Урок "Песни народов Крайнего Севера" для начальной школы
Урок "Песни народов Крайнего Севера" для начальной школы
Цель: познакомить учащихся с традициями индивидуального песне творчества.
Задачи: 1. Знать жанры песенного творчества народов Крайнего севера;
2. Развитие творческой личности;
3. Воспитание эстетических и патриотических чувств;
4. Развитие музыкальных способностей;
5. Воспитание любви к народной музыке.
Музыкальный, дидактический материал: бубен, аудиоматериал, рисунки, презентация, "музыкальные инструменты чукчей".
Ход урока
Начать урок со звучания народной песни и со звучания бубна.
Учитель:Ребята! мы с вами изучали народную музыку украинского, белорусского, кавказского народов. Мы с вами разобрались, что музыкальный язык народов зависит от климата, природы, рельефа и от литературного языка. А сегодня мы с вами попробуем разобраться в песенных жанрах народов Севера и познакомимся с ударным инструментом – бубном.
В начале урока вы слышали звучание музыкального ударного инструмента.
Вопросы: Как называется этот инструмент на чукотском языке? Слышали ли вы этот инструмент раньше и где?
Учитель: У коренных народов Севера, живущих в тундре и на побережье главным инструментом является бубен (ярар). Он и символ музыки, и символ Солнца. Земли. У народов Севера есть «три священные вещи: олень, огниво и бубен» Олень и огниво – несёт в себе жизнь. Бубен – внутренний мир человека.
Все свои чувства человек передаёт через звучание бубна. Бубны бывают различных размеров: мужской бубен большой и с ручкой, женский меньше по размеру и без ручки.
Игра «Белый шаман»
Цель: развивать ритмическую память.
Ход игры:
Дети стоят в кругу ( можно за партами), учитель выстукивает на бубне по очереди каждому ученику разные ритмические рисунки, которые нужно точно повторить, кто не справляется с заданием, выходит из игры. Победитель становится белым шаманом (предложить ребятам быть шаманом).
Учитель: Ребята! Я не случайно начала объяснять тему урока с
инструмента бубна. Ведь бубен сопровождает все песни и танцы народов Севера. Без этого инструмента трудно представить музыкальное творчество коренных народов Севера. Здесь на Чукотке распространена традиция индивидуального песнетворчества. Песенных жанров много – это «личные» песни, их ещё называют песни – обереги, наигрыши, песни – танцы (с элементами пантомимы) шаманские песни – заклинания, песни – дарения, гостевые песни ( когда хозяин сочиняет песню гостю). Рассмотрим один из жанров песенного творчества «личные» песни – обереги.
Каждый человек должен иметь детскую, взрослую и предсмертную песню. В детской личной песне родители желают, ребёнку вырасти и стать хорошим оленеводом, охотником, рыбаком – если это мальчик. Девочке желают стать искусной мастерицей, работящей хозяйкой.
Взрослая личная песня сочиняется взрослым человеком и с годами обновляется. Предсмертная личная песня, когда человек подводит итог всей
жизни. А сейчас я вас познакомлю с человеком, который знает много песен, любит их петь, и является хранителем народного песенного творчества Крайнего Севера. Это Омкыргин Павел Иванович. Он работал оленеводом в Айонской тундре. Послушайте песни в исполнении Павла Ивановича.
Песни:
А мы ребята вместо физкультминутки будем исполнять под пение чукотские танцевальные движения.
Учитель: В чукотском фольклоре если кто – то поёт чужую личную песню, то для автора это считается почётом: «он запел мою песню – значит, он меня уважает». А в эвенкийском фольклоре на такое обижаются: «он запел мою песню – он меня дразнит». Тексты песен разнообразные. В личных песнях люди пели о жизни, о том, что окружает человека, о своих чувствах. А сейчас мы поработаем над чукотской песней «ТАТАКАЙ» Распевание на припеве песни.
Работа над музыкальным и литературным текстом, (дать ученикам подыграть на бубне).
Итог урока: Ребята сегодня мы познакомились с жанрами песенного творчества народов Крайнего Севера. Мы узнали, что у этих народов есть личные песни – обереги, которые сопровождают и охраняют человека всё жизнь.
Домашнее задание:
1. Сочинить свою личную песню.
2. Оформить свою песню в виде открытки или книжечки.
Метки: Искусствоведение