Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Основы дирижирования. Методическое пособие

Основы дирижирования. Методическое пособие

« Дирижерская специальность это

особый, специфический, но, тем не

менее, абсолютно равноправный вид

музыкального исполнительства».

И. А. Мусин

Введение.

Учебная дисциплина «Основы дирижирования» была создана в соответствии с программными требованиями на отделении хорового пения ДМШ исходя из необходимости комплексного подхода к музыкальному развитию личности ребёнка, с целью дальнейшей профессиональной ориентации, в выпускных классов хорового отделения 7– летнего и 5-летнего срока обучения. Расчитана на один год.

Данный предмет предусматривает последовательное изучение дирижерских приемов и навыков, ознакомление с выдающимися хоровыми коллективами и их руководителями; знакомит учащихся с основными этапами развития певческо – хорового искусства, типами и видами хоров, средствами художественной выразительности, используемых в хоре, основными разновидностями певческих голосов.

Целью данного курса является выработка навыков дирижирования, чтения хоровых партитур, анализа хоровых произведений; расширение музыкального кругозора учащегося; развитие интереса к хоровой культуре.

Выбор тем и вопросов данного пособия может быть предельно гибким в зависимости от разных педагогических задач и от конкретных условий веде­ния урока.

Пособие дополнено приложением, в котором дается «Словарик юного дирижера» и Вопросы для повторения.

Тематический план

по предмету «Основы дирижирования»

Четверть

№ темы

Наименование темы

Кол. часов

Тео

рия

Прак

тика

I

1

Цель и задачи начального курса дирижирования на хоровом отделении ДМШ и ДШИ. « Музыкальная профессия – дирижер».

1

-

2

Из истории русской хоровой музыки

2

-

3

Типы и виды хоров. Формы и направления хоровых коллективов.

2

-

4

Женские, мужские, детские певческие голоса.

1

-

5

Жанры хоровой музыки.

1

-

6

Итоговый урок.

1

-

II

1

Индивидуальный план учащегося. Репертуарные требования.

1

2

Дирижерский аппарат

1

3

Типы упражнений на развитие мануальных навыков дирижи­рования (начальные).

2

4

Вокально-хоровой анализ произведения. Работа над партитурой.

2

5

Дирижерские схемы в размерах 2/4; 3/4; 4/4.

1

6

Итоговый урок. ЧХП с листа.

1

III

1

Виды упражнений на основные движения ауфтакта. Упражнения на отработку «точки-удара» ауфтакта.

2

2

Упражнения на синхронность и независимость движений правой и левой руки.

2

3

Паузы и цезуры. ЧХП

2

4

Работа над поста­новкой дирижерского аппарата в дирижерских схемах 2/43/4, 4/4

1

5

Динамические оттенки и штриховые соотношения.

1

6

Затакт. Фермата в конце произведения. Изучение приема вступления и окончания:

-

1

7

Итоговый урок.

-

1

IV

1

Повторение теоретического материала. ЧХП с листа.

-

1

2

Закрепление полученных дирижерских навыков. Подготовка к зачетному уроку.

-

2

3

Зачет.

-

3

4

Итоги четверти и года.

2

-

Итого: 34ч + 2ч (резерв) = 36ч

Теоретических – 10 часов

Практических – 24 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общие методические вопросы преподавания дирижирования

Тема 1. Цель и задачи начального курса дирижирования на хоровом отделении. Формы учебной работы. « Музыкальная профессия – дирижер».

Дирижирование – одна из дисциплин учебного плана, направленная на развитие потенциаль­ных способностей и навыков учащегося, раскрытия в нем творческой инди­видуальности.

Основное содержание курса «дирижирование» – начальный этап обучения.

Цель курса – приобрести навыки дирижирования, чтения хоровых партитур, анализа хоровых произведений, расширить музыкальный кругозор учащегося, развить интерес к хоровой культуре.

Задачи образовательной программы – познакомить с историей русской хоровой культуры, выдающихся хоровых коллективах и их руководителях, изучит основы дирижерской техники; привить навыки чтения с листа хоровых партитур, формировать личность музыканта; развить мотивацию личности к познанию и творчеству.

Основные формы и методы обучения

Формы обучения – групповые и индивидуальные.

Методы обучения –

  • изучение партитуры музыкального произведения с помощью фортепиано;
  • исполнение мелодии и основных голосов методом сольфеджирования;
  • анализ музыкального произведения и работа по освоению дирижёрских навыков;
  • дирижирование под аккомпанемент концертмейстера;

Тема первого урока – «Музыкальная профессия – дирижер».

Истоки искусства дирижирования.

