Конспект урока по теме: «Сказочные птицы», 2 класс
Конспект урока по теме: «Сказочные птицы», 2 класс
Цели и задачи урока:
- Приобщение ребят к образному восприятию окружающей жизни на основе развивающего и группового обучения.
- Научить видеть связь между сказкой и реальностью, показать, как природные мотивы переходят в сказочный орнамент.
- Приобщить к истокам народного искусства и художественным представлениям народа.
- Сформировать в сознании детей радость, восторг и удивление от искусства своего народа.
- Предупреждение утомляемости путем смены видов деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор; слайд-фильм; белые листы, кисти, гуашь.
Дидактические материалы к уроку: 1. Слайд – фильм «Сказочные птицы».
2. Виды орнаментов и таблица
3. Изображение различных птиц.
Ход урока:
Этап урока | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
I. Организационный этап. Методы:словесный. Форма этапа урока: фронтальная. |
2 минуты | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку | Подготовка к работе. Слушают учителя, настраиваются на урок. | |||||
Этап урока | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
Слайд-фильм (презентация) по теме «Сказочные птицы» | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Сегодня наш урок посвящен сказочным птицам. Мы поговорим с вами о реальных птицах и попытаемся увидеть сходство между реальными птицами и сказочными птицами. А сейчас давайте посмотрим слайд – фильм. Прочтение стихотворения: Здравствуй русская молодка, Раскрасавица – душа, Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка – зима! Петр Вяземский. Послушайте, какие красивые строки написал Петр Вяземский. Он сравнивает зиму – холодную и суровую, с русской молодкой, с душой раскрасавицей (чистой и красивой) и с птицей – лебедкой (лебедем), нежной и белой. В декоративном искусстве все похоже на сказку, например салфетки, похожи на снежинки; Плотки – на цветочную полянку и т. д. Мы не раз говорили с вами на уроках, что художники берут свои мотивы из природных источников. Художники наблюдают в природе за птицами, а потом изображают их на бумаге (иллюстрируют книги). Показ слайдов Необычные формы, пестрое оперение, яркая окраска и поведение птиц позволили людям увидеть в этих прекрасных обитателях планеты – сказочных персонажей. Мир, окружающий русского человека в глубокой древности, был «населен» сказочно – фантастическими существами. Центральное место в нем занимали обожествленные силы природы: дождь, ветер, солнце, луна, звезды, __________А главное было солнце – источник тепла и света всей видимой жизни. Крестьянин – земледелец природу считал живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревьям, думал, что они наделены душой. Давайте назовем сказки, где встречаются птицы. «Золотой петушок», «Калиф аист», «Сказка о царе Солтане», «Конек – горбунок», «Сказка о молодильных яблоках» и др. На протяжении столетий постоянный персонаж русского фольклора – птица – дева. Птица – Сирин – оберег, несущая добро, счастье в дом – эта птица с ликом Девы. Прилетела птица райская, Садилась на тот сырой дуб, Пела она песни царские. Кто в эту пору – времечко Помоется росою с этой шелковой травы, Тот здрав будет. Но не только птица Сирин была центром внимания художников. Давным – давно, когда вся Русская земля ещё была покрыта дремучими лесами жила гордая птица Скопа, которая защищала земли от набегов бесчисленных врагов – кочевников. Именно она дала название городу Скопину, а затем заняла свое место и на его древнем гербе. Скопа – вполне реальное существо. Это редко встречающаяся хищная птица – белогрудая, желтоглазая, с мощными крыльями и сильными когтями. Мастера -умельцы из города Скопино прославили свою птицу в фигурной керамике. На экране: работа в режиме демонстрации слайд – фильма. Алконост -когда эта птица начинает петь, то себя уже не ощущает, а кто окажется поблизости, то от пения её все в мире забывает Святых же она песнями утешает, многие блага им обещает. Знакомство учащихся с новым словом: Слово «декоративный» – (с французского «украшающий», «служащий для убранства, для красоты»). Запомните это слово. Птицы украшались «орнаментом» - (с латинского «украшение»). Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов и др. И все они принимали декоративные формы, образы. Показ слайдов: Посмотрите, как можно изменить птицу, прорисовывая орнаментальные элементы в образе птицы. Прорисовывая орнамент, художники создавали настоящих «сказочных птиц». |
Восприятие учащимися нового материала. Учащиеся должны почувствовать красоту окружающего мира.
