Станковая композиция на тему "Портрет героя"; 2 класс (по четырехлетней образовательной программе ДХШ)
Станковая композиция на тему "Портрет героя"; 2 класс (по четырехлетней образовательной программе ДХШ) Цели урока:
- Расширить знания учащихся о создании художественного образа человека.
- Изучить последовательность работы над рисунком портрета.
- Обратить внимание ученика на характерные черты лица, выражающие внутренний мир человека, его индивидуальные особенности.
- Научить, при работе над рисунком, анализировать и подчеркивать отдельные детали, чтобы добиваться большей выразительности в портрете.
- Развивать глазомер, твердость руки и навыки использования различных материалов.
- Изучить образ современного героя.
Задачи урока:
- Закрепление знаний о понятии – пропорции лица человека.
- Передача в рисунке пропорций, симметричности формы, используя в работе вспомогательные линии построения.
- Правильное размещение изображения на листе бумаги.
- Умение воплощать художественный замысел в рисунке и композиции, используя различные изобразительные средства.
- Дальнейшее развитее творческого воображения, фантазии, художественного вкуса.
Кол-во часов: 2
Кол-во уроков: 2
Всего часов на данную тему: 12
Материалы исполнения: карандаш, тушь, кисти, гелиевая ручка, лист А4
Оборудование:
Для учителя:
1. Репродукции:
К. Маковский «Портрет детей Стасовых»,
О. Кипренский «портрет танцовщицы Е. Телешевой в роли Зелии»,
К. Коровин «У балкона»,
В. Тропинин «Автопортрет с кистями»,
Н. Лангре «Танцовщица Камарго»,
И. Репин «Портрет виолончелиста А. В. Вержбиловича»,
Леонардо да Винчи «Св. Иоанн Креститель…» фрагмент.
2. Таблицы: «Пропорции лица человека», «Эмоции человеческого лица в рисунке».
Для учащихся: Карандаш, ластик, лист А4, тушь, кисти, гелиевая ручка.
Ход урока:
1. Организационная часть. (5мин. )
2. Сообщение темы и цели урока. (5мин. )
3. Закрепление пройденного материала путем опроса и беседы с учащимися. (5мин. )
– Назовите жанры живописи? (пейзаж, натюрморт, портрет, исторический, батальный).
– Назовите виды портрета? (автопортрет, интимный, групповой, парадный, костюмированный).
4. Объяснение нового материала. (15мин. )
– Портрет (произошло от фр. слова portrait) – это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, в полный рост.
Портрет человека один из сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных жанров искусства. Многие художники оставили нам портреты своих современников, образы людей, представляющих самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. Работы мастеров отличаются точностью социальных характеристик, тонкостью психологического анализа, глубоким раскрытием внутреннего мира и богатства чувств изображаемых людей. Обратите внимание на применяемые при этом авторами разные выразительные средства. Тщательно продуманы, поза, поворот головы, взгляд и жест человека, используются различные приемы письма и светотеневых контрастов, большое значение придается деталям костюма и интерьера.
Преподаватель демонстрирует портреты, написанные великими художниками разных годов.
Наша задача, ребята, нарисовать портрет современного героя. А каких героев вообще вы знаете? (герои Советского союза, герои Великой Отечественной Войны). А как вы думаете, сейчас остались еще герои? (врачи, пожарные, милиционеры). Молодцы! Но перед тем как начать рисовать портрет, нужно узнать о пропорциях лица человека.
– Пропорции лица:
Преподаватель наглядно показывает пропорции лица на таблице.
1. единицей измерения в пропорции головы является глаз. Глаз помещается семь раз по высоте лица и пять раз – по ширине.
2. лицо делиться пополам горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная линия проходит на уровне глаз, вертикальная – по линии середины лица.
3. по обе стороны от линии середины линии середины лица намечаются парные формы: глаза, уши, ноздри, уголки губ.
4. расстояние между глазами равно длине одного глаза, расстояние от линии глаза до кончика носа – длине одного с половиной глаза (зрачок должен быть на 1\3 прикрыт верхним веком, а около нижнего мы должны видеть хорошую окружность). Расстояние от носа до губ – длине половине глаза, ширина кончика носа должна быть равна длине одного глаза. Определяем характер брови. Как и глаз, она должна иметь трапециевидную форму с двумя изломами. Прорисовываем нос, помня о том, что он имеет форму прямоугольника. Затем прорисовываем спинку носа: в середине длинны носа – это самая широкая часть спинки носа.
Переходим к прорисовке губ. Более заметно прорисовываем среднюю линию рта, она может повторять линию верней губы, менее заметно прорисовываем верхнюю губу, а нижнюю губу прорисовываем только в середине нижней губы, не доводя линию до уголков рта. Сейчас мы определим место ушам и шее. Уши располагаются на уровне бровей и кончика носа. От мочек ушей проводим две вертикальные линии вниз – это наша шея. Прорисовываем подбородок. Теперь можно нарисовать прическу, которая тоже должна вписаться в какую – нибудь геометрическую форму. Особое внимание уделяем линиям в прическе. Поскольку мы рисуем прическу, необходимо прорисовать волосы и помнить, что линии – это рисунок на поверхности и в прическе не должно быть прямых линий. Они все должны быть изогнутыми, тогда рисунок выглядит живым.
Части лица не только должны «стать на свои места», но и быть похожими по форме и размеру.
5. Практическая часть
1. А теперь ребята, попробуйте самостоятельно схематично нарисовать на альбомном листе лицо человека, согласно таблице. (10 мин)
2. Затем, добавляя в рисунок характерные детали, определяем женское или мужское лицо (женские лица – подбородок уже, черты лица мягче, брови тоньше; мужское – широкие скулы, квадратный подбородок, широкие брови). (5 мин)
3. Теперь давайте добавим в рисунок лица, какие – нибудь эмоции (преподаватель показывает наглядность с изображением радостных и грустных эмоций на лице человека). (5 мин)
4. Далее получившийся рисунок, нужно решить в тоне, добавляя, где нужно тени (на веках, под скулами, на верхнюю губу). (10 мин. )
5. Следующим шагом по теме нашего урока «Портрет героя» будет разработка эскизов.
Вам, ребята, нужно подумать, какого героя вы будете изображать, в каком эмоциональном состоянии, с каким положением головы, вспомнить характерные отличия и т. д. и разработать несколько эскизов. (20мин. )
Этапы работы:
– грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;
– наметить основные формы и пропорции лица человека;
– создать художественный образ, соответствующий замыслу;
– выполнить карандашом линейный рисунок, используя вспомогательные линии и способы изображения симметричных элементов;
– продолжить работу чёрной тушью и гелиевой ручкой, сочетая для выразительности композиции линию и пятно;
– уточнить детали, завершить работу.
– разработать эскиз своего героя.
6. Анализ работ.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Сбор материала по теме: фотографии пожарных, милиционеров, врачей, изображения их рабочей формы, отличительные особенности, вырезки из журналов.
Источники:
- http://festival. 1september. ru/articles/103075/
- http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82
- http://www. ninakrymova. com/shedevry/a_1/avtoportret_2. html
- http://1000shedevrov. com/leonardo%20da%20vinchi%20svyatoi%20ioan%20krestitel. html
- Кузнецов А. Ю. Атлас анатомии человека для художников.
Метки: Искусствоведение