Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Дополнительная образовательная программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"; от 7 лет. Ч. 3

Дополнительная образовательная программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"; от 7 лет. Ч. 3

Ожидаемый результат.

2 год обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

– передавать конструкцию предметов с учетом воздушной и линейной перспективы;

– тщательно прорабатывать светотеневые отношения в графических и учебных работах;

– наброски, зарисовки с натуры фигуры человека;

– сложные постановки, где 3-5 предметов сложной формы, включая драпировки;

– длительные живописные работы по композиции более сложные по тематике и выбору сюжетов;

– размер рисунка от ¼ до ½ листа бумаги, длительность от 3 до 12 часов.

К концу второго года обучения ребенок:

  • Воспринимает содержание картины, ее выразительные средства.
  • Передает образ в рисунке, умеет располагать сюжет на листе бумаги, правильно пользуется кистью и красками.

Для передачи образа пользуется цветом, композицией, выразительностью силуэта.

  • Передает образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение; располагает фигурки, создавая сюжет; пользуется стекой в работе.
  • Проявляет самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.

Методические рекомендации.

Исследования психологов и педагогов показали, что овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Вместе с тем техническая основа рисования имеет большое значение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как в этом возрасте дети начинают овладевать способами изображения и неудачи в этом плане могут навсегда отвратить ребенка от изобразительной деятельности, а успехи способствуют развитию изобразительных способностей и творчества.

В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности поставленных задач. В каждом задании детям ставиться только одна изобразительная задача. В каждой последующей работе дети используют все приобретенные ранее знания, умения и навыки. В отборе тем для занятий соблюдаются следующие принципы:

учет эмоционально-интеллектуального опыта учащихся; последовательность освоения учащимися изобразительных умений и навыков; необходимость повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей;

учет сезонных явлений, местного окружения – природного и социального, социальных явлений, календарных дат и др. по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности;

нахождение заданий, предлагаемых ребенку, в “зоне оптимальной трудности”,то есть на пределе возможностей ребенка.

Для того чтобы дети освоили как можно большее количество средств и способов создания художественного образа, и чтобы интерес к изобразительной деятельности у них при этом не ослабевал, в программе используется принцип чередования художественных материалов и техник.

Начиная со второго полугодия, дети должны при работе над композицией обязательно выполнять эскизы. При планировании занятий чередуются задания, требующие продолжительной работы, с быстрыми зарисовками, набросками, упражнениями. Преподаватель может изменять последовательность занятий, в зависимости от особенностей группы, эмоционального и физического состояния детей.

*В зависимости от возраста учащегося варьируется сложность выполнения задания. Традиционно при обучении ИЗО в рамках предмета живописи/рисунка проходят пейзаж, натюрморт, анималистику и портретное изображение человека, жанровые же картины, которые, разумеется, тоже являются живописными/графическими полотнами, изучают в рамках предмета композиции. Изучаются такие понятия, как: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика. художественный образ, форма и содержание, пропорции, средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, музейная культура, анализ художественного произведения перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация, эскиз. средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре (ритм, колорит, фактура, композиция), ассоциации, свет и тень, пленэр, декорации. холодные и теплые цвета – воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции, набросок, прорисовка деталей и пр. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с элементами дизайна, лепка, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются особенности времени года и интересы учащихся.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Мольберты.

2. Планшеты.

3. Стулья.

4. Софиты.

5. Доска, мел, указка, тряпка.

6. Таблицы по цветоведению;

7. Наглядное пособие для обучающихся:

8. предметы быта: ваза керамическая, железные кружки, посуда из домашнего обихода, аллюминевая кастрюля, чугунок; муляжи овощей и фруктов;ткани драпировочные разных цветов;гипсовые геометрические фигуры;журналы «Юный художник», книги для начинающих художников;репродукции картин;детские работы.

3 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов по

уч. плану

Теорет.

Практич.

1

"Осенний парк" Рисунок. Тушь.

4

1

3

2

"Прощание с осенью" Художественный оттиск (печатание сухими листьями). Гуашь.

2

1

1

3

"Декоративный натюрморт с фруктами"

2

-

2

4

«На рынке». Многофигурная композиция:

6

1

5

5

Выполнение линейных рисунков трав.

