Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок музыки в 5 классе "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Урок музыки в 5 классе "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель: Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.

Задачи:

– Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления;

– Путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве;

– Познакомить с термином «имитация» и возможностью имитировать звучание одних музыкальных инструментов другими.

– Содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.

– Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.

Оснащение урока

Презентация и набор техники для её демонстрации; баян, колокольчики, тексты песни «Солнечная капель», набор для рефлексии, сигнальные карты для работы над музыкальным произведением; СД-диск с аудиозаписями, СД-проигрыватель.

Ход урока

1. Организационный момент

1. Представление учителя

2. Музыкальное приветствие, музыкальный ответ учеников

1 слайд – Тема урока

2. Подготовка к изучению новой темы

1. (звучит запись звучания курантов), вопросы учителя:

– Знакомы ли вам эти звуки?

– С чем они ассоциируются у вас?

2 слайд – Москва. Кремль.

– Как называются главные российские колокола?

2. Наш сегодняшний урок будет посвящён этому замечательному явлению – колокольному звону. А можно ли назвать колокол музыкальным инструментом? Почему?

3 слайд – Звонари+колокол-муз. инструмент

– Колокольный звон – это новое явление или нет?

– Наша задача сегодня исследовать, где звучал колокол, какое место он занимает в русской культуре. Для этого нужно собрать необходимые доказательства.

– Как вы думаете, когда появились первые колокола на Руси?

– Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Они служили мерилом добра и праведности: «Голос чище звона», «Слава, что звон». Колокола даже имели имена, к примеру: Лебедь, Сысой, Реут.

– А знаете ли вы имя самого большого колокола во всём мире?

4 слайд – Царь-колокол

– Царь-колокол. Он находится в Москве, как памятник.

5 слайд – стих

Колокола! Ваш звучный звон – Колокола – Руси венец,

Язык земли, меня вскормившей. Червоным золотом горящий,

Живёт в вас радость, клич и стон, Ваш звон – связующая нить

Как отголосок жизни бывшей. Меж будущим и настоящим.

Г. Голуб

3. Изучение новой темы.

– А сейчас я предлагаю вам, ребята, музыкальные загадки. В записи прозвучат колокольные звоны. По характеру звучания они разные и вы должны определить какой вид звона звучит.

(запись перезвона)

– Как часто идут звоны?

– Если они звучат в храме, то что они могут в таком случае означать? (будни, размеренную жизнь, так как звоны идут не часто, на разные голоса)

6 слайд – изображение храма, людей

(запись благовеста)

– Что в этом колокольном звоне? (неспешность, умиротворение)

– Какова высота звона, с каким человеческим голосом можно сравнить? (с басом. Звоны низко, не быстро, гулко)

7 слайд – И. Левитан «Вечерний звон»

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес

Весна идёт – полна чудес!

(запись набата, фрагмента кантаты Прокофьева «Ал. Невский»)

– Что характерно для этого звона? (отчаяние, страх, волнение, призывность)

– Это фрагмент кантаты Прокофьева «Ал. Невский»

8 слайд –В. Серов «Александр Невский»

(звучит запись трезвона)

– Какие по характеру эти звоны? (праздничные, торжественные, частые, взволнованные)

9 слайд – иконы Воскресения, храмы

И мощный звон промчался над землёю,

И воздух весь, гудя, затрепетал,

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества. А. Хомяков

– Не обделила вниманием колокола и русская классическая музыка. Один эпизод из кантаты Прокофьева вы уже слышали. Если мы заговорили о святом торжестве, то в честь этого светлого праздника ещё в начале ХХ века русский композитор Рахманинов Сергей Васильевич написал сюиту для двух фортепиано из 4 частей.

10 слайд – портрет Рахманинова

– Навеяна она ему воспоминаниями детства и связана с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгороского Софийского собора.

11 слайд – Софийский собор

(звучит запись 4 ч. Сюиты Рахманинова)

12 слайд – иконы Воскресения Христова

– Какие инструменты звучали в этом эпизоде?(2 фортепиано)

– Что вам напоминает звучание фортепиано? (раскаты колоколов, трезвоны)

– Какому православному празднику посвятил произведение Рахманинов, назвав 4 часть «Светлый праздник»? (Пасхе, Воскресению Христову)

– В данном произведении посредством фортепиано было передано звучание колоколов. Это явление в музыке называется ИМИТАЦИЯ.

Работа группами.

– С помощью сигнальных карт проанализируем выбор композитором средств музыкальной выразительности.

Темп (быстрый медленный умеренный )

Динамика ( очень тихо очень громко то тихо, то громко громко)

Лад (печальный минор светлый и радостный мажор )

Ритм (стремительно и импульсивно живо, но стройно спокойно, размеренно)

Приёмы развития (повторение фраз контраст(противопоставление) смена окраски звучания(тембров)

4. Закрепление материала

– Попевка 1 ряд – большой колокольчик (на звуке «До», половинной нотой поют «Бом»)

2 ряд – маленький колокольчик (на звуке «Соль» двумя восьмушками поют «Дили»

Я –бубенцы (на «Ми» пою двумя восьмушками «Были-будем»)

– Новая песня «Солнечная капель»

13 слайд – 1 куплет песни и припев

– Показ 1 куплета

– Выучивание по фразам

– Исполнение куплета и припева в сопровождении баяна

Подведение итогов

14 слайд тест– характер колокольных звонов (найти соответствия)

Набат праздничность

Благовест призывность

Трезвон умиротворение

– Какие доказательства мы собрали, чтобы ответить на вопрос:

15 слайд – вопрос Какое значение имели колокольные звоны в жизни русского народа?

(предполагаемые ответы всплывают)

– Колокола были средством общения с народом, извещали о смене дня и ночи, празднике и скорби

– Сигнализировали о пожаре, о начале войны, смене царя

– Россия – страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.

16 слайд – вопрос: каким образом история колокольных звонов отразилась в русской культуре?

– Зодчими строились храмы с колокольнями

– Художники рисовали картины с образом колоколов или воздействия, оказывающего ими на людей

– Поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы

– Композиторы писали произведения о колокольных звонах, отражая собственное восприятие музыки.

5. Рефлексия

– (звучит запись песни «Колокольный звон») Учитель предлагает взять один из двух разноцветных колокольчиков и повесить его на колокольню (на доске)

– Слова учителя: Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. Я желаю вам, чтобы в ваших душах звучали самые светлые колокольчики!

Метки: Искусствоведение