Конспект открытого урока по теме "Музыкальные инструменты", 1 класс
Конспект открытого урока по теме "Музыкальные инструменты", 1 класс
Цели урока:
- познакомить детей с тембрами русских народных музыкальных инструментов.
- активизация творческих способностей обучающихся через включение в разные виды художественно-практической деятельности.
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- развивать вокально-хоровые умения и навыки;
- воспитывать интерес и любовь к русской музыке;
- воспитывать интерес к сказке.
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник Музыка 1 класс автор Е. Д. Критская
Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской; «Пастушья песенка», на тему из 5-й части «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена, сл. Алемасовой; «Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова.
Проблема урока: как появились музыкальные инструменты?
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано,
Дополнительный материал: разворот учебника «Музыкальные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков форматов А3, А4, А5.
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие в виде распевки
– Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему.
– А на чём исполняли услышанную вами музыку?
(На музыкальных инструментах).
– А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструменты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза.
2. Работа с учебником.
– Откроем наш учебник, что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота).
– Мы видим мальчика-пастушка. (Читаем текст «Пастушьей песни»).
– На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке).
– Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. А хотите узнать, как она появилась? (Да!)
– Ну, тогда слушайте… Жил-был мальчик-пастушок. Пас он своих коровушек по полям-по перелескам, да однажды забрел с ними в болото. Разбрелись коровушки по болоту, уплетая молодые побеги камыша… Испугался пастушок – стал кричать, звать животных, а они не слышат. Расстроенный мальчик срезал палочку камыша – он любил погрызть его, случайно дунул и услышал приятный звук. Обрезав с двух сторон аккуратные отверстия, пастушок с интересом стал дуть и не заметил, как все коровки собрались возле него. С тех пор мальчик всегда брал с собой дудочку и животные никогда у него не терялись. Вот такая сказка, а может быль есть о дудочке. А у Музы есть песня о камышинке-дудочке.
«Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова – разучивание.
– Эта песня может звучать каждый раз по– разному, если импровизировать мелодию дудочки.
3. Углубление темы урока.
– Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы.
– В народе этот инструмент стали называть свирелью. Как вы думаете, почему?
(За её необыкновенный звук, похожий на свист).
– А сейчас мы побываем на одном из концертов русских народных инструментов.
– Представьте, что у вас в руках свирель. Сыграйте на ней.
Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель).
(Дети имитируют исполнение на свирели).
– Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появилась одна из французских народных песен. Вот как это звучит.
«Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской – разучивание (метод эха).
– О чём рассказывается в песне? (ответы)
– Как поёт свирель? (ответы)
4. Работа с учебником.
– Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изображение ещё одного мальчика.
– На что похож его инструмент? (На рог животного).
– Да, это на самом деле рог! А что его отличает от свирели? (ответы)
– Может ли быть пастушком мальчик?
– А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть?
(Рожок).
– Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? (Чтобы собирать заблудившихся животных).
– Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки.
– Царь Пётр создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Называли его «Роговой оркестр».
– Сейчас мы попробуем стать таким оркестром. Для этого нам надо самим сделать рожок из листочка, который лежит у каждого из вас на столе, и свернуть его в рупор. Обратите внимание, что листочки разного формата, а значит, что инструменты будут разными по объему!
5. Игра «Оркестр рожечников».
Звучит фрагмент р. н. п. «Во кузнице».
– А теперь послушаем, как играют настоящие рожечники.
«Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок).
– Услышали ли вы знакомые звуки?
– Вся ли мелодия знакома?
(Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»).
– А теперь послушаем ещё одну русскую народную песню.
Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли).
– Какой инструмент звучал?
– Чем отличается его звучание?
– Чем отличается звучание духового инструмента от струнного?
6. Домашнее задание:
1. Вместе с родителями прочитать былинный сказ о новгородском путешественнике, гусляре и певце Садко. Отметить в сказе те места, где звучит музыка, выяснить, в каком характере она могла бы звучать.
2. Раскрасить сделанные своими руками рожки.
Вывод:
– В завершении урока вспомним, что нового нам сегодня рассказала Муза, что нового вы узнали, (ответы) о каких инструментах сегодня шла речь, какие сказки и песни вы узнали и услышали?
– Все это были русские народные инструменты – духовые (дудочка, свирель, рожок) и струнные (гусли).
Метки: Искусствоведение