Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа курса по лепке; 5-7 класс

Программа курса по лепке; 5-7 класс Пояснительная записка.

Проблема модернизации художественно – эстетического образования в школе остается одной из актуальных. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусств в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Данная программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества. Учебный курс, раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ звука, движения, вещи может рассматриваться только комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей ,национальными художественными традициями народа, причем первоосновой является образ художественного изделия. Такой подход в оценке произведений народной культуры предполагает обращение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Это позволяет учащимся унаследовать его основы, понять принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Программа направленна на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет социального изучения. Цель и задачи курса: формирование у школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти ,развитие их творческих способностей и задатков. Развитие творческой активности личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица ,находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Овладение необходимыми навыками и изучение вещей-типов разных школ народного мастерства должно привести к умению создавать художественный образ вещи на основе повтора ,импровизации ,вариации ,к умению выразить свое собственное отношение к искусству и действительности. Систематическое развитие художественно-творческих способностей , формирование навыков планирования процесса реализации замысла ,умения выражать в отчетливых образах решение творческих задач художественный и конструкторский замысел.

Структура программы.

Программа занятий в каждом классе включает три основных раздела: “Восприятие действительности “, ”Лепка на основе знакомства с глиняной игрушкой”,” Лепка с натуры, по памяти, по представлению “. Раздел ”Восприятие” имеет цель – систематически развивать у детей способность сознательно воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимать значение искусства в жизни людей ,общества; развивать практические навыки восприятия форм и явлений окружающей действительности. Развитие способности эмоционального переживания и умения выразить свое отношение к произведению. Раздел “Лепка на основе знакомства с народной глиняной игрушкой” предполагает знакомство детей с народными промыслами при внимании к многогранно раскрываемому художественному образу вещи, способам отражения действительности, символике орнамента, способствует развитию творчества учащихся по созданию художественных изделий на основе принципов народного искусства: повтор, вариация ,импровизация. Углубление знаний об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов.

В разделе ”Лепка с натуры, по памяти, по представлению” ведущим направлением работы учителя является организация целенаправленного наблюдения и активного восприятия выразительных особенностей предметов (характера, формы, динамических фрагментов, пластики) в процессе изображения с натуры. В этом разделе выделяются проблемы учебной и творческой деятельности. Содержание практических заданий предполагает решение следующих задач: – форма, – пропорции, – конструкция, – композиция. Освоение этих учебных задач должно быть подчинено посильному сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Во все разделы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Этот перечень во многом разъясняет содержание программы, нацеливает учителя на выбор методов учитывающих характер своеобразия и восприятия искусства, удовлетворяющих современным требованиям педагогики сотрудничества. При планировании работы на год учитель может распределять материал в целесообразной ,с его точкизрения, последовательности заданий из учета общего количества времени на изучение курса-34 часа.

5класс Сведения о глине как о художественном материале, об организации рабочего места, названии и назначении инструментов и приспособлений (стека, доска, блюдце для воды, печатки для украшения лепных работ). Знакомство с произведениями народных мастеров (гончаров игрушечников). Обучение приемам наблюдения натуры . Формирование знаний учащихся о пластической выразительности формы, приемах стилизации ,особенностях образа в декоративном искусстве. Задача учителя – развивать у детей эстетические чувства, эмоциональное отношение к прекрасному. При этом внимание учащихся сосредотачивается на красоте, гармоничной целесообразности строения, формы. Совершенствуются практические навыки работы с глиной, пластилином. В процессе обучения у школьников происходит формирование навыков изображения с натуры, по памяти, по представлению.

