Музыкальная олимпиада "Умники и умницы"; 1-6 кл
Музыкальная олимпиада "Умники и умницы"; 1-6 кл
Цель: повторение полученных знаний в классе фортепиано; активизация познаватeльной деятельности учащихся.
Оборудование: фортепиано, дорожки: красная, желтая и зеленая, сделанные из цветной бумаги, буклеты с вопросами и ответами для членов жюри и ведущего, жетоны, медали, ордена.
Для детей всего класса проводится отборочный тур (викторина). Дети отвечают на вопросы учителя. Участник, ответивший первым на поставленный вопрос – получает жетон. Три игрока, набравшие наибольшее количество жетонов, становятся участниками основного тура игры «Умники и умницы». Сначала участникам предлагается «конкурс русского языка», в результате которого игрок, написавший грамотно наибольшее количество слов, имеет право первым выбрать себе дорожку. Участникам предоставляется на выбор три дорожки: красная, жёлтая и зелёная.
Зелёная дорожка состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ; жёлтая дорожка – из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного; красная дорожка – из двух, но ошибаться нельзя.
В основной туре игрокам предлагается выбирать вопрос из нескольких категорий. При неправильном ответе игрока на вопрос, теоретики (остальные участники) из зала могут дать правильный ответ и получить медаль. Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. Ведущая игры – классный руководитель. Члены жюри – родители и учащиеся старших классов.
Отборочный туp (викторина)
1. Без какого инструмента не обходится обед?
2. Что такое диез, бемоль?
3. Что такое секста, терция?
4. Как называется звук на 1 ступени, звук на 5 ступени?
5. Чей танец «мазурка»?
6. Как исполняется штрих легато?
7. Кто написал «Лунную сонату»?
8. Сколько пьес в «Детском альбоме» П. И. Чайковского?
9. Кто написал симфоническую сказку «Петя и волк»?
10. Что такое аллегро?
11. Сколько долей содержится в танце «Вальс»?
12. На какой ступени строится Д7?
13. Чей композитор Татьяна Смирнова?
Основой тур игры «Умники и умницы»
«Конкурс русского языка»
1. фортепиано
2. аранжировка
3. концертмейстер
4. импровизация
5. консерватория
6. аккомпанемент
7. кульминация
8. каприччио
9. диссонанс
10. клавесин
Вопросы
1этап
Категории: «В. Моцарт», «История создания инструмента», «Балет».
1. Что прозвучало? (Предлагаем прослушать отрывок из «Турецкого рондо»).
2. Кто изобрёл инструмент фортепиано и в каком году?
3. Кто написал балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»?
2 этап
Категории: «Танец», «Композитор», Интересные факты».
1. Какой танец прозвучал? Расскажите о нём. (Звучит « Полька» М. Глинки).
2. Чей композитор Татьяна Шалгинова, какие фортепианные сборники её вы знаете?
3. В каких странах собачий вальс называют ослиным маршем, а где – кошачьей полькой?
3 этап
Категории: «Полифония», «Оперетта».
1. Кто написал это произведение, его название? (Звучит 2х голосная инвенция до мажор И. С. Баха).
2. Что за музыка звучит? Кто автор? (Звучит вальс из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь». )
4 этап
Категории: «Ф. Шопен», «Этюд».
1. Чем отличается Ф. Шопен от других композиторов?
2. Что такое этюд? Кто из композиторов писал этюды?
По окончании игры лучший теоретик, набравший наибольшее количество жетонов награждается шоколадной медалью, а победитель игры – грамотой и орденом.
Олимпиада занимает 35-40 минут, проходит интересно, эмоционально, позволяет ребятам проявить свою активность, выявить свой интеллектуальный потенциал. Конечно, для участия в ней учащимся требуется определённая подготовка. Тем не менее, полученные знания оправдывают затраченное время.
Метки: Искусствоведение