Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

План-конспект урока по программе Б. М. Неменскогона тему «Жостовские букеты» 5 класс

План-конспект урока по программе Б. М. Неменскогона тему «Жостовские букеты» 5 класс Цели урока:

– закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;

– знакомство с историей художественного промысла Жостово;

– знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;

– развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

Задачи:

1) обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;

2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т. д. );

4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

Оборудование и материалы:

Для учителя: наглядные пособия, фотографии с изображением жостовских подносов, наглядные пособия для отгадывания кроссворда, поднос с жостовской росписью, магнитофон, музыкальный фрагмент (народная музыка), бумага, гуашь, кисти (2-3 шт. ), баночка с водой, цв. мел.

Для учащихся: картон черного цвета, гуашь, кисти (2-3 шт. ), баночка с водой, палитра, тряпочка, образец с изображением различных видов и форм цветов.

План урока:

1. Орг. момент

2. Беседа об истории художественного промысла

3. Решение кроссворда

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи

5. Физкультминутка

6. Постановка художественной задачи

7. Практическое выполнение задания

8. Подведение итогов и просмотр работ

Ход урока:

1. Орг. момент:

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Беседа об истории художественного промысла:

Ребята, обратите внимание, как красиво украшена классная доска! Какие удивительные изделия мы видим на ней. Все они сделаны народными умельцами.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров одного из подмосковных сел. На Руси с начала 19 века получил распространение заморский напиток – чай. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера. Трактирные, или «скатертные», достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» – не больше тарелки. Подносы имели самую разнообразную форму: и круглые, и овальные, и прямоугольные, и даже треугольные (показать репродукции). Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.

Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шелк волшебных лепестков,

И трепет трав в сиянии тонком.

Именно расписные подносы прославили это подмосковное село, т. к. именно по нему получили свое название.

3. Решение кроссворда:

А мы сейчас попробуем отгадать название этого села (кроссворд с вопросами в приложении №1).

Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название художественного промысла Жостово.

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи:

Присмотритесь к росписи подносов. На черном, синем, красном или палевом фоне выполнялись самые разнообразные цветочные композиции: и венки из цветов, и пышные букеты (показать репродукции). Букеты – плотные, стеблей почти не видно. Одни головки цветков и листья. В центральной части – самые крупные, а края и промежутки украшает кружево из мелких цветочков и тонких стебельков и листьев. Свободная манера письма, кистевая живописная импровизация – основной принцип жостовской росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Каждый этап имеет свое название:

1) Замалевок. На заранее подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев.

2) Тенежка. Это слово созвучно слову «тень». Обозначаются теневые места растений. Появляется объем.

3) Бликовка. Художник создает эффект освещенности букета за счет высвечивания бликом части цветка и листьев. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперед», а отвернутая от зрителя «уходит вглубь».

4) Чертежка. При помощи тонкой кисточки прописывают «семенца» в центре чашек.

5) Привязка. Тонкой кисточкой прописываются стебельки, травинки, усики. Букет объединяется в единое целое.

6) Уборка. Украшаются борта подноса геометрическими или растительными узорами.

5. Физкультминутка «На ярмарке»:

А теперь, ребята, перед тем, как приступить к практической части урока, проведем физкультминутку.

Мы на ярмарку пошли,

Много деревень прошли (шаги на месте)

Как на ярмарку попали

Скомороха увидали (руки приложили к голове, сделали несколько наклонов головы).

Он все бегает, резвится

И зазвать народ стремится (бег на месте).

То присядет, то привстанет (движения по тексту).

Руки кверху поднимает, а потом их отпускает.

И кричит на всю страну: «Покупайте Хохлому!».

6. Постановка художественной задачи:

Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами выполним фрагмент жостовской росписи. Попробуем изобразить один крупный цветок с листьями. У всех на столах представлены образцы самых разнообразных видов и форм цветов. При выполнении росписи можете их использовать. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.

7. Практическое выполнение задания:

Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т. д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.

8. Подведение итогов и просмотр работ:

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным и очень праздничным искусством Жостово. Давайте еще раз полюбуемся им. Прошу ребят, чьи работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске.

Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся.

Заканчиваю урок стихами:

Как удивительно тепло

И хмурый день наполнен светом,

Когда в руках ожившим летом

Горит такое мастерство.

Выставление оценок. Домашнее задание для тех, кто не успел закончить работу – завершить работу дома. На следующий урок приносим акварельные краски или гуашь, кисти, альбом. Уборка рабочих мест.

Урок окончен. До свидания.

Список литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы /Под ред. Б. М. Неменского [Текст]: учебное издание М. : Просвещение, 2005. 141с.

2. Сидоров В. Жостовский букет // Юный художник. – №8. – 1978.

3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8кл. : В 4 ч. Ч. 3 Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2004. – 80с.

Метки: Искусствоведение