Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке для 5-6 классов VIII вида обучения. Ч. 1

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке для 5-6 классов VIII вида обучения. Ч. 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по музыке для учащихся 5—6' классов специ­альных (коррекционных) школ VIII вида является следующей ступенью после 1—4 классов в работе с детьми с нарушением интеллекта. Она представляет собой дальнейшую разработку основных принципов учения Д. Б. Кабалевского, которые помогают понять, что музыка не простое развлечение, а важная часть самой жизни. В программе придаётся большое значение изучению таких музыкальных форм, как песня, танец и марш. «Три кита – песня, танец и марш – основные сферы музыки». Программа ориентирует педагога на развитие детской творческой активности. На каждом уроке рекомендуется уделять большое внимание игре на простых ударных инструментах. Это может быть и повторение ритмического рисунка песни, ритмический аккомпанемент к прослу­шанной пьесе, определение сильной доли в марше, польке и вальсе. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию музыкальной памяти, ритма, а также вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию, пробуждает и стимулирует компенсаторные возможности у детей с умственной отсталостью.

Программа по пению и музыке для 5—6 классов состоит из следующих разделов:

1. Пение.

2. Слушание музыки.

3. Элементы музыкальной грамоты.

1. Пение. Хоровое пение в школе в средних классах должно занимать важное место, так как этот вид музыкальной деятельности особенно развивает музыкальные способ­ности. В коллективных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, дыхания и звукообразованию. Необходимо напоминать детям, чтобы при пении они держались свободно, не напряженно.

1Содержание программы для 6 класса может быть реализовано на внеклассных дополнительных занятиях.

Дыхание в пении имеет большое значение, так как являя-

ется источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задерж­ка способствует плавному выдоху. В пении важную роль иг­рает артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому про­цессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произно­ситься предельно кратко, энергично и четко.

У многих детей артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и не­выразительным. Только постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных по­может освободить артикуляционный аппарат от напряжения и всесторонне развить его.

В 5—6 классах (11—14 лет) уже начинают проявляться возрастные особенности при пении. У мальчиков возникает настоящее грудное звучание, а у девочек от природы фор­мируется смешанный тип звукообразования. При пении и у мальчиков, и у девочек вибрирует вся масса связок. Го­лосовая мышца полностью оформляется и оказывает значи­тельное влияние на силу и диапазон голоса. У девочек диапа­зон голоса обычно от соль ля малой октавы до до ре второй октавы. У мальчиков диапазон голоса понижается на октаву и больше. Динамическая шкала в этот период должна находиться в пределах Р (пиано) и ограниченное F(форте). У подростков во время мутации появляется в го­лосе сипота, нередко они начинают петь фальшиво, быстро

устают.

В репертуаре хора должна быть представлена музыка классическая и современная, старинная и народная. Реперту­ар должен отражать все многообразие жизни человека.

2. Слушание музыки. Песня, танец и марш остаются, как и в младших классах, основными жанрами при подборе музыкального материала по слушанию.

Для детей, обучающихся в коррекционной школе, воспри­ятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлени­ях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее натурального звучания. Существует много методов, которыми располагает учитель, для того чтобы воплотить в жизнь эту важную задачу. Наиболее распространенные из них: нагляд­ный, словесный, практический.

Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-

слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (по-

каз иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).

Словесный метод также очень важен. Речь идет не о рассказе о музыке, а о необходимости углубить восприятие му­зыки детьми.

Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обя­зательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композито­ре и жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает му­зыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяже­нии нескольких занятий.

Практический метод. При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фраг­мент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и её автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей.

На третьем уроке учащимся предлагается различить сред-

ства музыкальной выразительности, жанр произведения определить их роль в создании музыкального образа.

Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ ил­люстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.

Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.

3. Элементы музыкальной грамоты. На уроках музыки основными задачами являются:

• воспитание восприятия характера музыки;

• развитие музыкально-выразительных представлений;

• развитие чувства ритма;

• развитие музыкальной памяти;

• сознательное освоение детьми метроритмической струк-

туры музыки;

• понятие записи нот в объеме октавы.

Работа над решением этих задач охватывает и пронизыва­ет все формы занятий с детьми. На первом этапе дети интуи­тивно воспринимают и передают характер, темп, динамику, метроритм и другие особенности песни или пьесы.

