Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"; 5 класс

Конспект урока "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"; 5 класс Тема урока: «Патриотизм и героизм русских людей в годы Отечественной войны 1812 года» (К 200-летию Бородинского сражения).

Название урока: «Недаром помнит вся Россия, про день Бородина»

Тип урока: интегрированный урок – размышление с использованием ИКТ, инсценировкой-сюрпризом.

Цель урока:

При помощи музыкального и поэтического искусства воссоздать события Отечественной войны 1812 года, погрузиться в психологическое и эмоциональное состояние русских людей того времени.

Задачи урока:

1. Развить навыки самостоятельного умения анализировать музыкальные произведения в соответствии с настроением и характером каждого произведения:

1) М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина».

2) С. Прокофьев «Ария Кутузова» из оперы «Война и мир».

3) П. Чайковский – героическая тема из финала 6 симфонии.

2. Выразительно исполнить русскую старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

3. Совершенствовать культуру слушания во время исполнения русской народной песни «Бородино» и современной бардовской песни «Вороной».

4. Развить самостоятельность мышления при работе над текстом стихотворения М. Лермонтова «Бородино», помочь ученикам понять, пережить идеалы патриотизма, народности, полюбить это стихотворение, его автора, ощутить гордость за Родину.

5. Убедить учеников, что герои Отечественной войны 1812 года близки и дороги нам, что их героические поступки были повторены в следующем столетии, и что у них нужно учиться, как любить свою Родину, и как уметь постоять за неё.

Оборудование и средства обучения:

1. Фортепиано, магнитофон, компьютер, видеопроектор, экран.

2. Электронная художественная презентация:

1) Портреты Мусоргского, Чайковского, Лермонтова, Кутузова, Багратиона.

2) Иллюстрации: «Москва златоглавая», «Московский кремль», «Бой за батарею Раевского», «Поле Бородино».

3. Рисунки учеников: молодой и старый солдат, костюмы и головные уборы солдат периода войны 1812 года.

4. Костюм бывалого солдата, мундир и кивер, свечи, подборка книг.

На магнитной доске название темы урока и проблемный вопрос: «Чем близки и дороги нам герои Бородинского сражения?

Ход урока:

Учитель музыки: Вступительная беседа:

Тема нашего урока очень значима и актуальна именно в этом 2012 году, так как исполняется 200 лет знаменитому Бородинскому сражению и Отечественной войне 1812 года. Вы знаете из истории об этих событиях, но чтобы глубже понять, почувствовать ту эпоху, мало знаний исторических фактов, нужно эмоционально представить события тех лет. И такую прекрасную возможность нам представляют произведения различных видов искусства: это музыка, литература, живопись, кино, театр.

Вспомните, ребята, в каких произведениях искусства нашли отражение события Отечественной войны 1812 года?

Ответы учеников: Это роман «Война и мир» Л. Толстого, стихотворение М. Лермонтова «Бородино», русские народные песни, кинофильм С. Бондарчука «Война и мир», кинофильм Э. Рязанова «Гусарская баллада». Живопись: полотно – панорама Ф. Рубо «Бородинская битва», картина А. Кившенко «Военный совет в Филях».

Учитель литературы: Итак, сегодня, при помощи музыки, литературы и живописи мы как бы окажемся в том времени, попробуем окунуться в тот драматический, тяжелый момент России, когда встал вопрос об угрозе порабощения России.

? Какое историческое событие произошло в России в июне 1812 года?

Ответ учеников: В Россию вторглась многочисленная французская армия

? Как русский народ воспринял это событие?

Ответ учеников: Русский народ поднялся на освободительную Отечественную войну.

? Какое генеральное сражение произошло в августе 1812 года?

Ответ учеников: Главнокомандующий М. И. Кутузов, возглавивший русскую армию, готовит генеральное сражение под Москвой, в 120 км. от Москвы на поле Бородино.