2

-

2

6

«Дары леса». Натюрморт .

2

-

2

7

«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»

2

2

-

8

«Конек-горбунок». Иллюстрирование.

6

1

5

9

«Мои игрушки». Зарисовка предметов быта несложной формы.

4

1

3

10

Художник украшает. Новогодний маскарад.

2

-

2

11

Книга о зиме.

4

1

3

12

«Звери в лесу»

2

-

2

13

Иллюстрация к сказкам «Золушка».

6

1

5

14

Мои друзья.

6

1

5

15

Космос

2

-

2

16

Букет сирени. .

4

1

3

17

"Пейзаж с домиком"

2

-

2

18

"Принцесса у окна"

4

1

3

19

«Летний натюрморт»

4

1

3

20

Итог работы. Просмотр.

2

-

2

Итого:

68

13

55

Содержание программы.

1. "Осенний парк" Рисунок. Тушь. -4ч.

Передача пространства через первый план. Использование фактуры художественного материала, технические приемы работы углем, соусом, сангиной (растирание в сочетании с другими приемами). Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Уметь видеть красоту природы осенью. Ведение наблюдения в окружающем мире. Учить анализировать, сравнивать, обобщать. Рисование с натуры простых по очертанию объектов.

2. "Прощание с осенью".

Художественный оттиск (печатание сухими листьями). Гуашь. Создание композиции из растительных форм с помощью краски, валика, сухих листьев. Введение двух, трех цветов.

3. "Декоративный натюрморт с фруктами" Живопись. Гуашь. -2ч.

Основы композиции натюрморта. Рассматривание произведений живописи и графики поиски удачных для постановки натюрморта предметов деревенского быта; композиционное размещение изображения в листе; выполнение натюрморта в цвете.

4. Многофигурная композиция: «На рынке». -6ч.

Композиционное размещение группы людей на плоскости. Развитие наблюдательности, умения передавать характерные особенности. Общий колорит.

5. Выполнение линейных рисунков трав. -2ч.

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Развитие наблюдательности за растительным миром. Ведение наблюдения в окружающем мире. Анализ, сравнение, обобщение и передача их типичных черт. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки). Рисование с натуры и по представлению жизни природы.

6. «Дары леса». -2ч.

Натюрморт из двух предметов. Последовательность работы. набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая, собственная.

7. «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства» . -2ч.

Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников.

8. «Конек-горбунок». Иллюстрирование. -6ч.

Создание иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» в графической технике (изображение жар-птицы, конька-горбунка, чуда-юда рыбы кита, девицы-красавицы и др. ).

9. Мои игрушки. Зарисовка предметов быта несложной формы. -4ч.

Зарисовки бытовых предметов по первичному впечатлению с учетом тоновой разборки в графической технике. (Барабан, юла, мяч и др. )

10. Художник украшает. Новогодний маскарад. -2ч.

Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; упражнять в рисовании фигур людей в движении; продолжать учить работать дружно, не мешая друг другу; воспитывать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

11. Книга о зиме-4ч.

Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства (цветом, формой, композицией); развивать воображение, учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе, создать книгу о зиме.

12. «Звери в лесу»-2ч.

Выразительность материалов для работы в изобразительном искусстве. Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти. Наблюдение выразительных объемов в природе. Приемы передачи фактурности.

13. Иллюстрация к сказкам «Золушка». -6ч.

Продолжать знакомить с различными видами архитектуры; учить видеть красоту парковой архитектуры (беседок, мостов, фонтанов), элементов паркового дизайна (клумб, цветников, дорожек, кустарников и пр. ); композиционное решение, последовательности выполнения работы.

14. «Мои друзья». Зарисовка фигуры человека. -6ч.

Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Процесс схватывания натуры в живой моментальной зарисовке. Рассматривание набросков и зарисовок. Сохранение целостности видения модели, не вдаваясь в детали; работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

15. Космос. Композиция. -2ч.

Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; продолжать учить тонировать бумагу различными материалами, вливая цвет в цвет, набрызгиванием; развивать фантазию, поощрять самостоятельность.

16. Букет сирени. -4ч.

Учить видеть красоту натюрморта и разнообразие цветов, общий колорит; подбирать сочетания цвета и его оттенка в изображении цветов. Закрепить навыки. Понятие о цветовом рефлексе. Изменение цвета в зависимости от среды.