Так, например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, что в дальнейшем помогает им в определении раз­мерности музыкальных произведений: марш – 4/4, полька -2/4, вальс – 3/4.

Ритм является одним из важнейших выразительный средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкаль-

но-ритмических заданий следует учить детей выполнять их.

в характере музыки. В процессе занятий дети отражают мет­рические доли хлопками или шагами.

Хорошо помогает в работе над ритмом общение с музыкаль­ными инструментами. Игра учащихся на детских ударных му­зыкальных инструментах вызывает огромный интерес и вно­сит разнообразие в ход занятий.

ПРОГРАММА

5 КЛАСС

(67 ч в год, 2 ч в неделю)

Пение

Петь в диапазоне си малой октавы —ре2.

Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ров­ным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произ­ношением текста.

Пользоваться мягкой атакой как основным способом зву­кообразования, а значительно реже и как изобразительным приемом – твердой атакой.

Совершенствовать навыки певческого дыхания на более сложном песенном материале.

Продолжить работу над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях.

Развивать навык пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания песни.

Уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы без всякого напряжения, равномерно распределяя дыхание.

Уметь разбить мелодию на музыкальные фразы.

Уметь одному выразительно, осмысленно петь простые песни разного характера.

Пение звукоряда до мажор.

Слушание музыки

Песни о Родине. Песни об армии. Песни о мире и труде.

Народные песни в творчестве композиторов. Характерные особенности музыкального языка народной песни, ее художественное содержание.

Элементы музыкальной грамотности

Закрепление знаний, полученных в 3—4 классах.

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки, запись: нот на линейках и между ними.

Графическое изображение нот на нотном стане в диапа­зоне до соль.

Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук – целая нота, половинный звук – половинка, короткий звук – четверть.

Музыкальный материал для пения

1-я четверть

«Со вьюном я хожу» – р. н. п.

«В темном лесе» – р. н. п.

«Из чего же, из чего же» – муз. Ю. Чичкова, сл. А. Халецкого.

«Пусть будет радость в каждом доме» – муз. С. Баневича;|

«Дважды два – четыре»-—муз. В. Шайнского, сл. М. Пляцковского.

«Вечерняя песня» – муз. А. Тома, сл. К. Ушинского.

2-я четверть

«Здравствуй, гостья-зима» – р. н. п.

«Наш край» – муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца;

«Песня о пограничнике» – муз. С. Богуславского, сл. О. Высотской.

«Звуки музыки» – муз. Р. Роджерса, рус. текст М. Цейтлиной.

«Снежный вечер» – муз. М. Красева, сл. О. Высотской

«Образцовый мальчик» – муз. С. Волкова, сл. С. Волкова и С. Богомазова.

3-я четверть

«Волшебник-недоучка» – муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва.

«Как лечили бегемота» – муз. Н. Матвеева, сл. Е. Руженцева.

«Песня о веселом барабанщике» – муз. Л. Шварца, Б. Окуджавы.

«Вейся, вейся, капустка» – р. н. п.

«Ах вы сени, мои сени» – р. н. п.

«Красивая мама» – муз. Э. Колмановского, сл. С. Богомазова.

4-я четверть

«У меня ль во садочке» – р. н. п.

«Спи, моя милая» – слов. н. п,

«Пусть всегда будет солнце» – муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.

«В землянке» – муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

«Майская песня» – муз. В. Ренева, сл. А. Пришельца.

«У дороги чибис» – муз. М. Иорданского, сл. А. При­шельца.

Дополнительный материал для пения

«Пойду ль я, выйду ль я» – р. н. л. «Вдоль да по речке» – р. н. п.

«Пастушка» – фр. н. п. , обр. Ж. Векерлена, рус. текст Т. Сикорской.

«Маленький Джо» – амер. н. п. , обр. и рус. текст В. Лок­тева.

«Волшебный смычок» – норв. н. п.

«Песня о маленьком трубаче» – муз. С. Никитина, сл. С. Крылова, обр. Д. Кабалевского.

«Школьный корабль» – муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.

«До, ре, ми, фа, соль» – муз. А. Островского, сл. 3. Пет­ровой.

«Не дразните собак»—муз. Е. Птичкина,сл. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

«Песня о Родине»—-муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебеде­ва-Кумача.