План урока: введение в специальность – о дирижерском искусстве, функциональная роль дирижера, дирижерские профес­сиональные качества, формы общения дирижера с творческим коллективом Функции дирижера: исполнительские, педагогические, организа­торские. Профессиональные качества дирижера: музыкальные дан­ные, профессиональные знания, техническая оснащенность, эмо­ционально-волевые реакции. Дирижерский исполнительский процесс: работа над партиту­рой—репетиционный период – концертное выступление.

Тема 2. Из истории русской хоровой музыки.

Хоровая музыка – наиболее демократичный вид искусства. Деление хоровой музыки на народную, профессиональную, светскую и культовую. История первых русских профессиональных хоров: Государевых певчих дьяков и Патриарших певчих дьяков. Знаменитый распев – основной вид пения в православной древнерусской церкви. Партесное пение – стиль русской многоголосной хоровой музыки 17-18 веков. Влияние итальянских мастеров пения на русскую школу хорового пения. Формирование национальных традиций русской школы хорового пения. Известные советские российские хоровые коллективы и их руководители.

Тема 3. Типы и виды хоров. Формы и направления хоровых коллективов.

Деление хора на однородные и смешанные типы. Малые (камерные), средние и большие составы хора. Одно,– двух,– трех,-четырехголосные виды хоров.

Две различные формы исполнения: пение с сопровождением и пение без сопровождения

(a cappella).

Тема 4. Женские, мужские, детские певческие голоса.

Хор. Партии хора и голоса, составляющие их. Отличие женских голосов от детских. Репертуар детских хоров.

Тема 5. Жанры хоровой музыки.

Русская хоровая музыка – ее богатые традиции и разнообразная палитра жанров от крупных до менее крупных. Оратория – опера в концертном исполнении, возникновение жанра и составные части драматургии. Кантата – сходство и различие с другими жанрами. Примеры классических образцов кантатного жанра. Реквием -циклическое вокально-инструментальное произведение траурного характера. Мессы – короткие, торжественные и их разновидности. Малые формы хоровой музыки: миниатюра, песня, сюита и др.

Хоровая миниатюра, хор крупной формы, обработка, переложение.

Тема 6. Индивидуальный план учащегося. Репертуарные требования.

Составление индивидуального плана учащегося требует учета конкретных задач и требо­ваний курса обучения, психофизических данных учащегося, уровня развития самостоятельных навыков. При составлении репертуарного плана необходимо учитывать: трудность в мануальном освоении произведения; трудность в ис­полнительском усвоении музыкального текста.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащегося выступает учебный репертуар, который строится на основе следующих принципов: постепенном усложнении, направленном на решении педагогических и художественных задач. Репертуар составляется из высокохудожественных произведений отечественной, зарубежной классики, образцов народного творчества, произведений местных, национальных композиторов. За весь курс обучения учащийся должен изучить: 2-3 произведения с сопровождением в 2-х частной или простой 3-частной форме; куплетной формы; 3-4 произведения без сопровождения в форме периода.

Тема 7. Дирижерский аппарат.

Основным средством управления хором является так называемый дирижерский аппарат – руки, лицо дирижера, корпус. Совокупность приемов, основанных на правилах дирижирования, называется техникой дирижирования. Основные функции дирижерского жеста. Правильная постановка корпуса и рук.

Комплекс упражнений на организацию дирижерского аппарата. Группа гимнастических упражнений, направленная на воспитание выносливости, пластики, подвижности суставов рук. Тема 8. Типы упражнений на развитие мануальных навыков дирижи­рования (начальные).

Одной из главных учебных за­дач учащегося является овладение необходимыми дирижерски­ми приемами—техникой дирижирования. Искусство дирижирования основано на исторически развившейся системе жестов,

Комплекс упражнений на организацию дирижерского аппарата. Группа гимнастических упражнений, направленная на воспитание выносливости, пластики, подвижности суставов рук.

Упражнения на развитие осознанного контроля за мышечными ощущениями «напряжения-расслабления».

Упражнения на координацию движений правой и левой руки.

Упражнение делится на две категории. В первой категории дается группа упражнений на освобождение мышц и суставов, развитие кистевых движений и т. д. Во второй категории даются упражнения непосредственно связанные с дирижерской техникой.

Тема 9 Вокально-хоровой анализ произведения. Работа над партитурой.

Анализ произведения заключается в следующем:

1. Содержание, сюжет, автор литературного текста и композитор;

2. Музыкально – теоретический анализ: тональность, фактура, метро – ритм, интервалика, роль аккомпанемента;

3. Вокально-хоровой анализ: характеристика хоровых партий, диапазон, тесситура, голосоведение.

Анализ делается в устной форме.

На занятиях выявляются все особенности хоровой парти­туры, план художественного исполнения, намечаются дирижерские приемы, исполни­тельски выражающие творческие намерения дирижера.

Тема 10. Дирижерские схемы в размерах 2/4; 3/4; 4/4.

