Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Дополнительная образовательная программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"; от 7 лет. Ч. 1

Дополнительная образовательная программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"; от 7 лет. Ч. 1

I. Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она основывается на единстве задач обучения и эс­тетического развития учащихся. В первый класс детских художественных школ и художест­венных отделений школ искусств принимаются дети 11-12 лет. В этом возрасте они уже обладают способностью аналитическо­го мышления, что облегчает успешное овладение способами про­фессиональной художественной деятельности. Однако наибо­лее благоприятным для творческого развития является млад­ший школьный возраст. Для того, чтобы учащиеся могли зани­маться изобразительной деятельностью с более раннего возрас­та, в школе могут быть организованы подготовительные груп­пы. Занятия в подготовительных группах строятся в соответст­вии с контингентом учащихся, а также конкретными условиями работы школы. Срок обучения в подготовительных группах определяется школой – он может варьироваться от одного до трех лет. При составлении учебных планов надо учитывать, что младшие школьники особенно любят заниматься композицией (на плоскости и в объеме).

На первых годах обучения в подготовительной группе изу­чение композиции, рисунка, живописи целесообразно объеди­нить предметом "Изобразительное искусство". Разделение дис­циплин можно рекомендовать позднее, перед поступлением на основное отделение школ, чтобы подготовить детей к вступи­тельным экзаменам и занятиям в первом классе. Однако не сле­дует забывать, что такое отделение в известной степени услов­но. Практически все виды учебной работы взаимосвязаны.

Изобразительное искусство – творческая деятельность, позволяющая ребенку уже на ранних периодах развития реализовать творческие потребности личности. Увлечение ребенка изобразительной деятельностью с младшего школьного возраста позволит ему не только успешно развивать навыки письма, счета, устной речи, рисования, но и расширят знания об окружающем мире, продуктивно решить проблему внешкольного (досугового) времени. Наглядность, занимательность, красочность и продуктивность рисования, легкость и доступность овладения художественными инструментами и материалами делает этот вид деятельности одним из самых любимых детьми.

В основе реализации программы лежит принцип личностно ориентированного педагогического подхода к каждому ребенку, формировать для него свою, «личностную» программу изобразительного развития, учитывать его возможности, потребности, интересы, способности, навыки владения художественными инструментами и материалами, отслеживать уровень его развития. Программа предусматривает активную работу ребенка с цветом, развивая и совершенствуя тем самым цветочувствительность зрительной системы и позволяя видеть мир разноцветным. Программа предлагает учащимся широкую возможность овладения новыми художественными техниками и материалами, законами композиционного мышления, началами цветоведения, формообразования и ритмизации изображения. В процессе деятельности дети знакомятся с профессиональной терминологией и понятиями. Расширяются знания в области художественного наследия и истории искусства. Развивается логическое мышление, координация, визуальный канал восприятия, тренируется мелкая моторика руки, а, следовательно, речь (рисунок является графической речью ребенка).

Расширяется эмоционально-зрительная палитра образов, которой ребенок пользуется и будет пользоваться на протяжении всей жизни и которая ляжет в основу ассоциативной памяти личности.

Новизна:

Дополнительная образовательная программа рассчитана для обучения детей с более раннего возрас­та, дети имеют возможность в течение трех лет зани­маться изобразительной деятельностью в подготовительных груп­пах.

Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие спо­собности, заложенные в ребенке.

Задачи:

Учебная:

Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности.

Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния.

Воспитательная:

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу.

Развивающая:

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

– словесные (рассказ, беседа),

– наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)

2) По характеру познавательной деятельности:

– репродуктивные (воспроизводящий)

– частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);

– творческие (творческие задания по видам деятельности).

3) По степени самостоятельности:

– работа под непосредственным руководством педагога;

– совместная работа;

– самостоятельная работа.

Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о ра­боте проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.

Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы от 7лет.

Сроки реализации образовательной программы

– 1год обучения – 2часа в неделю –68 учебных часов в год;

– 2год обучения – 2часа в неделю – 68 учебных часов в год;

– 3год обучения – 2часа в неделю – 68учебных часов в год;

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы детей по трем годам обучения.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19. 10. 06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

– учащиеся могут быть отчислены при условии

систематического непосещения учебных занятий;

– смена места жительства, противопоказания по

здоровью и в других случаях.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально, а также допускается ограничение задач постановки для отстающих учеников при условии выполнения основной задачи.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о ра­боте проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 КЛАСС.

П. п.

Наименование темы задания

Кол-во часов по учеб. плану

Теория

Практика

1

Вводная беседа «Мир вокруг меня».

2

1

1

2

«Цветочная поляна».

2

1

1

3

«Радуга на грозовом небе».

2

1

1

4

«Осенний лес». Пейзаж.

4

1

3

5

«Осенний листопад».

2

1

1

6

«Огонь в ночи».

4

1

3

7

Рисунок с натуры. Натюрморт (арбуз).

2

-

1

8

Композиция «История про арбуз».

2

1

1

9

Рисунок птицы. Анализ натуры.

2

1

1

10

Композиция «Жар птица».

4

-

4

11

Творческое упражнение «Зимний лес».

2

-

2

12

Украшение новогоднего колпачка.

2

-

2

13

Пейзаж «Зима ».

4

1

3

14

Зарисовка лошади с натуры.

2

1

1

15

Дерево из моей ладошки.

2

-

2

16

Зарисовка рыбки.

2

-

2

17

Композиция «Аквариум».

2

-

2

18

Композиция «На дне морском».

4

1

3

19

«Цветы для мамы».

2

-

2

20

«Вокруг меня мир». Композиция, посвященная Дню Победы

4

-

4

21

«Весенние ручьи»

2

-

2

22

«Цирк»

4

-

4

23

Рисунок кошки.