«Родина слышит» – муз. Д. Шостаковича.

«С чего начинается Родина» – муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

«Восемь русских народных песен для симф. оркестра» – муз. А. Лядова.

«Во ноле береза стояла» – р. к. п. (финал Четвертой симфонии П. Чайковского).

«Аи во поле липенька» – хороводная р. н. п.

«Дубинушка» – трудовая р. н. п.

«Татарский полон» —– историческая р. н. п.

«Ой да ты калинушка» – рекрутская р. н. п.

Песни о Великой Отечественной войне и песни о мире

«Дороги» – муз. А. Новикова, ел. Л. Ошанина. «Священная война» – муз. А. Александрова, сл. В. Лебе­дева-Кумача.

«Нам нужна одна Победа» – сл. и муз. Б. Окуджавы.

«День Победы» – муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

«Улица Мира» – муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронра­вова.

«Бухенвальдский набат» – муз. В. Мурадели, сл. А. Собо­лева.

«Вальс дружбы» – муз. А. Хачатуряна, сл. Г. Рублева.

«Дарите радость людям» – муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Доб­ронравова.

«Песня о Москве» – муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

1-й уровень

• Элементарные сведения о нотной записи: скрипичный

ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки – но­

ты, расположенные на линейках и между ними;

• графическое изображение нот на нотном стане в диапа -­

зоне от до до соль;

• длительности нот: целая, половина и четверть;

• особенности музыкального языка народной песни;

• содержание народных песен, песен о Родине, о мире

и труде.

2-й уровень

• Элементарные сведения о нотной записи: скрипичный

ключ, потный стан, счет линеек, добавочные линейки – но-

ты, расположение на линейках и между ними;

• длительности нот: целая, половина и четверть;

• содержание народных песен, песен о Родине, о мире

и труде.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

• Спеть в характерной манере одну из выученных народ-

ных песен;

• петь в ансамбле с классом, ясно и четко произносить:

слова в песнях;

•исполнять песню без сопровождения;

• пользоваться приемами игры на детских музыкальных

инструментах.

2-й уровень

• Спеть одну из выученных народных песен;

• петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников;

• ясно и четко произносить слова в песнях;

• пользоваться приемами игры на детских музыкальных

инструментах.

6 КЛАСС

(67 ч в год, 2 ч в неделю)

Пение

Исполнение одноголосных песен в диапазоне от ля ма­лой октавы до ре2.

Надо знать, что с наступлением мутационного периода необходимо соблюдать следующие правила:

ограничить время вокальных занятий;

категорически избегать громкого, форсированного зву­чания;

не кричать при речи и пении;

при первых признаках переутомления пение прекратить;

пользоваться мягкой атакой;

дыхание при пении сохранять спокойным и равномер­ным;

петь с классом чисто и слаженно.

Слушание музыки

М. И. Глинка (1804—1857) – великий русский компози­тор. Основные этапы творческой биографии. Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» – вершина творчества ком­позитора. Самобытность музыки М. Глинки.

П. И. Чайковский (1840—1893) – великий русский компо­зитор. Основные этапы творческой биографии. Музыка для детей —– «Детский альбом». Отражение картин природы в му­зыке – «Времена года». Балетная музыка – «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Значение творчества композитора.

Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908) – великий русский композитор. Основные этапы творческой биографии. Осо­бенности тематики оперного творчества. Опера «Снегуроч­ка» (весенняя сказка), создание оперы, ее содержание. Опе­ра «Садко» – история создания оперы, ее содержание, жанр былины, народный характер музыки, использование народ­ных песен. Опера «Сказка о царе Салтане», создание оперы, ее содержание.

С. С. Прокофьев (1891—1953) – классик советской музы­ки, пианист. Основные этапы творческой биографии. Канта­та «Александр Невский»: главная идея – патриотизм.

Д. Б. Кабалевский (1904—1987) – известный советский композитор. Основные этапы творческой биографии . Форте­пианные пьесы: «Кавалерийская», «Клоуны», «Барабанщик», «Марш-рондо». Кантата «Реквием».

Элементы музыкальной грамоты

Закрепление знаний, полученных в 5 классе.

Графическое изображение нот на нотном стане в диапа­зоне от до1 до до2.

Пение гаммы до мажор вверх и вниз с одновременным показом по графической записи.

