Рабочая программа курса "Музыкальная палитра"; 1 класс
Рабочая программа курса "Музыкальная палитра"; 1 класс
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Направленность программы курса «Музыкальная палитра»: художественно-музыкальное.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия в «Музыкальной палитре» тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на уроках музыки и изобразительного искусства. В программе ведётся поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности, формирования духовно-нравственного содержания жизни, приобщение учащихся первых классов к музыкальному и художественному искусству, развитие творческой активности средствами традиционной народной культуры, современной и зарубежной музыки.
В результате изучения этого курса будут сформированы основы музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов. Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос; будут сформированы основы художественной культуры.
Занятия проводятся:
3 раза в неделю по 1,5 часа.
Количество занятий в году – 80; часов – 120.
Дети занимаются:
1. Изобразительным искусством.
2. Музыкой.
3. Подвижными играми и танцами.
Цель программы: выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к традиционной народной культуре, современной русской и зарубежной музыке; включение учащихся в познавательную деятельность; приобретение музыкально-теоретических знаний по вокалу, фольклору, классической музыке, организация содержательного обучающего досуга;
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, духовно-нравственного потенциала личности, общей культуры;
Развивающие задачи: формирование потребности в самопознании и самореализации личности, в развитии творческой активности.
Содержание программы курса.
В программе ведётся поиск нового содержания дополнительного образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания и образования гармонично развитой личности.
Ведётся приобщение школьников первых классов к музыкально-художественному искусству. Предусматривается художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры и современной русской и зарубежной музыки.
Формирование духовно-нравственного потенциала личности происходит через освоение следующего содержания данной программы:
образ России, её исторические судьбы в творчестве русских композиторов;
музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношений к человеку, природе, родному краю; песня как память народа, хранительница традиций, обрядов, обычаев.
Формирование художественно-музыкальной компетентности происходит через освоение следующего содержания программы:
1. Художественные направления, стили, жанры русской и зарубежной музыки.
2. Народное музыкальное творчество в сопоставлении с народным искусством других стран и народностей.
3. Музыкальные особенности русской музыки.
Формирование художественно-музыкальной компетенции происходит через освоение следующих творческих задач:
1. Восприятие и эмоционально-образная оценка музыкального произведения.
2. Исполнение и разыгрывание народных песен.
3. Театрализация музыкальных спектаклей.
4. Реализация современных творческих идей в проектной деятельности, фестивалях, праздниках, конкурсах.
5. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
6. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Ожидаемый результат.
В результате изучение курса «Музыкальная палитра» на ступени начального образования у обучающихся:
– будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка и искусства;
– начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства;
Учащиеся научатся исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров ( пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация);
Научаться общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощение различных художественных образов.
Учащиеся получат возможность научиться:
– реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в разных видах искусства;
– воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
