План урока по теме "Гении эпохи Возрождения"; 10 класс
План урока по теме "Гении эпохи Возрождения"; 10 класс
Тема: Гении эпохи Возрождения.
Цель: Продолжить знакомство с творчеством художников эпохи Возрождения.
Задачи:
1. Нахождение отличительных особенностей произведений великих гениев эпохи Возрождения.
2. Развитие кругозора, коммуникативной культуры, умения отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитание художественного вкуса, толерантного мышления и гармоничного мировоззрения.
Оборудование: информационный материал для обучающихся, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вызов.
Приводится видеоряд произведений искусства. Необходимо классифицировать его по эпохам. В результате работы произведения должны быть отнесены к античности, средним векам и Возрождению.
– Произведения каких эпох близки друг другу и почему?
(Античности и Ренессанса, потому что, в отличие от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку).
– Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.
– О какой эпохе я говорю? (эпоха Возрождения)
– Выведите цель и тему нашего урока.
– Подберите из предложенных высказываний эпиграф к уроку и обоснуйте свою точку зрения.
1. )«Это, несомненно, «золотой век», который вернул свет свободным искусствам»
Марсилио Фичино
2). «Возрождение – это новый этап в развитии мировой культуры»
3. ) …Настали строки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать…Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
И. Бунин.
– Назовите периоды эпохи Возрождения. (Проторенессанс-13-14 в; Раннее Возрождение -15 век; Высокое Возрождение -1490-первая треть 15 века, Позднее Возрождение – вторая половина 16 века).
– Назовите художников эпохи Возрождения?
2. Осмысление.
Перекрестная дискуссия.
– Почему, на ваш взгляд, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти является лучшим представителем эпохи Возрождения?
Аргументы «за» (Да) | Аргументы «против» (нет) |
Творческое задание.
– По описанию картины, скульптуры определить произведение, автора и обосновать свою точку зрения.
А) «Первое впечатление от позы и выражения лица молодой женщины рождает ощущение естественности и простоты… В ее улыбке нет ни открытого веселья, ни непосредственной радости, она выражает затаенный трепет чувства и мысли, печать сложной человеческой души… ее лицо постоянно меняется на глазах у зрителя» (Т. Прилуцкая) (Леонардо да Винчи «Джоконда»)
-Этот портрет был любимым произведением, и художник не расставался с ним до конца жизни.
– Что вы знаете об истории создания этой картины?
Б) «Она идет хвалам внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя… (Жуковский) (Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»).
– Какое впечатление произвела на вас картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»?
В) О своей работе этот человек написал так:
От напряженья вылез зоб на шее,
Живот подполз вплотную к подбородку,
Задралась к небу борода. Затылок
Прилип к спине, а на лицо от кисти
За каплей капля краски с верху льются
И в пеструю его палитру превращают.
(Микеланджело Буонарроти)
– Умирая, он оставил краткое завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». В своей жизни он сделал гораздо больше: он подарил человечеству свои бессмертные творения, снискав в веках славу гения.
– Что вы знаете о жизни и творчестве Микеланджело Буонарроти ?
Игра «Найди ошибку» /работа в парах/.
– В предложенном тексте найдите ошибку.
1) Итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый.
Он жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Он придумал танк и вертолет, написал работы по математике, анатомии, ботанике. И все-таки в истории человечества он в первую очередь художник, великий живописец эпохи Возрождения. Желание понять внутренний мир человека, изучение психологии отразились в самом удивительном творении итальянского мастера – в шедевре, с которым связано огромное количество исследований, научных гипотез и легенд. Это – «Сикстинская мадонна». Его набросков, планов хватило бы на десять гениев. Он умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не расшифрована до сих пор.
2) Он не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки.
Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная работа
«Джоконда». За четыре года работы он один расписал потолок площадью
в пятьсот квадратных метров.
Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований.
По его проекту был реконструирован центр Рима – Капитолийский холм – и возведен собор святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на земле.
3) Его называют гением, титаном, гигантом Возрождения!
Мягкость и нежность характера сочетал с удивительной работоспособностью. Особенно знамениты две его фрески – «Парнас» и «Афинская школа».
Самая знаменитая картина «Давид». Его называют не только вершиной творчества, но и вершиной живописи Возрождения.
Умер он очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот короткий срок он сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют эпохой.
3. Рефлексия. Тестирование.
Вопрос 1 /слайд 2/.
Термин «Возрождение» означает:
А) продолжение средневековой традиции;
Б) обращение к культурному наследию Античности;
В) создание нового, утверждение самоценности человека, личности, индивидуальности, свободной в своем волеизъявлении и творчестве.
Вопрос 2 /слайд 3/.
Найдите произведения эпохи Возрождения.
Вопрос 3 / слайд 4/.
Сопоставьте имя автора и произведение.
Вопрос 4 /слайд 5/.
О ком это сказано?
1. «Он придумал танк и вертолет, написал работы по математике, анатомии, ботанике. И все-таки в истории человечества он в первую очередь художник, великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска «Тайная вечеря» – вершина философской живописи. Он умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не расшифрована до сих пор».
2. «Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований. По его проекту был реконструирован центр Рима – Капитолийский холм – и возведен собор святого Петра, одно из самых грандиозных зданий на земле».
3. «Самая знаменитая его картина – «Сикстинская мадонна». Ее называют не только вершиной творчества, но и вершиной живописи Возрождения. Умер художник очень рано, прожив всего тридцать семь лет. За этот короткий срок он сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют его эпохой».
Вопрос 5 /слайд 6/.
О каком произведении идет речь?
1. «Первое впечатление от позы и выражения лица молодой женщины рождает ощущение естественности и простоты… В ее улыбке нет ни открытого веселья, ни непосредственной радости, она выражает затаенный трепет чувства и мысли, печать сложной человеческой души… ее лицо постоянно меняется на глазах у зрителя».
2. «Она идет хвалам внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…».
Вопрос 6 /слайд 7/.
Что лишнее? Докажите.
Вопрос 7/слайд 8/.
Назови художников «золотого века» эпохи Возрождения
Проверка тестирования /слайд 9/.
– Какова же главная идея итальянского Возрождения?
4. Домашнее задание. Сочинение – эссе по выбору:
«Возрождение – это новый этап в развитии мировой культуры»,
«Главная идея итальянского Возрождения»,
«Возрождение – это новый этап в развитии мировой культуры».
Метки: Искусствоведение