Учитель музыки: И вот наступает утро перед Бородинским сражением.

Звучит музыка Мусоргского «Рассвет на Москве-реке »

На экране слайды: «Златоглавая Москва», «Московский кремль».

? Что передаёт эта музыка, какие человеческие чувства она затрагивает?

В чьём исполнении вы услышали эту музыку?

Ответы учеников: Музыка передаёт тревогу, ожидание чего-то важного, главного в жизни Россиян.

В 1 части – образ широких просторов России, мелодия звучит как народная песня, широко и просторно. Звучат изобразительные моменты (переклички постовых, петушиные кличи).

Во 2 части – слышен звон колоколов, призыв к отпору, тревога за будущее матушки России. Звучал симфонический оркестр. Музыка передаёт картину ожидания Бородинского сражения.

Учитель литературы: А теперь обратимся к стихотворению М. Лермонтова «Бородино». Найдите и прочитайте строфы, где описана картина ожидания артиллеристами Бородинского сражения.

(Чтение 4, 5, 6, 7 строф стихотворения).

Михаил Юрьевич не мог участвовать в этом сражении, так как родился позже. Он узнал об этом из рассказов Афанасия Алексеевича Столыпина, брата Елизаветы Арсеньевой, бабушки поэта.

? Как готовятся артиллеристы к сражению? Текстом ответьте на вопрос.

Артиллеристы готовятся упорно, молча, веря в свою победу. Л. Толстой считал стихотворение «Бородино» Лермонтова «зерном» при создании романа «Война и мир». Толстой, Лермонтов, Мусоргский создали картину тревожного ожидания перед сражением. Солдаты не спят, готовятся к битве. Толстой в романе «Война и мир» изображает солдат перед Бородинским сражением, сидящими у костра. Один из них произносит замечательные слова: «Всем миром навалиться хотят. Одно слово – Москва». Солдаты надевают чистые рубахи перед сражением, они готовы умереть за Родину.

Учитель музыки: Вот таким солдатам предстояло испытание на мужество и отвагу.

? Какие вы знаете пословицы о Родине, о её защитниках?

Ответы учеников:

  1. «Родина – мать, умей за неё постоять!»
  2. «За народное дело бейся смело!»
  3. «Жить – Родине служить»
  4. «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!»

? Какие понятия были святыми для русских солдат?

Ответы учеников: Отчизна, держава, честь мундира, оружия, воинского братства.

? Как вы думаете, с какой песней пошли бы солдаты в бой? Какая она должна быть по характеру?

Маршеобразная, чёткая, призывная.

Исполнение песни «. Солдатушки, бравы ребятушки» всем классом.

Учитель литературы:

Ребята, вы пели так воодушевлённо, с чувством, с вами не страшно было бы идти в бой за освобождение Родины. «И грянул бой…»

? Найдите строфы из стихотворения «Бородино», описывающие Бородинский бой? ( Чтение строф 10,11, 12)

? Какими словами передаёт автор музыку боя, движение, свист пуль, визжание картечи?

Ответы учеников: «Рука бойцов» и т. д. Жужжание картечи, свист пуль автор передаёт звуками «Р», «Ж», «Ш», а движение с помощью глаголов.

? Что хотел сказать нам автор, изображая так талантливо картину боя?

Ответы учеников: О том, что артиллеристы совершили беспримерный подвиг, самоотверженность, патриотизм. Автор показал величие русского народа.

Задание: Рассмотрите иллюстрацию на странице 156 в учебнике.

? Какие строки из стихотворения можно подписать под этой иллюстрацией?

Ответы учеников: «Земля тряслась…», «Слились в протяжный бой».

Не раз солдата в смертельном бою спасал верный товарищ – конь.

Есть такая современная бардовская песня о любви к боевому другу – коню, о верности коня своему хозяину – песня «Вороной».

Учитель музыки исполняет песню «Вороной».