Разница между понятиями «тактирование» и «дирижирование». Основная организующая роль сильной доли в такте. Упражнения на освоение простых схем тактирования. Понятие о сложных размерах.

Тема 11. Чтение хоровых партитур.

Изучение небольших по объему музыкальных произведе­ний (в форме периода) преимущественно гармонического склада с несложной фактурой изложения,

«Чтение хоровых партитур» является составной частью профессиональной подготовки учащихся по специальности «Хоровое дирижирование». Навыки ЧХП необходимы для дальнейшей практической деятельности будущих дирижёров хора.

Исполнение партитуры на фортепиано даёт возможность ознакомления с хоровым произведением. Основным способом звуковедения в хоре является легато. Поэтому при игре хоровой партитуры на фортепиано этому навыку следует уделять особое внимание.

На каждом занятии необходимо отводить время на «чтение с листа», постепенно усложняя технические задачи

Значительную роль в методике ведения предмета «Чтение партитур» играет развитие навыка транспонирования. Эту работу необходимо начинать с лёгких и небольших произведений, хорошо изученных в основной тональности.

Тема 12. «Ауфтакт и его функции».

Понятие «ауфтакта»(подготовительный замах).

План урока: 1) содержание понятия «ауфтакт»;

2) графическое строение ауфтакта;

3) функции ауфтакта;

4) упражнения на выработку движений ауфтакта и «точки-удара».

Тема 13. Динамические оттенки и штриховые соотношения.

Дирижируются произведения в умеренном темпе, в характере звуковедения non legato и legato, преимущественно в динамике mf и f.

Тема 14. Затакты и ферматы в дирижировании. Изучение приема вступления и окончания.

Затакт в большинстве случаев – ритмически неустойчивый звук. Затакты с полной и неполной счетной доли Фермата показывается остановкой руки в начальный момент звучания ноты, над которой она обозначена.

Три момента вступления: внимание, дыхание, вступление; ауфтакт; прием окончания ("снятия"): подготовка его и само окончание ("снятие"). При показе окончания пения – применяется такая же комбинация жестов, как и при вступлении.

Тема 15. Закрепление полученных дирижерских навыков. Подготовка к зачетному уроку.

Закрепление и совершенствова­ние ранее приобретенных навыков по дирижерской технике способствует раскрытию артистического да­рования ученика, росту его профессионального мастерства.

Зачет по предмету «Основы дирижирования» проводится не позднее одного месяца до выпускного экзамена по специальности. На зачете учащийся должен продирижировать музыкальное произведение простой формы в размере 3/4, 4/4, 2/4 в умеренном и в умеренно-скором темпах в сопровождении концертмейстера; самостоятельно разобрать и исполнить 2-3х голосную хоровую однострочную или двухстрочную партитуру с листа в объеме 8-16 тактов в размере 2/4, ¾ , 4/4.

Критерий оценки

  • Умение выразить эмоционально-смысловое содержание произведения с помощью приобретённых дирижёрских навыков;
  • Дирижирование произведения наизусть;
  • Исполнение 2-3х голосной хоровой партипуры. Пение мелодии и основных голосов произведения наизусть;

При вынесении годовой оценки следует учитывать результаты работы ученика в течение года по всем разделам программных требований.

Примерный репертуарный список произведений

для дирижирования в выпускном классе:

Произведения, дирижируемые в трехдольном, четырехдольном и двухдольном размерах.

1. Русская народная песня Хрестоматия по

«Я вечор в лужках гуляла» дирижированию хором. Вып. 1

– М. : Музыка, 1979.

2. Украинская народная песня

обр. Н. Леонтовича »

«Пiшов милий»

3. Польская народная песня

Обр. В. Л. Соколова, русс. текст »

Ю. Объедова

«Речка»

4. Музыка Х. Кальюсте, сл. К. Корзена

«Все на качели» »

5. Музыка М. Ипполитова-Иванова,

перевод с немецкого М. Михайлова »

«В разлуке с Родиной»

6. Русская народная песня

Обр. А. Юрлова, сл. Н. Языкова »

«Нелюдимо наше море»

7. Русская народная песня

Обр. В. Попова »

«Стояла береза»

8. Музыка В. Шафранникова, сл. народные

«Дождь» »

9. Музыка А. Флярковского, Хрестоматия по

Сл. И. Татаринова дирижированию хором.

«Осинка – грустная» Вып. 1. – М. , Музыка, 1979г

Музыка Т. Попатенко,

Сл. Н. Берендгофа »

«Облака»

Русская народная песня

Обр. А. Гречанинова »

«Во сыром бору тропинка»

Музыка Л. Бетховена, переложение

для хора В. Соколова, сл. К. Алемасовой »

«Гимн ночи»

Песня болгарских партизан Хрестоматия по

Обр. Е. Красотиной, русс. текст дирижированию хором.

