Дополнительная образовательная программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"; от 7 лет. Ч. 1
Дополнительная образовательная программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"; от 7 лет. Ч. 1
I. Пояснительная записка.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она основывается на единстве задач обучения и эстетического развития учащихся. В первый класс детских художественных школ и художественных отделений школ искусств принимаются дети 11-12 лет. В этом возрасте они уже обладают способностью аналитического мышления, что облегчает успешное овладение способами профессиональной художественной деятельности. Однако наиболее благоприятным для творческого развития является младший школьный возраст. Для того, чтобы учащиеся могли заниматься изобразительной деятельностью с более раннего возраста, в школе могут быть организованы подготовительные группы. Занятия в подготовительных группах строятся в соответствии с контингентом учащихся, а также конкретными условиями работы школы. Срок обучения в подготовительных группах определяется школой – он может варьироваться от одного до трех лет. При составлении учебных планов надо учитывать, что младшие школьники особенно любят заниматься композицией (на плоскости и в объеме).
На первых годах обучения в подготовительной группе изучение композиции, рисунка, живописи целесообразно объединить предметом "Изобразительное искусство". Разделение дисциплин можно рекомендовать позднее, перед поступлением на основное отделение школ, чтобы подготовить детей к вступительным экзаменам и занятиям в первом классе. Однако не следует забывать, что такое отделение в известной степени условно. Практически все виды учебной работы взаимосвязаны.
Изобразительное искусство – творческая деятельность, позволяющая ребенку уже на ранних периодах развития реализовать творческие потребности личности. Увлечение ребенка изобразительной деятельностью с младшего школьного возраста позволит ему не только успешно развивать навыки письма, счета, устной речи, рисования, но и расширят знания об окружающем мире, продуктивно решить проблему внешкольного (досугового) времени. Наглядность, занимательность, красочность и продуктивность рисования, легкость и доступность овладения художественными инструментами и материалами делает этот вид деятельности одним из самых любимых детьми.
В основе реализации программы лежит принцип личностно ориентированного педагогического подхода к каждому ребенку, формировать для него свою, «личностную» программу изобразительного развития, учитывать его возможности, потребности, интересы, способности, навыки владения художественными инструментами и материалами, отслеживать уровень его развития. Программа предусматривает активную работу ребенка с цветом, развивая и совершенствуя тем самым цветочувствительность зрительной системы и позволяя видеть мир разноцветным. Программа предлагает учащимся широкую возможность овладения новыми художественными техниками и материалами, законами композиционного мышления, началами цветоведения, формообразования и ритмизации изображения. В процессе деятельности дети знакомятся с профессиональной терминологией и понятиями. Расширяются знания в области художественного наследия и истории искусства. Развивается логическое мышление, координация, визуальный канал восприятия, тренируется мелкая моторика руки, а, следовательно, речь (рисунок является графической речью ребенка).
Расширяется эмоционально-зрительная палитра образов, которой ребенок пользуется и будет пользоваться на протяжении всей жизни и которая ляжет в основу ассоциативной памяти личности.
Новизна:
Дополнительная образовательная программа рассчитана для обучения детей с более раннего возраста, дети имеют возможность в течение трех лет заниматься изобразительной деятельностью в подготовительных группах.
Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающая:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
– словесные (рассказ, беседа),
– наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
– репродуктивные (воспроизводящий)
– частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
– творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
– работа под непосредственным руководством педагога;
– совместная работа;
– самостоятельная работа.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.
Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы от 7лет.
Сроки реализации образовательной программы
– 1год обучения – 2часа в неделю –68 учебных часов в год;
– 2год обучения – 2часа в неделю – 68 учебных часов в год;
– 3год обучения – 2часа в неделю – 68учебных часов в год;
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы детей по трем годам обучения.
Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19. 10. 06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
– учащиеся могут быть отчислены при условии
систематического непосещения учебных занятий;
– смена места жительства, противопоказания по
здоровью и в других случаях.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.
Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально, а также допускается ограничение задач постановки для отстающих учеников при условии выполнения основной задачи.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС.
№ П. п. |
Наименование темы задания |
Кол-во часов по учеб. плану |
Теория |
Практика |
1 | Вводная беседа «Мир вокруг меня». | 2 | 1 | 1 |
2 | «Цветочная поляна». | 2 | 1 | 1 |
3 | «Радуга на грозовом небе». | 2 | 1 | 1 |
4 | «Осенний лес». Пейзаж. | 4 | 1 | 3 |
5 | «Осенний листопад». | 2 | 1 | 1 |
6 | «Огонь в ночи». | 4 | 1 | 3 |
7 | Рисунок с натуры. Натюрморт (арбуз). | 2 | - | 1 |
8 | Композиция «История про арбуз». | 2 | 1 | 1 |
9 | Рисунок птицы. Анализ натуры. | 2 | 1 | 1 |
10 | Композиция «Жар птица». | 4 | - | 4 |
11 | Творческое упражнение «Зимний лес». | 2 | - | 2 |
12 | Украшение новогоднего колпачка. | 2 | - | 2 |
13 | Пейзаж «Зима ». | 4 | 1 | 3 |
14 | Зарисовка лошади с натуры. | 2 | 1 | 1 |
15 | Дерево из моей ладошки. | 2 | - | 2 |
16 | Зарисовка рыбки. | 2 | - | 2 |
17 | Композиция «Аквариум». | 2 | - | 2 |
18 | Композиция «На дне морском». | 4 | 1 | 3 |
19 | «Цветы для мамы». | 2 | - | 2 |
20 | «Вокруг меня мир». Композиция, посвященная Дню Победы | 4 | - | 4 |
21 | «Весенние ручьи» | 2 | - | 2 |
22 | «Цирк» | 4 | - | 4 |
23 | Рисунок кошки. | 2 | - | 2 |
24 | Рисунок петуха. | 2 | - | 2 |
25 | Композиция «Весна». | 4 | 1 | 3 |
26 | Итоговое занятие. Просмотр. | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 12 | 54 |
Содержание программы.
