План-конспект урока по программе Б. М. Неменскогона тему «Жостовские букеты» 5 класс
План-конспект урока по программе Б. М. Неменскогона тему «Жостовские букеты» 5 класс Цели урока:
– закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;
– знакомство с историей художественного промысла Жостово;
– знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;
– развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.
Задачи:
1) обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;
2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т. д. );
4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
Оборудование и материалы:
Для учителя: наглядные пособия, фотографии с изображением жостовских подносов, наглядные пособия для отгадывания кроссворда, поднос с жостовской росписью, магнитофон, музыкальный фрагмент (народная музыка), бумага, гуашь, кисти (2-3 шт. ), баночка с водой, цв. мел.
Для учащихся: картон черного цвета, гуашь, кисти (2-3 шт. ), баночка с водой, палитра, тряпочка, образец с изображением различных видов и форм цветов.
План урока:
1. Орг. момент
2. Беседа об истории художественного промысла
3. Решение кроссворда
4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи
5. Физкультминутка
6. Постановка художественной задачи
7. Практическое выполнение задания
8. Подведение итогов и просмотр работ
Ход урока:
1. Орг. момент:
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Беседа об истории художественного промысла:
Ребята, обратите внимание, как красиво украшена классная доска! Какие удивительные изделия мы видим на ней. Все они сделаны народными умельцами.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров одного из подмосковных сел. На Руси с начала 19 века получил распространение заморский напиток – чай. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера. Трактирные, или «скатертные», достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» – не больше тарелки. Подносы имели самую разнообразную форму: и круглые, и овальные, и прямоугольные, и даже треугольные (показать репродукции). Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.
Букеты сказочных цветов
Глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков,
И трепет трав в сиянии тонком.
Именно расписные подносы прославили это подмосковное село, т. к. именно по нему получили свое название.
3. Решение кроссворда:
А мы сейчас попробуем отгадать название этого села (кроссворд с вопросами в приложении №1).
Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название художественного промысла Жостово.
4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи:
Присмотритесь к росписи подносов. На черном, синем, красном или палевом фоне выполнялись самые разнообразные цветочные композиции: и венки из цветов, и пышные букеты (показать репродукции). Букеты – плотные, стеблей почти не видно. Одни головки цветков и листья. В центральной части – самые крупные, а края и промежутки украшает кружево из мелких цветочков и тонких стебельков и листьев. Свободная манера письма, кистевая живописная импровизация – основной принцип жостовской росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Каждый этап имеет свое название:
1) Замалевок. На заранее подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.
2) Тенежка. Это слово созвучно слову «тень». Обозначаются теневые места растений. Появляется объем.
3) Бликовка. Художник создает эффект освещенности букета за счет высвечивания бликом части цветка и листьев. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперед», а отвернутая от зрителя «уходит вглубь».
4) Чертежка. При помощи тонкой кисточки прописывают «семенца» в центре чашек.
5) Привязка. Тонкой кисточкой прописываются стебельки, травинки, усики. Букет объединяется в единое целое.
6) Уборка. Украшаются борта подноса геометрическими или растительными узорами.
5. Физкультминутка «На ярмарке»:
А теперь, ребята, перед тем, как приступить к практической части урока, проведем физкультминутку.
Мы на ярмарку пошли,
Много деревень прошли (шаги на месте)
Как на ярмарку попали
Скомороха увидали (руки приложили к голове, сделали несколько наклонов головы).
Он все бегает, резвится
И зазвать народ стремится (бег на месте).
То присядет, то привстанет (движения по тексту).
Руки кверху поднимает, а потом их отпускает.
И кричит на всю страну: «Покупайте Хохлому!».
6. Постановка художественной задачи:
Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами выполним фрагмент жостовской росписи. Попробуем изобразить один крупный цветок с листьями. У всех на столах представлены образцы самых разнообразных видов и форм цветов. При выполнении росписи можете их использовать. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.
7. Практическое выполнение задания:
Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т. д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.
8. Подведение итогов и просмотр работ:
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным и очень праздничным искусством Жостово. Давайте еще раз полюбуемся им. Прошу ребят, чьи работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске.
Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся.
Заканчиваю урок стихами:
Как удивительно тепло
И хмурый день наполнен светом,
Когда в руках ожившим летом
Горит такое мастерство.
Выставление оценок. Домашнее задание для тех, кто не успел закончить работу – завершить работу дома. На следующий урок приносим акварельные краски или гуашь, кисти, альбом. Уборка рабочих мест.
Урок окончен. До свидания.
Список литературы:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы /Под ред. Б. М. Неменского [Текст]: учебное издание М. : Просвещение, 2005. 141с.
2. Сидоров В. Жостовский букет // Юный художник. – №8. – 1978.
3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8кл. : В 4 ч. Ч. 3 Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2004. – 80с.
Метки: Искусствоведение