17. "Пейзаж с домиком" Декоративная живопись. -2ч.

Основы композиции картины. Композиционные поиски;

перенос композиции на бумагу большого формата; выполнение

работы в цвете. Теплый колорит.

18. "Принцесса у окна". Композиция. Гуашь. -4.

Познакомить с портретной живописью, учить видеть красоту и особенности старинных причёсок и костюма, силуэт дамского платья; развивать эстетическое восприятие, чувство вкуса, творчество и фантазию.

19. «Летний натюрморт»-4ч.

Понятие измененного цвета. Рефлексы. Техника работы акварелью. Изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры. Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.

20. Итог работы. Просмотр. -2ч.

Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя.

Ожидаемый результат.

3 года обучения.

По окончании учащийся должен знать и уметь:

– чувствовать гармоничное сочетание цветов, изящество форм, очертаний;

– правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

– выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркнуть размером, цветом, центром;

– соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм), умение работать на формате ½;

– чувствовать и определять холодные и теплые цвета, и другие характеристики цвета в живописи;

– использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов декоративной композиции;

– правильно изображать фигуры человека, а также компоновать группу людей в сюжете;

В конце 3-го года обучения ребенок будет:

– иметь навыки рисования по памяти и по представлению;

– выполнять наброски и зарисовки карандашом, акварелью; ,

– творческий подход к процессу рисования,

– иметь представление о композиционной основе рисунка ;

– сознательно выбирать художественный материал для выражения своего замысла и объяснять свой выбор;

– уметь передавать собственное отношение к отображаемым предметам, событиям, используя для этого выразительные средства изобразительного искусства;

– участвовать в коллективной работе;

– передавать цветом пространственные планы;

– свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций, а так же при подведении итогов выполненной работы.

Методические рекомендации.

С одной стороны, при обучении по традиционным программам неизбежно непонимание такого самобытного творчества ребенка, навязывание стандартных, стереотипных образов и приемов. Зачастую единственной формой обучения является работа по образцу, который навязчиво демонстрируется детям, а как основной критерий оценки используется похожесть. В результате такого подхода ребенок не имеет средств к самовыражению, развитию, его работы становятся только несовершенными попытками копирования. С другой стороны существует "Теория спонтанного развития", в рамках которой отвергаются методы обучения рисованию. Ребенок остается предоставлен сам себе, он не получает новых знаний, замыкается, находится на несоответствующем его возрасту низком уровне художественного развития. И, как следствие теряет всякое желание к изобразительной деятельности.

Возникает вопрос, как же необходимо строить занятия, чтобы с одной стороны сохранить живой неподдельный интерес, а с другой – дать необходимые для развития знания, научить владению художественными приемами и обогатить мир ребенка культурным наследием человечества?

Прежде всего, необходимо помнить, что все виды изобразительной деятельности, имеют для детей данноговозраста в первую очередь развивающее творческое значение и только потом становятся предметом обучения. Не важно насколько "красивым", отвечающим общепринятым человеческим представлениям, будет результат работы ребенка. Важно, что происходит в самом процессе изобразительной деятельности, какие душевные струны затронуты в этот момент. Однако не стоит забывать и о конкретных приемах, развивающих воображение, творческую инициативу, художественный выплеск эмоций, аккуратность, умение работать в коллективе, и ознакомляющих ребенка с разнообразными видами и техниками изобразительного искусства. Дети уже могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. У них зачастую хорошо развиты элементарные и быстро развиваются более совершенные чувства композиции, формы, цвета в рисунках, восприятие силуэтных изображений в аппликации, объемных форм в лепке. Для детей этого возраста характерна устойчивость замысла, большее проявление сосредоточенности и целенаправленности. Простота, доступность и разнообразие приемов – главное условие продуктивного обучения и достижения ярких эстетических результатов в любом из направлений изобразительной деятельности. Обучение детей рисованию существенно отличается от обучения взрослых. Детский рисунок имеет свои закономерности, которые необходимо учитывать в процессе преподавания изобразительной деятельности. Объемные формы при изображении на плоскости теряют третье измерение (глубину). Пропорции предметов имеют относительный характер. Детскому рисунку свойственно плоскостное изображение, наивная искренность образов и выразительная декоративность. Самая сильная сторона рисунка – цвет. Преимущество краски заключается в том, что после нескольких смелых мазков сразу возникает яркое цветовое пятно – образ. На уроках рисования дети учатся передавать округлые и прямоугольные формы, создавать живописные оттенки цветов. С помощью разнообразных нетрадиционных приемов (монотипия, набрызг, и др. ) ребятам легче удается наиболее полно и точно изображать предметы и явления окружающего мира, получая при этом положительные эмоции от процесса работы. Результат (рисунок) приобретает эстетическую привлекательность. Лепка как вид деятельности с пластическим материалом полезна не только для развития мелкой моторики и координирования движения рук. Действенное ознакомление с объемной формой обогащает сенсорный опыт. У детей уточняются представления о форме предметов, их строении. Особенно продуктивно проводить занятия лепки перед рисованием, познав объемную форму, пропорции в пространстве дети легче воспроизводят ее на плоскости.