Восприятие. Эстетическое восприятие действительности осуществляется на всех практических занятиях(5-10 мин общего времени урока) с последующим выполнением задания. На уроках восприятия искусства изучаются и закрепляются теоритические вопросы основ изобразительной грамоты, художественная терминология, названия различных материалов, углубляются понятия о выразительных средствах скульптуры . Все теоритические сведения, а также названия произведений и фамилии их авторов фиксируются в словаре по изобразительному искусству. Помимо теоритического изучения программного материала ,на уроках восприятиярешаются кратковременные практические задачи, которые учитель ставит индивидуально в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Беседа 1. ”Декоративно-прикладное искусство”. Что такое ДПИ. Основное назначение декоративно-прикладных изделий, их виды; сочетание красоты и пользы, художественное оформление изделий. Беседа 2. Искусство скульптуры. Определение скульптуры, отличительные черты этого вида искусства; материалы используемые в скульптуре, единство содержания и формы. Беседа 3. Ураинская народная игрушка. Функции. Традиции. Беседа 4. Характер декоративно-прикладных изделий Древней Руси, их разнообразие. Беседа 5. Современние виды декоративно-прикладных изделий. Наиболее известные народные промыслы. Беседа 6. Образы детей в произведениях скульптуры. Лепка на основе знакомства с народной глиняной игрушкой. Знакомство с последовательностью исполнения глиняной игрушки: – заготовка куска глины(колбаска цилиндрической формы) ; -сгибание и вытягивание заготовки для получения основных частей игрушечной фигурки; – завершение лепки фигурки путем примазки отдельных частей (ушки ,хвостик). Знакомство с разными способами лепки посуды: – заготовки-лепешки, доведение их до формы тарелочки, чашки; – заготовки-жгутики; получение объемной посуды путем наращивания жгутиков-колец; – заготовка шаровидной формы: выбирание глины стекой. Представление о простейших формах декора гончарных изделий (печатки), росписи гуашью обожженных глиняных предметов. Лепка с натуры, по памяти, по представлению. Развитие умения наблюдать и создавать в глине образ увиденного (городской транспорт, животные и т. п. ) В качественаглядного материала к урокам использовать керамические изделия украинских и зарубежных мастеров народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии ,слайды скульптурных изображений человека и животных. Примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. 1. ”В магазине гончарной посуды” (если по описанию, которое сделал ребенок, можно догадаться, о каком предмете идет речь, то его “продают” – покупатель получает карточку с изображением предмета) . 2. ” В гончарной мастерской “ -лепка разными способами: миски, чашки, горшки. 3. Лепка игрушки –свистульки по мотивам народных образцов. 4. ”Сказочные фигурки”-сочинение лепного образа, роспись . 6. ”Кондитерская фабрика ”– изготовление “тортов”, ”конфет”,” кренделей” ,”пирогов”. Роспись – коллективная работа. 7. Маска для кукольного театра. 8. Лепной пряник. 9. Лепка с натуры матрешки. Роспись. 10. ”Кто в лесу живет ”– лепка животных по мотивам народных керамических изделий. 11. Пряничный домик. 12. Мои любимые игрушки. 13. Кукла в одежде (с натуры) . 14. Барельеф. Композиция (по представлению). 15. Выполнение орнаментальных композиций. Барельеф. 16. Композиция ”Золотая рыбка”. 17. Фигурные подсвечники. 18. Выполнение натюрморта из двух предметов. 19. Знакомство с керамикой Опошни. 20. ”В гостях у мастеров каргопольской игрушки ”– лепка игрушек на основе традиционных приемов. 21. Настольный кукольный театр ”Дымковская слобода”. 22. ”Мы – мастера изразцов”-лепка пластины с рельефным изображением сказочных птиц, рыб, элементов растительного орнамента. 23. ”Клоун в цирке”-создание образа веселого артиста (по представлению). Создавать условия для творческих игр с выполненными изделиями. К концу учебного года учащиеся должны знать: – основные виды скульптуры; – о значении слов композиция, движение, рельеф; – о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с глиной, пластилином; – последовательность выполнения художественного образа в объеме; – элементарные правила и приемы стилизации реальных мотивов растительного и животного мира;– об особенностях лепных игрушек различных народных промыслов. Учащиеся должны уметь: – отмечать выразительные средства скульптуры; – пользоваться стекой, печаткой, самостоятельно определять количество глины; – применять разные способы лепки, сочетать орнамент с формой; – передавать в лепке характерные особенности объектов изображения; форму, пластику, фактуру.

6 класс. В 6 классе продолжается развитие у учащихся навыков восприятия эстетических явлений в действительности и художественного образа в произведениях искусства; расширяются представления о жанрах скульптуры и разнообразии народных промыслов; углубляется понятие о классификации форм их конструкции, пластике, обобщении в процессе изображения; совершенствуются умения воспринимать, анализировать и передавать в своих работах красоту формы, ее пропорции, пластику, материал. Продолжение работы, направленной на дальнейшее постижение пластических свойств глины; закрепление известных приемов: вытягивание отдельных частей из общего комка, лепка фигурок по частям и путем примазывания отдельных частей, отглаживание поверхности. Поощрение умения комбинировать приемы, самостоятельно находить новые способы лепки, отбирать нужное количество глины. Умение отличать керамические изделия разных школ народного мастерства. При решении всех типов художественно-творческих задач образ художественной вещи рассматривать в разнообразных связях с жизнью, бытом, обычаями, историей народа-творца.