В. Суслова Вып. 1. – М. , Музыка 1979 г.

«Хей, Балканы»

Музыка А. Будрюнаса,

сл. Ю. Лапашинскаса »

«Осень»

Русская народная песня

Обр. И. Полтавцева »

«Долина, Долинушка»

Русская народная песня

Обр. Т. Овчинниковой »

«Во кузнице»

Музыка Ф. Шуберта, русский

Текст М. Павловой »

«Встречайте день мая»

Музыка Ф. Мендельсена, русский

Текст М. Павловой »

«Зима и лето»*

Список нотной литературы

1. Хрестоматия по хоровому дирижированию. Вып. 1.

Сост: С. Пушечникова, Ю. Игнатьев. Москва. «Музыка» 2000г.

2. Хрестоматия по дирижированию хором. Вып. 1,2.

Сост. Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит. Москва «Музыка» 1991г.

3. Школа хорового пения. Вып. 1,2.

Сост. В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян. Москва «Музыка» 1971г.

4. Хоровой класс. Пособие для ДМШ и ДШИ.

Сост. В. Попов, П. Халабузарь. Москва «Советский композитор» 1988г.

5. Произведения для детского хора. Хрестоматия для I-III кл. ДМШ.

Сост. И. Москалькова Москва «Музыка» 1983г.

6. Хоровой класс ДМШ.

Сост. И. М. Павловский. Киев. «Музыкальная Украина» 1980г.

Расширить список нотной литературы можно за счет использования информационных ресурсов – в частности, нотных архивов сети Интернет:

http://www. ruslania. com/

http://www. ozon. ru/context/detail/id/17887654/

http://igraj-poj. narod. ru/

http://slavkinhor. narod. ru/noty. htm

http://www. 7not. ru/notes/hoir. phtml

Использованная литература:

  1. « Школа хорового пения» – В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян. -

Издательство «Музыка», Вып. 2. 1971 г.

  1. « О хоровом искусстве» – Б. Асафьев. Издательство «Москва»,1980 г.
  2. « Хороведение» – В. А. Самарин. издательство « Academ A», М. 1998 г.
  3. « Хоровое пение» – Н. В. Матвеев. Издательство во имя святого князя

Александра Невского. 1998 г.

  1. « Уроки дирижирования профессора Мусина –В. С. Фиалковский.

Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2006 г.

7. «Методика преподавания дирижирования». – Составитель – доцент

кафедры Б. Н. Цыков. Методические рекомендации. Петрозаводск,

1990г.

  1. «Авторская программа общего курса по дирижированию –

Составитель –Жуланов Ю. А. (Статья из ин-та)

  1. «Методика преподавания хорового дирижирования» – Л. Андреева,

М. , «Музыка» 1969г.

8. «Хоровое пение» – Н. В. Матвеев М. , 1998г.

9. «Хоровой словарь» – Н. В. Романовский. М. , «Музыка», 2000г.

10. «Хор и управление им» – П. Чесноков. М. 1960г.

11. «Работа с хором» – В. Г. Соколов. М. , Советский композитор 1987г.

12. « Работа с хором» – В. Г. Соколов. Москва. Издательство «Музыка»,

1959г.

13. « Школа хорового пения» – В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян. -

Издательство «Музыка», Вып. 2. 1971 г.

14. « О хоровом искусстве» – Б. Асафьев. Издательство «Москва»,1980 г

15. « Хороведение» – В. А. Самарин. издательство « Academ A», М. 1998 г

16. « Хоровое пение» – Н. В. Матвеев. Издательство во имя святого князя

Александра Невского. 1998 г.

17. « Уроки дирижирования профессора Мусина –В. С. Фиалковский.

-Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2006 г.

18. «Методика преподавания дирижирования». – Составитель – доцент

кафедры Б. Н. Цыков. Методические рекомендации. Петрозаводск, 1990г.

19. «Авторская программа общего курса по дирижированию –

Составитель –Жуланов Ю. А. (Статья из интернета)

Вопросы для повторения.

Основы дирижирования

1. Как называлась система управления церковным хором в средние века?

2. Кто такой хормейстер?

3. Как называют дирижера военного оркестра?

4. Что такое хор?

5. Назовите хоровые партии.

6. Что такое «акапелла»?

7. Назовите жанровые профили хора.

8. Чем отличаются академические хоры от народных?

9. Назовите типы хоров.

10. Какие функции выполняет дирижерский жест?

11. Что включает в себя «ауфтакт», каковы его функции?

Рецензенты: В. Н. Банников – Доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарного и художественно-эстетического образования АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования», Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры;

О. В. Скобелева – кандидат культурологии, доцент, методист Окружного методического отдела художественного образования Югры.

Метки: Искусствоведение