Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Статья "Личностно-ориентированная направленность преподавания учебной дисциплины "Технология"

Статья "Личностно-ориентированная направленность преподавания учебной дисциплины "Технология" Компетентностный подход в образовательной сфере – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях;

это подход, предполагающий внесение личного смысла в образовательный процесс. (Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова и др. ).

Личностно-ориентированное образование как направление развития современной педагогической теории и практики, реализуя компетентностный подход противостоит предметному подходу к образованию, т. е. личностно-ориентированное школьное образование должно быть направлено на потребности развивающей активной личности школьника, способного ставить и реализовать цели, осознанно оценивать свою учебную и трудовую деятельность.

В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В профессиональной деятельности, жизнедеятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации, характеризующиеся большой степенью неопределенности. От современных работников требуются качества, позволяющие находить решения в нестандартных ситуациях, принимать ответственность за выполняемую деятельность.

В этой связи возникает необходимость отметить особую роль учебной дисциплины «Технология». В средней общеобразовательной школе РФ эта учебная дисциплина является одним из основных элементов системы подготовки школьников к труду, важным средством их жизненного и профессионального самоопределения.

Компетентностный подход в преподавании «Технологии» основан на реализации важнейших принципов трудового обучения – политехнической направленности, связи с изучением основ наук, творческого подхода к решению трудовых задач, личностно– и общественно– полезного характера результатов труда школьников, что создает реальные возможности развития у школьников социальной адаптивности, личностной активности и самостоятельности.

Относительно преподавания «Технологии» в рамках личностно– ориентированного образования уместно утверждать, что компетентностный подход в данном случае подразумевает личностно – деятельностный подход, т. к. данная учебная дисциплина через продуктивную деятельность школьников обеспечивает становление их личности.

Становление, по мнению В. С. Кукушкина, всегда связанно с личностными ценностями. Уровень личности, по мнению А. Н. Леонтьева, – это уровень ценностно– смысловой обусловленности. Ценностно– смысловое самоопределение личности начинается в подростковом возрасте. И жизненное, и профессиональное самоопределение осуществляется на основе ценностных ориентаций. (Е. В. Лопанова, Т. Б. Рабочих). Все виды трудовой деятельности потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями. Каждый вид содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ему соответствующих знаний, умений, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить остальные, поэтому в процессе трудового обучения целесообразно использовать различные виды деятельности комплексно:

● трудовая деятельность может не повлиять положительно, если она не имеет для школьников «личностного смысла» (А. Н. Леонтьев);

● в итоге трудового обучения и воспитания у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, цель является той силой, которая определяет способ и характер действий (П. К. Анохин).

Из собственного опыта преподавания «Технологии» можно предположить виды участия детей в общественно– значимых мероприятиях общешкольного, городского и областного уровней, комплексная подготовка и организация которых предполагают личностно– целостную мотивацию учащихся: разработка моделей и изготовление образцов костюмов с последующим участием в конкурсе Театров Мод на базе городского Дома Творчества школьников; разработка сценария и изготовление атрибутики и костюмов к праздновании Масленицы, устройство конкурса блюд национальной русской кухни в рамках проекта «Держава»; участие в школьных выставках работ, посвященных Дню города, в областном конкурсе «Русские ремесла», в выставке «С чего начинается Родина. . . », в выставочном показе «Формула моды» и др.

Данные работы выполняются не только индивидуально, но и творческими группами, что способствует социализации школьников на основе сотрудничества и коллективной устремленности к достижению общих целей.

Но следует отметить, что по отношению к формированию личности школьника трудовая деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы способы ее педагогической инструментовки на основе диалогового общения учителя и учеников.

В этой инструментовке должны сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие не только трудовое обучение, но и трудовое воспитание школьников в процессе уроков технологии. Из методов трудового воспитания можно выделить: рассказ учителя (логичный, последовательный, четкий, образный), объяснение способов работы (в сочетании с вопросами учителя к учащимся и учащихся к учителю с возможным перерастанием в беседу), беседу как метод активного взаимодействия учащихся с опорой на личный опыт, метод примера в формирования отношения к труду.

По поводу использования примера можно вспомнить К. Д,Ушинского, который подчеркивал, что трудовая сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на трудовое воспитание личности можно воздействовать только трудом личности. В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится к учителю. Учитель должен служить для учащихся примером.