Восприятие. Эстетическое восприятие действительности осуществляется и на практических занятиях. В процессе выполнения художественных работ совершенствуются и закрепляются навыки восприятия характерных особенностей формы и пластики предметов, углубляются понятия единства эстетического и утилитарного. В 6 классе продолжается ознакомление с различными видами скульптуры. Беседа 1. Исторические прототипы украинской народной игрушки. Беседа 2. Скульптура станковая, монументальная, малых форм, декоративная(круглая,рельеф,керамика,дерево,метал,камень,стекло,пластмасса, кость). Познакомить детей с такими произведениями, как С. Лебедева ”Девочка с бабочкой”, Л. Ельчанинова”Семья”, Ю. Злотя ”Абонент”, Э. Пахомов”Рыбачок”, Н. Микешин”Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве”, А. Таратынов ”Друзья”,А. Белашов ”Танец журавлей”, ”Фламинго”. Знакомство с крупнейшими мастерами в области скульптуры. Беседа 3. Искусство филимоновских мастеров. Беседа 4. Керамика Косово и Опошни. Беседа 5. Традиционный театр Явы. Беседа 6. Китайская глиняная игрушка. Лепка на основе знакомства с народной глиняной игрушкой. Поощрение у школьников желания создавать красивые изделия по мотивам керамики Гжели, Косова, села Филимоново, Дымково, Опошни. Расширение представлений о народных традициях изготовления объемных пустотелых изделий из глины. Знакомство с традиционными приемами их лепки (вытягивание отдельных частей фигурки, лепка по частям – лошадка, индюк); cвыполнением декоративных пластин (рельеф). Углубление интереса к украшению своих работ. Составление эскизов форм и росписи ангобами, гуашью игрушек из глины; украшение декоративных скульптур сказочных животных с учетом обогащения накладными элементами: ”крупкой”, “соломкой”, “чешуйками”, “поясками” и др. ; сочетание орнамента с формой изделия. Поощрять повторение, варьирование, импровизацию декоративных элементов народной росписи игрушек, посуды. Лепка с натуры, по памяти, по представлению. Создание условий для самостоятельной лепки по мотивам увиденного Использование знаний и умений для передачи формы и пропорций, движения; самостоятельный выбор способа изображения на разные темы(машины городского транспорта, сказочные герои, артисты цирка, птицы и животные и т. д. )Углубление и расширение композиционных навыков; понятие о контрасте, гармоничном сочетании мелких и крупных элементов композиции. Передача фигуры человека в движении, подчинение пластического решения задачам образного решения замысла. Передача смысловой связи и пластического единства изображения с учетом кругового обзора с разных точек зрения. Примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ: 1. “В гончарной мастерской”– лепка предметов чайного сервиза по мотивам гжельской керамики. 2. ” В гостях у мастеров глиняной филимоновской игрушки”– лепка и роспись игрушек на основе традиционных приемов. 3. Настольный кукольный театр ”Дымковская слобода”– лепка и роспись игрушек на основе традиционных приемов (коллективная работа). 4. “Атракционы в детском парке”– коллективная работа. 5. ” Акробат”– создание образа циркового артиста. 6. ” Красна улица домами”– коллективная работа. 7. “ Подводный мир”, “Космические дали”, “Цветы”– создание барельефных сюжетов. 8. Лепка птиц и животных. 9. Женские фигуры из глины (“панни”,”куми”, “сусідки”)– по мотивам украинских народных промыслов. 10. Лепка сказочных и литературных персонажей с последующей росписью. 11. Лепка фигуры человека с применением проволочного каркаса. 12. Лепка двухфигурной или сюжетной композиции: “Повар за работой, ”Друзья”, ”Аленушка и братец Иванушка”, ”Пряха прядет , ”Люди разных профессий”(парикмахер, дрессировщик, дирижер). 13. В гостях у мастеров Скопина и Опошни– волшебное превращение птиц и зверей в фигурные сосуды. К концу учебного года учащиеся должны знать: – основные средства выразительности скульптуры; – наиболее известные музеи страны и народные промыслы; – процесс работы скульптора над произведением: выбор темы, сюжета, сбор необходимых материалов (зарисовки, наброски),выполнение эскизов, реализация замысла в материале; – о значении народного искусства как части культуры. Учащиеся должны уметь: – соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; -решать художественно– творческие задачи: 1) нахождение расположения частей в пространстве(движение); 2) нахождение их относительных размеров(пропорций); 3) нахождение формы как всего предмета вцелом так и его частей; -пользоваться подготовительным эскизом; -сознательно выбирать средства выражения своего замысла и объяснять свой выбор.