Декоративная аппликация выделяется тем, что формирует у детей чувство цвета, силуэтной композиции, плоскостной формы. Наиболее наглядно развивает декоративное начало детского творчества, которое доминирует в работах детей младшего возраста. Перспективный план занятий, выстраивается в зависимости от преследуемых целей, ставящихся с учетом уровня подготовки и общих личных качеств учащихся. Осуществляются занятия по ознакомлению с различными приемами, умению их использовать и их закреплению, а так же занятия, посвященные развитию творческой самостоятельности, умению заниматься сотворчеством, варьировать или выполнять конкретное задание. Задания усложняются постепенно, вначале предпочтение следует отдавать ознакомлению с простыми формами (округлые, ассиметричные) и приемами (простейшие техники работы), и лишь постепенно переходить к более сложным. Темы занятий так же выстраиваются по данному принципу: сначала детей ознакомляют с пейзажной живописью, простейшими декоративными узорами и элементарной композицией и лишь потом переходят к портретным и композиционным изображениям людей и животных.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Мольберты.

2. Планшеты.

3. Стулья.

4. Софиты.

5. Доска, мел, указка, тряпка.

6. Таблицы по цветоведению;

7. Наглядное пособие для обучающихся:

8. предметы быта: ваза керамическая, железные кружки, посуда из домашнего обихода, аллюминевая кастрюля, чугунок; муляжи овощей и фруктов;ткани драпировочные разных цветов;гипсовые геометрические фигуры;журналы «Юный художник», книги для начинающих художников;репродукции картин;детские работы.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

• Викторины

• Кроссворды

• Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

• Тестирование

Литература для учителя:

Е. М Аллекова. Живопись. – М. : Слово, 2008

Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М. : Просвещение,

Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. – М. : Просвещение, 1990.

Гудилина С. И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. – М. : Интерсигнал, 1997.

Гудилина С. И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. – М. : Интерсигнал, 1997.

Гудилина С. И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. – М. : Интерсигнал, 1997.

Гудилина С. И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. – М. : Интерсигнал, 1997.

Живопись. Уроки изобразительного искусства/Сост. Л. А. Шитов, В. Н. Ларионов. – М. : Просвещение, 1995.

Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М. , 2008

А. Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2006.

Н. А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М. : Просвещение, 2009.

Зеленина Е. ,Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1996.

Н. И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

В. П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2006.

С. В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

А. А. Павлова, Е. И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М. : ВЛАДОС, 2006

В. В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М. : Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007

Литература для учащихся:

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб. : Акцидент, 1997.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. : Акцидент, 1998

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

Основы рисунка. – М. : АСТ, 2007. – 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М. : Астрель: АСТ, 2008.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008

Трофимова М. В. , Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.

Шпикалова Т. Я. , Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Психолого-педагогическая литература.

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; под общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. – М. , 1974.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. – М. , 1961.

3. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. , 1998.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. ,

5. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. , 1987.

6. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве // Искусство в школе. – 1993. – № 3.

7. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка / Г. Кершенштейнер. – М. , 1914.

8. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. – М. , 1979.

9. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. – М. , 1981.

10. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – М. , 1987.

11. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М. , 1981.

12. Претте М. -К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М. -К. Претте, А. Копальдо. – М. , 1981, 1985.

13. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. – М. , 1991.

14. Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В. С. Щербаков. – М. , 1969.

Метки: Искусствоведение