Ознакомление с длительностями: целая – очень долгая, половинная —долгая, четверть – короткая, восьмая – очень короткая.

Музыкальные произведения для слушания

1-я четверть

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина «Чую правду», хор «Славься», мазурка и поло­нез.

Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, марш Черномора, рондо Фарлафа. Песни на слова Н. В. Кукольника: «Жаворо­нок» и «Попутная песня».

2-я четверть

П. Чайковский. Произведения для фортепиано: «Детский альбом» и «Времена года». Балет «Щелкунчик»: марш, танцы (испанский – шоколад, арабский – кофе, китайский – чай); танец пастушков и танец Феи Драже.

Балет «Лебединое озеро» – танец маленьких лебедей.

Песни: «Детская песенка» («Мой Лизочек»), «Колыбельная песня» и «Осень».

3-я четверть

Н. Римскнй-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»; фрагменты: «Полет шмеля», «Три чуда». Опера «Снегурочка»; фрагменты: песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», хо­роводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» и песни гостей (Варяжского, Индийского и Веденецкого).

4-я четверть

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; фрагмент хор «Вставайте, люди русские». Балет «Золушка» – вальс.

Музыкальный материал для пения

1-я четверть

«Милый мой хоровод» – р. н. п.

«Песня о Москве» – муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянского и С. Аграняна.

Ты, соловушка, умолкни» – муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.

«Песня о герое» – греческая песня, обр. В. Локтева. «Славься» – муз. М. Глинки из оперы «Иван Сусанин». «Школьный корабль» – муз. Г. Струве, сл. Я. Акима.

2-я четверть

«Сторона моя» – муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева. «Зимний вечер» – р. н. п. , сл. А. Пушкина. «Звездопад» – муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. «С чего начинается Родина» – муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

«Рыба-кит» – муз. и ел. Ю. Кима. «Дубинушка» – р. н. п. , обр. А. Новикова.

3-я четверть

«Уголок России» – муз. В. Шаинского, сл. Е. Шевелевой.

«В сыром бору тропинка» – р. н. п.

«Заиграйте, мои гусельки» – муз. Н. Римского-Корсакова из оперы «Садко».

«Прощальный вальс» – муз. А. Флярковского, сл. А. Ди~ дурова.

«Колокола» – муз. А. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Наши мамы» – муз. Э. Колмановского, сл. И. Шаферана.

4-я четверть

«Дороги» – муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

«Баллада о солдате» – муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.

«Девчонки и мальчишки» – муз. А. Островского, сл. И. Дика.

«Школьные годы» – муз. Д. Кабалевского, сл. Е. Долма­товского.

«Московские окна» – муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.

«Хотят ли русские войны» – муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко

Дополнительный материал для пения

«День Победы» – муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

«За того парня» – муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождествен­ского

Катюша» – муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

«Школьная песня» – муз. Феркельмеша, сл. Г. Пагирева.

«Песня о Родине» – муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева– Кумача.

«Я шагаю по Москве» – муз. А. Петрова, ел. Г. Шпали­кова.

«Кукушка» – польск, н. п.

«Слети к нам, тихий вечер» – муз. А. Тома, сл. К. Ушинского.

«Родина» – любая совр. песня о родине.

«Воет ветер в чистом поле» – муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.

«Песня о Москве» – муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто.

«Песня о России» – муз. В. Локтева, сл. О. Высотской.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

1-й уровень

• Расположение нот на нотном стане в диапазоне от до1

до до2.

• длительности: целая, половина, четверть;

• основные этапы творческой биографии композиторов:

М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Про­

кофьева и Д. Кабалевского;

• основные произведения вышеперечисленных компози-­

торов.

2-й уровень

• Графическое изображение нот на нотном стане в диапа

зоне от до1 до до2;

• длительности: целая, половина, четверть;

• основные произведения композиторов: М. Глинки, П. Чай­-

ковского, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева и Д. Каба-

левского.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

• Петь с классом чисто и выразительно выученные песни

• применять грамотно полученные умения и навыки при

• сыграть на металлофоне по нотам попевку;

• пользоваться приемами игры на детских музыкальных

инструментах.

2-й уровень

• Петь с классом выученные песни ровным, свободным

звуком;

• пользоваться приемами игры на детских музыкальных

инструментах.

Метки: Искусствоведение