Учитель литературы:

? Назовите героев стихотворения «Бородино.

(Артиллеристы, молодой и старый солдаты, полковник)

? Назовите имена исторических личностей, участвовавших в Бородинской битве?

(Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли, Раевский и другие).

Я назову Вам ещё одного – Дмитрия Сергеевича Дохтурова. Это генерал, он командовал обороной центрального редута. Перед боем он произнёс такие слова: «За нами Москва! Умирать всем! Ни шагу назад».

? Кто из героев «Бородино» молвил такие же по значению слова?

Полковник: «Ребята! Не Москва ль за нами,

Умрёмте ж под Москвой!»

? В чём красота, величие героев Бородинского сражения?

Защита Родины для них – святое дело.

Итак, в образной, художественной форме Лермонтов описал картину Бородинского сражения. Стихи совершенны, идеальны, музыкальны.

Учитель музыки: Стихотворение настолько стало популярно в народе, что нашёлся талантливый человек, который придумал мелодию на это стихотворение. И таким образом, стихотворение «Бородино» обрело вторую, музыкальную жизнь.

Стук в дверь – сюрприз! В класс приходят гости: старый солдат и молодой солдат в костюмах того времени и киверах и исполняют по ролям русскую народную песню «Бородино» – инсценировка песни.

Учитель литературы:

? Какими строками заканчивается стихотворение?

( Чтение 13,14 строф)

? Кто победил под Бородином? Какая это была победа?

Физическую победу одержали французы, моральную русские, они готовы были «За утра бой затеять новый, и до конца стоять!

? Закончилась ли на этом Отечественная война 1812 года?

На совете в Филях было решено оставить Москву, но сохранить армию, чтобы отстоять Россию.

Учитель музыки: Ребята, как вы думаете, легко далось решение оставить Москву для Кутузова, ведь от него зависела судьба России?

Давайте послушаем арию Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир» и я прошу вас поделиться своими впечатлениями.

Ответы учеников: В арии Кутузов поёт о белокаменной Москве, о сердце России, о любви к своей Родине, и о готовности отдать жизнь за её спасение. Чувствуется мужество, уверенность полководца. Звучит ария как песня-гимн.

Учитель литературы:

? Почему победу в войне выиграли русские?

(Они сражались на родной земле, за Отечество, дух русской армии приподнят).

Героизмом русских восхищался Наполеон: «Из пятидесяти данных мною сражений, в этом проявлено наиболее доблестей. Русские стяжали право быть напобедимыми!»

Учитель музыки: Как вы думаете, ребята, под какую музыку встречали победителей в Москве?

Звучит главная тема из финала 6 симфонии П. И. Чайковского.

(У учеников эта музыка вызывает большой душевный подъём, они кричат 3 раза «Ура, ура, ура!» – так встречали победителей).

Учитель литературы: Современно ли стихотворение «Бородино» в наши дни? Докажите примерами из истории Великой Отечественной войны.

Ответы учеников: 16 ноября 1941 года под Москвой смертельный бой, Москву обороняли со стороны Волоколамского шоссе дивизия Панфилова, их бомбили немецкие самолёты, был рукопашный бой, затем пошли немецкие танки. Командир Василий Клочков обратился к бойцам со словами:

«Велика Россия,

А отступать некуда,

Позади Москва»

Защита Родины – это всегда современная тема.

Учитель музыки: Итак, чем близки и дороги нам герои Бородинского сражения?

Ответы учеников:

Тем, что не щадя своей жизни отстояли свободу России, и показали пример патриотизма и любви к Родине своим потомкам, которые должны помнить и чтить героев Отечественной войны 1812 года.

Список источников:

1. Литература, учебник для 5 класса. Издательство Просвещение, 2010 г.

2. Кабалевский Д. Б. Программы Кабалевский Музыка 1-8 классИздательство Просвещение. 2007 Класс: 1-8 класс

3.

Метки: Искусствоведение