Ребята называют сказки, где встречаются птицы. Восприятие учащимися нового материала. Знакомство ребят с новыми сказочными персонажами. Ребята знакомятся с новыми словами. |
|||||
II. Знакомство с новым материалом Используемые методы: Словесный (рассказ), объяснительно-иллюстративный, сравнительный, исследовательский. Форма этапа урока: беседа, фронтальная. |
||||||
Этап урока | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
III. Освоение росписи – прорисовывание контура птицы. Используемые методы: частично – поисковый, исследовательский. Форма этапа урока: групповая |
5 минут |
Слайд-фильм (презентация) по теме «Сказочные птицы» |
||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Итак, сегодня мы с вами попытаемся выполнить декоративное панно – ковер, которое назовем «Сказочные птицы». Освоение росписи начинаем с рисования контура птицы, а уже затем переходим к отдельным элементам орнамента. Показ на доске (на белом листе бумаги). Знакомство учащихся с новым словом: Запомните новое слово «контур» – (с французского «очертание какого-нибудь предмета», «линия, очерчивающая форму»). У художников контурным рисунком называют рисунок, сделанный одной линией. Не забывайте, что ваша сказочная птица должна быть закомпонована на всем листе. Она должна быть большой и красивой. Работаем только синей краской. Тонким, чуть заметным движением руки компонуем контур птицы, а уже потом обводим. После этого начинаем работать над орнаментом. Можете использовать элементы орнамента, которые вы видите на доске или придумывать свои узоры. |
Подготовка к работе. Слушают учителя, начинают создавать контур птицы на листе. Знакомство учащихся с новым словом: |
|||||
Этап урока | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
IV. Самостоятельная работа учащихся. Используемые методы: частично – поисковый. Форма этапа урока: групповая |
10 минут | Слайд-фильм (презентация) по теме «Сказочные птицы» – показ отдельных слайдов. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Демонстрация на экране отдельных слайдов презентации. |
Просмотр репродукций с доски, просмотр слайдов. | |||||
Помощь учащимся при создании работ. Физкультминутка. Руки подняли и покачали - (Качаем поднятыми вверх руками. ) Это деревья в лесу (Плавно опускаем руки в низ) Руки опустили, кисти встряхнули- (Встряхиваем кистями рук) Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой) В стороны руки, плавно помашем- (Руки в стороны) Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны) Как они сядут, тоже покажем- (Приседания) Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину) Продолжение самостоятельной работы. |
Самостоятельная работа: на белой бумаге, синей краской, создают декоративный образ птицы. Физкультминутка. |
|||||
Этап урока | Время | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||||
V. Итог урока. Используемые методы: аналитический, обобщающий. Форма этапа урока: групповая |
7-8 минут | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Заканчиваем, а теперь, очень аккуратно вырезаем своих птиц, наклеиваем их на наш ковер. Учитель помогает наклеивать на большой лист бумаги птиц. Посмотрите, получился большой сказочный ковер. Все птицы разные и очень красивые. |
Учащиеся вырезают своих птиц и аккуратно наклеивают их на большой лист ватмана (расположенный на доске). | |||||
Молодцы, вы очень хорошо поработали. У вас получился декоративный, большой и красивый ковер. Итак, чем же сказочные птицы отличаются от реальных птиц? Смогли ли мы с вами изобразить сказочных птиц? За урок каждый получает «5». Спасибо вам за работу мастера – художники. |
Учащиеся отвечают на вопросы Удовлетворенность своей работой. |
|||||
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:
Искусство вокруг нас. Неменская Л. А. , 3 класс, М. , Просвещение,2013г.
Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 1 класс. Ю. Ф. Катханова. Владос. 2000г.
Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 4 класс. Ю. Ф. Катханова. Владос. 2007г.
Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь 2 класс. Ю. Ф. Катханова. Владос. 2013г.
Орнамент. Учебное пособие. Л. В. Фокина. Феникс. 2007г.
Орлова Л. В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. , Мозаика-Синтез, 2003 г.
Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы. В. С. Кузин. М. , «Дрофа», 1997г.
Г. Н. Жабина, МСКОУ СКОШИ V вида, г. Подольск, Московская область
Метки: Искусствоведение