Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Искусствоведение
  • Интегрированный урок литература + ИЗО "Изображение деревни в одноименном стихотворении А. С. Пушкина и в живописи А. Г. Венецианова"; 9 класс

Интегрированный урок литература + ИЗО "Изображение деревни в одноименном стихотворении А. С. Пушкина и в живописи А. Г. Венецианова"; 9 класс

Интегрированный урок литература + ИЗО "Изображение деревни в одноименном стихотворении А. С. Пушкина и в живописи А. Г. Венецианова"; 9 класс

Тема урока: Изображение деревни в стихотворении А. С. Пушкина «Деревня» и в живописи А. Г. Венецианова.

Цель: проследить, какой видели деревню Пушкин и Венецианов, будучи современниками и свидетелями одних и тех же общественных и политических событий.

Оборудование:

стихотворение А. С. Пушкина «Деревня»;

репродукции с картин А. Г. Венецианова

«На пашне. Весна» http://images. yandex. ru/yandsearch?p=1&;text=%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&img_url=www. artrussia. ru%2Fpic_v%2Fv046_400. jpg&isize=large&rpt=simage

«На жатве. Лето»

http://images. yandex. ru/yandsearch?p=1&;text=%D0%9D%D0%B0%20%D0%B6%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B5. %20%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%20%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&img_url=www. adme. ru%2Ffiles%2Fnews%2Fpart_2%2F22240%2FTG_cf_Venecianov. jpg&rpt=simage

«Спящий пастушок»

http://images. yandex. ru/yandsearch?p=2&;text=%D1%81%D0%BF%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BE%D0%BA%20%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&img_url=www. art-pics. ru%2Fpics%2F1488%2F%25C2%25E5%25ED%25E5%25F6%25E8%25E0%25ED%25EE%25E2%2520%25C0%25EB%25E5%25EA%25F1%25E5%25E9%2520%25C3%25E0%25E2%25F0%25E8%25EB%25EE%25E2%25E8%25F7-%25D1%25EF%25FF%25F9%25E8%25E9%2520%25EF%25E0%25F1%25F2%25F3%25F8%25EE%25EA. jpg&isize=large&rpt=simage

«Крестьянка с васильками»

http://images. yandex. ru/yandsearch?p=0&;text=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%20%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&img_url=kartinymira. ru%2Fimg%2Fp%2F72-3103-thickbox. jpg&isize=large&rpt=simage

«Крестьянские дети в поле»

http://images. yandex. ru/yandsearch?p=0&;text=%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20%20%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2&img_url=pics. livejournal. com%2Fanastgal%2Fpic%2F00733fwc&isize=large&rpt=simage

Вс. Рождественский «Читая Пушкина», Л. , Детская литература, 1962г.

Г. К. Леонтьева «Венецианов», Л. , Художник РСФСР, 1980г.

Оформление классной доски.

А. С. Пушкин (1799 – 1837)

А. Г. Венецианов (1780 – 1847)

Эти лица, это небо, эти вещи –

всё это русское, всё не вымышленное,

всё взято из самой природы.

П. Свиньин.

План урока.

1. Чтение и анализ стихотворения Пушкина «Деревня» (1819г. ).

2. Художественные особенности живописи А. Г. Венецианова.

3. «В крестьянском быту следует искать русскому художнику национальные элементы своего творчества». (Н. Романов).

Ход урока.

Чтение и анализ стихотворения ведётся по плану:

1. История создания стихотворения «Деревня» (сообщение подготовленного учащегося).

2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? Назовите границу частей.

3. Каков принцип лежит в основе композиции стихотворения?

4. Какой представляется деревня поэту в первой части стихотворения? Согласны ли вы с мнением поэта?

5. Можно ли было закончить стихотворение этой частью? Зачем понадобилась вторая часть?

6. Как изменился тон авторской речи?

7. Как относится поэт к себе? Каким вы видите его в начале и в конце стихотворения?

8. Основная мысль стихотворения, идея.

9. Какими средствами поэтической речи поэт добивается осуществления своего замысла?

(анализ стихотворения «Деревня» можно найти в книге «Читая Пушкина» Вс. Рождественского, Л. , Детская литература, 1962г. )

Переходом к живописи А. Г. Венецианова служат слова критика Н. Романова: «Изображать с такой любовью народные типы, смягчая их простую грубость оттенком мягкости, живописного изящества мог только тот, кто, признавая в крепостном человека, чувствовал, что именно в крестьянском быту следует искать русскому художнику национальных элементов его творчества».

Учитель ИЗО:

– А. Г. Венецианов был первым в России художником, который создал, целую галерею крестьянских образов. Он воспел их красоту, силу, достоинство, нерушимую связь крестьянина с родной землёй. Венецианов был единственным художником, который воочию показал русскому обществу тех, за кого 14 декабря 1825 года были готовы отдать жизни лучшие люди России. (материал по биографии и и творчеству А. Г. Венецианова можно найти в альбоме, посвящённом 200-летию со дня рождения художника: Г. К. Леонтьева «Венецианов», Л. , Художник РСФСР, 1980г. )

Учащиеся приходят к выводу, что большинство картин А. Г. Венецианова иллюстрируют первую часть стихотворения «Деревня», т. к. «везде следы довольства и тепла». Каждодневная жизнь течёт в полотнах художника спокойно, умиротворённо, плавно.

– Чем это можно объяснить? (учитель помогает ребятам прийти к выводу, что Венецианов – приверженец романтизма, а Пушкин уже шёл к реализму. Поэтому творчество двух художников слова и кисти носят различный характер).

В живописи Венецианова нет проявления гнева в отличие от Пушкина. Духовно Венецианов был близок декабристам, но надежды возлагал на реформы правителей. Мировоззрение поэта и художника формировалось по-разному, отсюда и различное его отражение в их творчестве.

– Есть ли общее на картинах художника и в стихотворении Пушкина «Деревня»?

– Да, общее есть. Истоки их творчества в русской мысли, русской жизни и русском искусстве. И поэзия, и живопись питаются народной жизнью. Именно эту мысль мы с вами и проследили, сравнивая отношение А. С. Пушкина и А. Г. Венецианова к деревне и крестьянам. Мы гордимся талантами русской земли, которых своими корнями вскормила эта земля. И среди них А. С. Пушкин и А. Г. Венецианов, современники и свидетели событий 1812 и 1825 гг. , сумевшие показать крестьянина как творца, создателя всех благ.

– Возвращаемся к эпиграфу, записанному на доске, и им заканчиваем урок.

Метки: Искусствоведение