1. Вводная беседа «Мир вокруг меня». Кто такой художник. -2ч.
Ознакомление с работой на уроках изо, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О. Т.
Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.
Основы представления о месте пластических искусств в жизни людей. Основы представлений о художественно-образном языке изобразительных, декоративных, конструктивных форм искусства (народных и профессиональных). Основы понятий о изобразительных, декоративных и конструктивных формах деятельности. Первоначальные сведения о творчестве выдающихся русских художников. Основы представлений о русской национальной художественной культуре и ее связях с культурой других народов.
2. «Цветочная поляна». -2ч.
Свет в жизни человека. Теплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Творческие упражнения на зрительную и ассоциативную память.
3. «Радуга на грозовом небе». -2ч.
Пять красок – богатство цвета и тона. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день.
4. «Осенний лес». Беседа о пейзаже. -4ч.
Понятие пейзаж. Виды пейзажа. Беседа о творчестве выдающихся пейзажистов. Основные правила построения пейзажа. Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки). Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью.
5. «Осенний листопад» – коврик аппликаций. -2ч.
Выразительные возможности аппликации. Изготовление коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Представление о ритме пятен. Работа групповая (1–3 панно), по памяти и впечатлению.
6. «Огонь в ночи». -2ч.
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению).
7. Натюрморт. Арбуз. -2ч.
Понятие о натюрморте. Алгоритм рисования натюрморта. Рисование с натуры. Элементарные законы построения рисунка. Натюрморт в творчестве мастеров изобразительного искусства. Анализ конструктивных особенностей предметов, входящих в натюрморт.
8. «История про арбуз – сбор урожая, продавец-2ч.
арбуза и т. д. ). Композиция.
Правила, приемы и средства композиции. Передача ритма, движения и покоя. Выделение сюжетно-композиционного центра. Передача равновесия в композиции ,развитие навыка композиционного решения изображения на листе, эстетического отношения к действительности.
9. Рисунок птицы. Анализ натуры. -2ч.
Понятие анималистический жанр. Последовательность рисования птиц развитие наблюдательности и образной памяти. Конструкция и форма. Зарисовка чучела птицы . Передача основных пропорций, тона.
10. Композиция «Жар птица». -4ч.
Теплые цвета (стилизация, обагащение формы). Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Создание образа сказочной птицы; закрепление навыка рисования; подбор красивых сочетаний цветов; развитие творчества и фантазии.
11. Творческое упражнение «Зимний лес». -2ч.
Графика вид изобразительного искусства. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
12. Украшение новогоднего колпачка. -2ч.
Аппликация из цветной бумаги. Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления, развивать умение различать и называть форму, цвет.
13. Пейзаж «Зима». -4ч.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства (цветом, композицией); учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе.
14. Зарисовка лошади с натуры (использование каргопольской
игрушки). -2ч.
Ознакомление с произведениями произведениями народного декоративно– прикладного искусства. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета,
15. «Дерево из моей ладошки». -2ч.
Декоративная композиция. Нарисовать дерево так, чтобы начало руки стало как бы стволом, пальцы – большими старыми ветками, дорисовать ветки помоложе; из цветной бумаги вырезать листья, цветы, плоды; вырастить дерево дружбы: ладошка каждого ребенка – это отдельная веточка (ладошки либо вырезаются из цветной бумаги и украшаются аппликацией, либо раскрашиваются фломастерами).
16. Зарисовка рыбки. -2ч.
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
17. Композиция «Аквариум». -2ч.
Вызвать интерес к рисованию образов подводного мира по замыслу. Использование в работе разных материалов, развитие воображения и чувства композиции; умение находить место для своих вырезанных деталей. Развивать навыки и умения коллективной работы.
18. Композиция «На дне морском». -4ч.
Рисунок ракушек, изучение и наблюдение формы. Активизировать применение разных приёмов изображения для создания водных растений для усиления выразительности образ.
19. Натюрморт «Цветы для мамы». -2ч.
Развитие наблюдательности, видения красоты в природе. Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев. Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Умение анализировать, сравнивать.
20. Композиция посвященная Дню Победы «Вокруг меня мир». -4ч.
Тематическая композиция, посвященная «Дню Победы 9 мая ВОВ» (о подвигах, о трудностях войны, о картинах русских художников, посвященных ВОВ). Выбор сюжета: работа над эскизами. Композиция выполняется с учетом воздушной перспективы, с передачей движения и настроения.
21. «Весенние ручьи». -2ч.
Соединение точек прямыми линиями. Изображение весенних ручьев.
Ассоциативный образ. Использование цветного графического материала
22. «Цирк»-4ч.
Отражение в рисунке праздничных впечатлений, рисование фигур людей и животных в движении. Воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей. Создание общей работы из отдельных частей. Формирование умения работать дружно, не мешая друг другу.
23. Рисунок кошки. -2ч.
Создание портрета домашнего животного, с которым дружишь (на выбор – графическое или живописное изображение, скульптура, коллаж, аппликация или портрет из природных материалов).
24. Рисунок петуха. -2ч.
Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Рисование домашних птиц, передача характерных особенностей внешнего вида, развитие образного восприятия; работа на одном листе бумаги, согласованность своих действия
25. Композиция «Весна». -4ч.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы). Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению, добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.
26. Итоговое занятие. Просмотр. -2ч.
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя.
Метки: Искусствоведение