Из методов стимулирования и мотивации трудовой деятельности и поведения личности в процессе труда можно выделить соревнование, т. к. общеизвестно стремление детей, подростков и юношей к соперничеству, первенству, самоутверждению, Элементы соревновательности стимулируют

развитие творческой активности, инициативы, личной ответственности и коллективизма.

В ходе урока технологии обязательно следует создавать ситуации переживания успеха, в которых особенно нуждаются учащиеся, испытывающие трудности в выполнении трудовых заданий. К этим учащимся нужно использовать дифференцированный подход в определении содержания трудовой деятельности и характера помощи при ее осуществлении с поощрением и подбадриванием.

В рамках личностно– ориентированной образовательной модели следует особо выделить поощрение как способ выражения общественной положительной оценки результатов трудовой деятельности отдельного учащегося или коллектива, вызывающий уверенность в собственных силах.

Ценность этих методов в том, что они создают у учащихся мотивы, вызывающие желание активно преодолевать неизбежные затруднения, продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией теснейшим образом связано стимулирование трудовой деятельности. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

К эффективным методам организации трудового обучения на уроках технологии можно отнести приучение на основе уяснения учащимися трудовых правил; показ образца; контроль за выполнением трудового действия на основе благожелательного , заинтересованного отношения учителя с выявлением возникающих трудностей и обсуждением способов дальнейшей работы.

Очень важны самоконтроль учащихся; упражнение в процессуальной стороне трудовой деятельности, делающее ее личностно– значимой, т. к. выполняемая школьником трудовая деятельность выступает здесь в единстве цели и операционной структуры. Главное. чтобы упражнение не имело ничего общего с механической выучкой и тренажом, чтобы ученик при выполнении задания был поставлен перед необходимостью выбрать из нескольких возможных определенные решения из нескольких возможных вариантов (создание проблемных ситуаций, активизация поисково-исследовательской деятельности).

Исходя из конкретных целей урока технологии и обстоятельств учитель сам решает какие методы выбрать, т. к. бесконечно разнообразны не только обстоятельства, но и сами личности учащихся. Важно не допускать стереотипных подходов к организации урока, избегать шаблонов. Учитель принимает на себя роль координатора самостоятельной деятельности класса.

Так например, в нашей школе практикуется такая форма выполнения зачетного задания по дисциплине «Технология» как разработка творческих проектов, которые учащиеся выполняют индивидуально или в сотрудничестве с одноклассниками в различных техниках: бумагопластика, квиллинг, изонить, художественная вышивка, мозаики , декупаж и др. В конце учебного года в школе организуются презентация проектов и их общественная защита. В дальнейшем работы экспонируются на общешкольной выставке, демонстрируются родителям в процессе совместных творческих отчетов учителей технологии и учащихся.

Формальное выполнение программ по трудовому обучению может породить негативное отношение учащихся к урокам технологии. Исходя из многолетнего опыта преподавания технологии можно рекомендовать при отборе изделий и определении заданий детям особое внимание обратить на постепенное возрастание конструкторских и технологических сложностей изделий, что позволяет избежать монотонности и однообразия в работе, повышает интеллектуальное содержание уроков технологии и в конечном итоге развивает интерес к результатам труда. При подготовке к уроку учителю следует продумать несколько вариантов его развертывания, обеспечить конструирования урока на двух уровнях: целостном– с учетом особенностей данного класса и дифференцированном– с учетом особенностей каждого ученика.

Кроме того представляется важным включение в содержание уроков технологии элементов краеведения. Региональный компонент деятельности на уроках технологии позволяет при изготовлении всех типов изделий знакомить учащихся не только с конструкцией, принципом и способами работы, но и расширять кругозор, формировать гражданскую позицию. Так к Дню рождения нашего города учащиеся представили свои проектные разработки– виды Омска в бумагопластике, народные костюмы с характерной сибирской вышивкой куклы-«скрутки»– характерные игрушки сибирских деревень прошлых веков и др. творческие работы.

Исходя из личностно– ориентированной модели образования на первый план уроков технологии выходит развитие способности учащихся к само изменению, самореализации, т. е. знания и умения по предмету необходимы, но не столько как цели, а как важнейшее средство саморазвития, самодвижения, самоопределения личностной позиции каждого ученика как субъекта трудового обучения, своей трудовой деятельности.

Так же не следует забывать, что одной из особенностей личностно– ориентированной модели образования является развитие и становление личности самого учителя, т. к. только Личность может воспитывать Личность в условиях субъект – субъектных отношений участников образовательного процесса.

Метки: Искусствоведение