Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок "Песни народов Крайнего Севера" для начальной школы

Урок "Песни народов Крайнего Севера" для начальной школы

Цель: познакомить учащихся с традициями индивидуального песне творчества.

Задачи: 1. Знать жанры песенного творчества народов Крайнего севера;

2. Развитие творческой личности;

3. Воспитание эстетических и патриотических чувств;

4. Развитие музыкальных способностей;

5. Воспитание любви к народной музыке.

Музыкальный, дидактический материал: бубен, аудиоматериал, рисунки, презентация, "музыкальные инструменты чукчей".

Ход урока

Начать урок со звучания народной песни и со звучания бубна.

Учитель:Ребята! мы с вами изучали народную музыку украинского, белорусского, кавказского народов. Мы с вами разобрались, что музыкальный язык народов зависит от климата, природы, рельефа и от литературного языка. А сегодня мы с вами попробуем разобраться в песенных жанрах народов Севера и познакомимся с ударным инструментом – бубном.

В начале урока вы слышали звучание музыкального ударного инструмента.

Вопросы: Как называется этот инструмент на чукотском языке? Слышали ли вы этот инструмент раньше и где?

Учитель: У коренных народов Севера, живущих в тундре и на побережье главным инструментом является бубен (ярар). Он и символ музыки, и символ Солнца. Земли. У народов Севера есть «три священные вещи: олень, огниво и бубен» Олень и огниво – несёт в себе жизнь. Бубен – внутренний мир человека.

Все свои чувства человек передаёт через звучание бубна. Бубны бывают различных размеров: мужской бубен большой и с ручкой, женский меньше по размеру и без ручки.

Игра «Белый шаман»

Цель: развивать ритмическую память.

Ход игры:

Дети стоят в кругу ( можно за партами), учитель выстукивает на бубне по очереди каждому ученику разные ритмические рисунки, которые нужно точно повторить, кто не справляется с заданием, выходит из игры. Победитель становится белым шаманом (предложить ребятам быть шаманом).

Учитель: Ребята! Я не случайно начала объяснять тему урока с

инструмента бубна. Ведь бубен сопровождает все песни и танцы народов Севера. Без этого инструмента трудно представить музыкальное творчество коренных народов Севера. Здесь на Чукотке распространена традиция индивидуального песнетворчества. Песенных жанров много – это «личные» песни, их ещё называют песни – обереги, наигрыши, песни – танцы (с элементами пантомимы) шаманские песни – заклинания, песни – дарения, гостевые песни ( когда хозяин сочиняет песню гостю). Рассмотрим один из жанров песенного творчества «личные» песни – обереги.

Каждый человек должен иметь детскую, взрослую и предсмертную песню. В детской личной песне родители желают, ребёнку вырасти и стать хорошим оленеводом, охотником, рыбаком – если это мальчик. Девочке желают стать искусной мастерицей, работящей хозяйкой.

Взрослая личная песня сочиняется взрослым человеком и с годами обновляется. Предсмертная личная песня, когда человек подводит итог всей

жизни. А сейчас я вас познакомлю с человеком, который знает много песен, любит их петь, и является хранителем народного песенного творчества Крайнего Севера. Это Омкыргин Павел Иванович. Он работал оленеводом в Айонской тундре. Послушайте песни в исполнении Павла Ивановича.

Песни:

А мы ребята вместо физкультминутки будем исполнять под пение чукотские танцевальные движения.

Учитель: В чукотском фольклоре если кто – то поёт чужую личную песню, то для автора это считается почётом: «он запел мою песню – значит, он меня уважает». А в эвенкийском фольклоре на такое обижаются: «он запел мою песню – он меня дразнит». Тексты песен разнообразные. В личных песнях люди пели о жизни, о том, что окружает человека, о своих чувствах. А сейчас мы поработаем над чукотской песней «ТАТАКАЙ» Распевание на припеве песни.

Работа над музыкальным и литературным текстом, (дать ученикам подыграть на бубне).

Итог урока: Ребята сегодня мы познакомились с жанрами песенного творчества народов Крайнего Севера. Мы узнали, что у этих народов есть личные песни – обереги, которые сопровождают и охраняют человека всё жизнь.

Домашнее задание:

1. Сочинить свою личную песню.

2. Оформить свою песню в виде открытки или книжечки.

Метки: Искусствоведение