7 класс В 7 классе завершается курс обучения лепке. Главная задача учителя состоит в том, чтобы закрепить у учащихся знания, умения и навыки создания художественного образа в творческих работах, приобретенные в предидущих классах; углубить навыки восприятия эстетических явлений в действительности и художественного образа в произведениях искусства; расширить представление об искусстве народов мира, дальнейшее ознакомление с известными произведениями скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Развитие умения лепить фигуру человека, животных. Свободное создание учащимися декоративных композиций (с орнаментом, сюжетом).

Восприятие. Совершенствование и закрепление практических навыков восприятия реальных форм объектов окружающей действительности и эстетических явлений в природе. Учащиеся знакомятся с изобразительным искусством народов мира. Беседа 1. Народные куклы Средней Надднепрянщины и разных регионов Украины. Беседа 2. Игрушки из глины, дерева, сыра, теста и др. материалов. Беседа 3. Знакомство с творчеством Л. Ельчаниновой, С. Т. Коненкова, А. С. Голубкина, В. И. Мухиной, И. Шадра, Е. В. Вучетича. Беседа 4. Романское искусство ”Огромная каменная симфония”. Беседа 5. Возрождение в Италии. Беседа 6. Африканское ДПИ. Лепка на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. Свободное создание красивых предметов по мотивам народного творчества: 1) на основе импровизации народного орнамента ; 2) на основе особенностей современной сюжетной росписи в керамике, скульптуре малых форм в фарфоре. Лепка с натуры, по памяти, по представлению. Значение композиции как средства для выражения идейно-художественного содержания в скульптуре. Материал в скульптуре: глина, камень, мрамор, дерево. Изображение таинственных человечков в деревянной скульптуре С. Коненкова (“Лесовики”,” Старичок– полевичек”),героя из сказки в маелике М. Врубеля ( ”Мизгирь”),русского крестьянина в бронзовой скульптуре И. Шадра (“Сеятель”). Выполнение композиций, в которых отражаются характерные черты обычного человека и героев сказок, былин: преувеличение пропорций, необычность движения и т. д. Примерный перечень творческих работ: 1. Выполнение керамического панно ”Сказочный город на острове Буяне”– коллективная работа. 2. Лепка на темы литературных произведений: ”Ворона и лисица”,” Три медведя”, ”Алладин и волшебная лампа”. 3. “Сказка в глине”– выполнение объемной композиции (сказочный дворец). 4. Выполнение объемной композиции “Мотоциклист”, ”Музыкант”, “Лыжник” и т. д. Создавать условия для творческих игр с изделиями.

К концу учебного года учащиеся должны знать: – отличительные особенности скульптуры, ее жанров; особенности монументального искусства и мемориала; – отличительные особенности различных видов народного декоративно-прикладного искусства; – названия центров традиционных народных промыслов, о создаваемых там художественных произведениях, главных отличительных признаках образа художественной вещи; – о взаимосвязи между такими понятиями, как форма художественной вещи, ее назначение, материал и орнамент; – основные пропорции и элементарные правила изображения человека, птиц, животных; приемы передачи кожного покрова.

К концу учебного года учащиеся должны уметь: – эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения для рассказов о них; – выражать свое отношение к художественному, идейно– нравственному содержанию анализируемых произведений, представлять назначение искусства в различных областях жизни; – изображать человека, передавая характер движения; -передавать в лепке пропорции , конструкцию, пластику форм, фактуру поверхности формы; – участвовать в групповой работе при создании коллективных панно, фризов и т. д. – применять принципы народного творчества (повтор, вариации , импровизация) в решении художественно-творческих задач; -видеть и оценивать связь художественного образа вещи с практическим назначением, с материалом и техникой ее исполнения, с природой, бытом, художественными традициями.

Метки: Искусствоведение