– видеть проявление прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту).
Тематическое планирование занятий курса «Музыкальная палитра» на 2011-2012 учебный год.
№ | Тема занятия. | Кол-во часов | Класс | Дата проведения |
1. | Знакомство с песней «От носика до хвостика». Учимся рисовать василёк и мухомор. | 1,5 | ||
2. | Работа над песней «От носика до хвостика». Учимся рисовать шишку и розу. | 1,5 | ||
3. | Знакомство с игрой «Охотники и зайцы» Е. Тилитчеева. Работа над выразительностью песни «От носика до хвостика». Рисуем жёлудь и пальму. | 1,5 | ||
5. | Разучивание песни «Петь приятно и удобно» В. Кистеня. Рисуем подсолнух и капусту. | 1,5 | ||
6. | Работа над песней «Петь приятно и удобно». Рисуем малину и горы. | 1,5 | ||
7. | Игра на различение ритма «Кулачки и ладошки» Е. Тиличеева. Рисуем лес. | 1,5 | ||
8. | Разучивание песни «Дети любят рисовать» В. Шаинского. Рисуем море. | 1,5 | ||
9. | Работа над песней «Дети любят рисовать». Рисуем подводную лодку. | 1,5 | ||
10. | Разучивание песни-игры «Сороконожка». Рисуем автомобиль. | 1,5 | ||
11. | Повторение разученных песен и игр. Рисуем самолёт. | 1,5 | ||
12. | Разучивание песни «Встреча осени» Ю. Слонова. Рисуем трактор. | 1,5 | ||
13. | Работа над песней «Встреча осени». Рисуем ракету. | 1,5 | ||
14. | Разучивание игры-хоровод «Гости ходят в огород» Д. Кабалевского. Рисуем яхту. | 1,5 | ||
15. | Работа над игрой-хоровод «Гости ходят в огород». Рисуем пожарную машину. | 1,5 | ||
16. | Повторение песен «Встреча осени» и работа над игрой-хороводом. Рисуем вертолет. | 1,5 | ||
17. | Повторение игры-хоровода «Гости ходят в огород». Разучивание танца «Светит месяц. » | 1,5 | ||
18. | Разучивание песни «Я на камушке сижу» (хороводная). Рисуем осень. Разучивание движений танца. | 1,5 | ||
19. | Работа над песней «Я на камушке сижу». Рисуем бульдозер. Работа над танцем. | 1,5 | ||
20. | Пение детских песен караоке. Знакомство с игрой «У медведя во бору». Рисуем на свободную тему. | 1,5 | ||
21-22. | Разучивание танца «Кадриль». Разучивание песни «Весёлый фломастер» А. Кудряшова. | 3 | ||
23. | Работа над песней и танцем. Рисуем троллейбус. | 1,5 | ||
24. | Разучивание песни «Я с комариком плясала» (плясовая). Работа над танцем. | 1,5 | ||
25. | Знакомство с игрой «Весёлые музыканты». Работа над песней «Я с комариком плясала». Рисуем воздушный шар. | 1,5 | ||
26. | Разучиваем «Пляску с балалайками». Работа над песней. Повторение ранее изученных песен. | 1,5 | ||
27. | Работа над движениями «Пляски с балалайками». Рисуем паровоз. | 1,5 | ||
28-29. | Разучивание песни «Дружба-это здорово» А. Кудряшова. Работа над пляской. | 3 | ||
30. | Знакомство с игрой «Музыкальный платочек». Разучивание | 1,5 | ||
31-32. | Работа над песне «Пришла зима». Разучивание танца «Менуэт». Рисуем зимний пейзаж. | 3 | ||
33. | Работа над танцем «Менуэт». Повторение пройденных песен. | 1,5 | ||
34. | Разучивание песни «Ёлочка» А. Кудряшова. Работа над танцем. Рисуем лампу. | 1,5 | ||
35-36. | Работа над песней «Елочка». Повторение разученных танцев. Разучивание песни «Новогодние подарки» Александрова. | 3 | ||
37. | Повторение изученных песен и игр. Рисуем Новый год. | 1,5 | ||
38. | Разучивание игровых упражнений : цветок, передай флажок, осенние листья. Исполнение новогодних песен. | 1,5 | ||
39-40. | Разучивание танца «Губки бантиком». Разучивание песни «Мячик» А. Кудряшова. Рисуем плюшевого мишку. | 3 | ||
41. | Пение песни «Мячик», работа над танцем. Рисуем платье для куклы. | 1,5 | ||
42. | Разучивание «Зимней пляски» М. Старокадомского. Исполнение танца. | 1,5 | ||
43-44. | Знакомство с нотами в песне «Нужно с нотами дружить» Н. Френкель. Разучивание танца «Ягода малинка». | 3 | ||
45. | Работа над песней и танцем. Рисуем змею. | 1,5 | ||
46. | Разучивание песни «Чудак» В. Блага. Работа над танцем. Рисуем рыбу. | 1,5 | ||
47. | Повторение разученных песен и танцев. Рисуем черепаху. | 1,5 | ||