2

-

2

24

Рисунок петуха.

2

-

2

25

Композиция «Весна».

4

1

3

26

Итоговое занятие. Просмотр.

2

-

2

Итого

68

12

54

Содержание программы.

1. Вводная беседа «Мир вокруг меня». Кто такой художник. -2ч.

Ознакомление с работой на уроках изо, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О. Т.

Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.

Основы представления о месте пластических искусств в жизни людей. Основы представлений о художественно-образном языке изобразительных, декоративных, конструктивных форм искусства (народных и профессиональных). Основы понятий о изобразительных, декоративных и конструктивных формах деятельности. Первоначальные сведения о творчестве выдающихся русских художников. Основы представлений о русской национальной художественной культуре и ее связях с культурой других народов.

2. «Цветочная поляна». -2ч.

Свет в жизни человека. Теплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Творческие упражнения на зрительную и ассоциативную память.

3. «Радуга на грозовом небе». -2ч.

Пять красок – богатство цвета и тона. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день.

4. «Осенний лес». Беседа о пейзаже. -4ч.

Понятие пейзаж. Виды пейзажа. Беседа о творчестве выдающихся пейзажистов. Основные правила построения пейзажа. Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки). Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью.

5. «Осенний листопад» – коврик аппликаций. -2ч.

Выразительные возможности аппликации. Изготовление коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Представление о ритме пятен. Работа групповая (1–3 панно), по памяти и впечатлению.

6. «Огонь в ночи». -2ч.

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению).

7. Натюрморт. Арбуз. -2ч.

Понятие о натюрморте. Алгоритм рисования натюрморта. Рисование с натуры. Элементарные законы построения рисунка. Натюрморт в творчестве мастеров изобразительного искусства. Анализ конструктивных особенностей предметов, входящих в натюрморт.

8. «История про арбуз – сбор урожая, продавец-2ч.

арбуза и т. д. ). Композиция.

Правила, приемы и средства композиции. Передача ритма, движения и покоя. Выделение сюжетно-композиционного центра. Передача равновесия в композиции ,развитие навыка композиционного решения изобра­жения на листе, эстетического отношения к действительности.

9. Рисунок птицы. Анализ натуры. -2ч.

Понятие анималистический жанр. Последовательность рисования птиц развитие наблюдательности и образной памяти. Конструкция и форма. Зарисовка чучела птицы . Передача основных пропорций, тона.

10. Композиция «Жар птица». -4ч.

Теплые цвета (стилизация, обагащение формы). Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Создание образа сказочной птицы; закрепление навыка рисования; подбор красивых сочетаний цветов; развитие творчества и фантазии.

11. Творческое упражнение «Зимний лес». -2ч.

Графика вид изобразительного искусства. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

12. Украшение новогоднего колпачка. -2ч.

Аппликация из цветной бумаги. Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления, развивать умение различать и называть форму, цвет.

13. Пейзаж «Зима». -4ч.

Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства (цветом, композицией); учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе.

14. Зарисовка лошади с натуры (использование каргопольской

игрушки). -2ч.

Ознакомление с произведениями произведениями народного декоративно– прикладного искусства. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета,

15. «Дерево из моей ладошки». -2ч.

Декоративная композиция. Нарисовать дерево так, чтобы начало руки стало как бы стволом, пальцы – большими старыми ветками, дорисовать ветки помоложе; из цветной бумаги вырезать листья, цветы, плоды; вырастить дерево дружбы: ладошка каждого ребенка – это отдельная веточка (ладошки либо вырезаются из цветной бумаги и украшаются аппликацией, либо раскрашиваются фломастерами).

16. Зарисовка рыбки. -2ч.

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

17. Композиция «Аквариум». -2ч.

Вызвать интерес к рисованию образов подводного мира по замыслу. Использование в работе разных материалов, развитие воображения и чувства композиции; умение находить место для своих вырезанных деталей. Развивать навыки и умения коллективной работы.

18. Композиция «На дне морском». -4ч.

Рисунок ракушек, изучение и наблюдение формы. Активизировать применение разных приёмов изображения для создания водных растений для усиления выразительности образ.

19. Натюрморт «Цветы для мамы». -2ч.

Развитие наблюдательности, видения красоты в природе. Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев. Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Умение анализировать, сравнивать.

20. Композиция посвященная Дню Победы «Вокруг меня мир». -4ч.

Тематическая композиция, посвященная «Дню Победы 9 мая ВОВ» (о подвигах, о трудностях войны, о картинах русских художников, посвященных ВОВ). Выбор сюжета: работа над эскизами. Композиция выполняется с учетом воздушной перспективы, с передачей движения и настроения.

21. «Весенние ручьи». -2ч.

Соединение точек прямыми линиями. Изображение весенних ручьев.

Ассоциативный образ. Использование цветного графического материала

22. «Цирк»-4ч.

Отражение в рисунке праздничных впечатлений, рисование фигур людей и животных в движении. Воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей. Создание общей работы из отдельных частей. Формирование умения работать дружно, не мешая друг другу.

23. Рисунок кошки. -2ч.

Создание портрета домашнего животного, с которым дружишь (на выбор – графическое или живописное изображение, скульптура, коллаж, аппликация или портрет из природных материалов).

24. Рисунок петуха. -2ч.

Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Рисование домашних птиц, передача характерных особенностей внешнего вида, развитие образного восприятия; работа на одном листе бумаги, согласованность своих действия

25. Композиция «Весна». -4ч.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы). Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению, добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.

26. Итоговое занятие. Просмотр. -2ч.

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя.

Метки: Искусствоведение