых уроках? (назвать жанр и описать его).

Ученики: Мы узнали о жанре

– Городской пейзаж – это здания, улицы, деревья, проспекты, площади сделанные руками человека.

– Морской пейзаж (марина) – это пейзаж изображающий морской вид.

– Лирический пейзаж (пейзаж настроения) – картина, в которой чувства, душевные переживания (тоски, грусти, радости).

– Ландшафт – это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и т. д. ).

– Исторический пейзаж – это изображение исторических событий, что ушло в прошлое.

– Индустриальный ( промышленный) пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций.

– Космический пейзаж – изображение наземных пространств и природы в других условиях.

– Сельский пейзаж (деревенский быт).

– Парковый пейзаж (уголки для отдыха).

– Архитектурный пейзаж (памятники).

– Декоративный пейзаж – картина для украшения.

Учитель: Сейчас вы прослушали определение разных видов пейзажа. Предлагаю вам определить, к какому виду пейзажа относится та или иная картина, представленная на нашей выставке, и назвать отличительные особенности их, и какие картины не подходят к нашей теме и почему?

Ученик:

– Портрет – это изображение человека и его образа, группа людей.

– Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов цветов.

Учитель:

– Какое настроение вам навевают эти пейзажи?

– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость?

(ответы детей)

Учитель: Часто живописец не может равнодушно писать пейзажи. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струи души. Такой пейзаж и называется пейзажем – настроения.

Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что выдающими мастерами такого пейзажа были А. К. Саврасов и И. И. Левитан. Их полотна то грустные, то радостные, то тревожные, рассказывает нам о чувствах и настроениях художников.

Основатель знаменитой галерей Павел Третьяков говорил: «Мне не нужно не богатой природы, ни эффективного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть».

Именно поэтическое обаяние самого обыденного скромного, типично русского пейзажа открыл зрителю Александр Кондратьевич Саврасов в своем произведении «Грачи прилетели». Глядя на эти картины, мы явственно ощущаем свежесть воздуха, насыщенного запаха мокрой коры и тающего снега, весеннее тепло. Что же хочет сказать художник, изобразив такой пейзаж? (ответы учащихся).

Учитель: Да, художник как бы говорит нам: «Цените тихую прелесть, не яркую красоту и очарование русской природы».

Какие чувства вызывают у вас это полотно? (ответы учащихся).

Учитель: Действительно, эта картина навевает лирическое настроение, рождает в нас чувство радости, любви к родине, надежда на лучшее.

Физминутка.

Формулы психомышечной тренировки.

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  2. Мои руки полностью расслабленные теплые неподвижные.
  3. Мои ноги полностью расслабленные теплые неподвижные.
  4. Мое туловище полностью расслабленное теплое неподвижное.
  5. Моя шея полностью расслабленная теплая неподвижная.
  6. Мое лицо полностью расслабленное теплое неподвижное.
  7. Состояние приятное «полного, глубокого покоя».

Один, два, три, четыре, а теперь работаем дальше.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Постановка проблемы

Учитель: Сегодня вам предлагается выполнить рисунок пейзажа, пейзажа настроения, в котором вы сможете выразить свое настроение, как грустная и радостная.

При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних композициях дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева.

М. Ю. Лермонтов посмотрел на картину И. И. Шишкина «» и написал стихотворение:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

На других композициях пейзаж образует лесные массивы и группы деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.

– На ближнем плане все предметы все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрасны.

– На втором – это все смягчается.

– Третьем плане – все изображение сливается в воздушной дымке.

  1. Самостоятельная работа.

Учитель: Каждый из вас должен сегодня нарисовать свой пейзаж, но прежде нужно обдумать мотивы своего пейзажа, то есть, что конкретно будет на нем изображено.

  1. Прежде всего определим композицию листа (вертикально или горизонтально)
  2. Определить линию горизонта

– Где будет линия горизонта?

– Что такое линия горизонта?

Если больше хотим показать землю, линию горизонта располагаем выше, а можем изображать без линии горизонта.

  1. Размещаем предметы, соблюдая пространственные отношения, первый план рисуем всегда больше, средний меньше, задний план еще меньше.
  2. Детально прорисовывать рисунок.

Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам, но доносящей до зрителя образ нашей Родины.

  1. Дети выполняют рисунки.

В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы.

  1. ИТОГ УРОКА:
  2. Выставка работ учащихся.
  3. Заключительное слово.

Учитель: Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник не повторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших пейзажах.

В картинах вы сумели решить широкий круг вопросов – от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображение пространства, видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.

И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

Г. Н. Жабина, МСКОУ СКОШИ V вида, г. Подольск, Московская область

Метки: Искусствоведение