48. | Разучивание «Снежной песенки» Коломейца. Разучивание марша «Мы шагаем как солдаты». Рисуем пингвина. | 1,5 | ||
49. | Работа над песнями и танцем. Рисуем белочку. | 1,5 | ||
50. | Работа над танцем. Знакомство с игрой на различение тембра «Догадайся, кто поёт» Тиличеева. Рисуем утенка и бабочку. | 1,5 | ||
51. | Разучивание песни-игры «Сороконожка». Повторение пройденных песен и танцев. | 1,5 | ||
52. | Разучивание песни «Догадайся кто поёт» Тиличеева. Повторение танца «Менуэт». Рисуем собаку. | 1,5 | ||
53. | Разучивание «Песенки о весне» Г. Фрида. Исполнение песни-игры «Сороконожки». Рисуем кошку. | 1,5 | ||
54-55. | Разучивание песни «Маме в день 8 Марта» Тиличеевой. Разучивание парного танца «Течёт ручей». Рисуем весну. | 3 | ||
56. | Работа над песней и танцем. Рисуем рисунок маме. | 1,5 | ||
57-58. | Разучивание игры на различение тембра «На чём играем?» Тиличеева. Повторение песен о маме. Рисуем поросенка. | 3 | ||
59. | Исполнение игры «На чём играем?». Разучивание танца под музыку «Вальса» Глинки. Рисуем мишку. | 1,5 | ||
60. | Работа над движениями танца. Разучивание песни «Дождь идет по улице» Шаинского. Рисуем обезьяну. | 1,5 | ||
61. | Разучивание танца Буги-вуги. Работа над песней «Дождь». Рисуем весну. | 1,5 | ||
62-63. | Повторение игры «На чём играем». Работа над песней «Дождь». Разучивание песни «Наткины пятки» Кудряшова. Рисуем слона. | 3 | ||
64. | Повторение пройденных песен. Танцуем буги-вуги. Рисуем зайца. Разучивание песни «Василёк» Кудряшова. | 1,5 | ||
65. | Работа над песней «Василек». Повторение танца с балалайками. Рисуем лошадь. | 1,5 | ||
66-67. | Разучивание игры «Ворон». Разучивание песни «Солнышко вставало» (лат. нар. песня). Рисуем жирафа. | 3 | ||
68. | Работа над песней «Солнышко» и игрой «Ворон». Разучивание песни «Физкультура» Ю. Чиркова. | 1,5 | ||
69. | Разучивание игры «Как у наших у ворот». Работа над песней «Физкультура». Рисуем приведение. | 1,5 | ||
70. | Повторение разученных танцев. Исполнение песни «Физкультура». Повторение изученных песен. Рисование на любую тему. | 1,5 | ||
71. | Разучивание игры «Шёл козел» и песни «Овощи» Силиня. Рисуем рыцаря. | 1,5 | ||
72. | Работа над игрой и песней. Разучивание игры чей кружок быстрее соберется?». Рисуем носорога. | 1,5 | ||
73. | Разучивание песни «Весеннее настроение» М. Матвеева. Повторение разученных игр. Рисуем ослика. | 1,5 | ||
74. | Работа над песней «Весеннее настроение». Повторение танца «Губки бантиком». Рисуем тигрёнка. | 1,5 | ||
75. | Разучивание песни «День Победы» А. Белоусова. Разучивание игры «Арм-зам-зам». Рисуем божью коровку. | 1,5 | ||
76. | Работа над песней и игрой. Рисуем лето. | 1,5 | ||
77. | Разучивание игры «Зайка серенький». Повторение танца «Ягода-малинка». Рисуем огород. | 1,5 | ||
78. | Разучивание песни «Кто пасётся на лугу?». Повторение танца «Пляска с балалайками». Рисуем семью. | 1,5 | ||
79. | Работа над песней. Повторение разусенных игр и танца «Течёт ручей». Рисуем на свободную тему. | 1,5 | ||
80. | Повторение песен и танцев по желанию. Повторение игр по желанию. | 1,5 |
Литература:
1. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Музыка / Методическое пособие. – М: Просвещение, 2006. – 154с.
2. Т. Лидина. Я умею петь. –ИЗД. : СФЕРА, 200. – 256с.
3. З. И. Бугаева Весёлые уроки музыки в школе и дома. – М. : Просвещение, 2000. – 312С.
4. Хрестоматия муз. материала к учебнику «Музыка. Нач. классы».
5. О. Радынова Беседы о музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 2003. – 314с. -ил.
6. Л. Л. Куприянова Русский фольклор. – М. :Вента, 2001. – 111с. –ил.
Литература, рекомендованная родителям и детям:
7. Журналы «В мире музыки».
8. Популярные детские песни \ Сборник песен для детей и их родителей. – Изд. : Современная музыка, 2000. – 456с.
9. Музыкальная копилка \ пособие по развитию навыков игры по слуху. 10. Детский песенник. – 2001. – 299с. –ил.
11. Ю. А. Ивановская. Азбука юного музыканта. – М. : Просвещение. -215с. –ил.
Метки: Искусствоведение