Урок "Православная музыка в контексте исторического развития с XII века до наших дней"; 8 класс
Урок "Православная музыка в контексте исторического развития с XII века до наших дней"; 8 класс
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с высокими образцами духовной музыки в контексте исторического развития государства Российского;
– Проследить пути развития и изменения духовной музыки с ранних образцов (знаменного распева) до звучания духовной музыки в творчестве А. Архангельского, С. В. Рахманинова и рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось»;
– Научить анализировать духовную музыку, как с музыковедческой позиции, так и с позиции исторического развития государства, т. е. изучать музыку «как часть жизни» (по Д. Б. Кабалевскому)
Развивать компетенции:
I. Музыкально – творческую компетенцию;
II. Компетенцию готовности к самообразованию;
III. Коммуникативную компетенцию.
Музыкальный аудио и видеоматериал:
1. «О тебе радуется» знаменного распева, хор МП «Древнерусский распев»
2. Тропарь иконе Божьей матери «Казанская» (Песнопения Оптиной пустыни)
3. А. Архангельский «Блажен муж», хор храма ` Всех святых` на Кулишках;
4. Всенощная для смешанного хора. Посв. памяти С. В. Смоленского. 1915. Op. 37, «Приидите поклонимся»Государственный Академический Русский хор, дир. Александр Свешников. 1965
5. А. Рыбников «Юнона и Авось» – Молитва Резанова / Ария Пресвятой Девы (Постановка Ленкома,1983г. )
Ход урока:
Звучит фрагмент русской православной музыки определить тему разговора.
Православие как одно из направлений христианства сформировалось в IV– VIII веках в Византии.
В 988 году по распоряжению Киевского князя Владимира византийское духовенство окрестило жителей столицы древнерусской державы:
1) известно, что до официального принятия христианства на Руси уже были христиане и, прежде всего, среди варягов.
2) в 955 году (за 33 года до …) русская княгиня Ольга также приняла православие.
– «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, жившего в XI начале XII века:
«По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: „Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: „Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так: „Пусть никакие еретики не прельстят тебя, но веруй, говоря так: „Верую во единого Бога Отца Вседержителя, творца неба и земли»
Что же привлекло Владимира в православии? (ответы детей)
Идея спасения, идея христианского милосердия.
3) во многих местах распространение христианства проводилось насильно. В Новгороде сохранилась история о том, как было крещено местное население епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой. «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем…» Почему? (на момент Крещения Русь уже имела многовековую историю с традициями и духовностью)
Окрестив Киевскую Русь, Византия передала Руси и основные принципы музыкального оформления богослужения.
XII век – из всех распевов, ныне звучащих в церкви, знаменный является самым древним; возникает в результате переосмысливания заимствованных византийских форм певческого духовного искусства слушание (характеристика)
(одноголосное унисонное пение acapella) – ПОЧЕМУ?
(один – единение – духовное единство всех в храме)
Знаменный распев получил свое название от «знамя», т. к. записывался знаменами (крюками) – знаками древнерусской безлинейной нотации (до XVвека бытовала устная традиция и лишь в XV– XVI веке были положены «на знамя»)
Традиция знаменного распева сохранилась вплоть до XVIII века, сейчас преимущественно в мужских монастырях.
XVIвек – первые примеры раннего церковного трехголосия, так называемого строчного (другое название – «путевое»)
ВЕРХ________________
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ путь
НИЗ_________________
(примерная схема «облитуры»)
К «пути» присоединялись «верх» и «низ».
Слушание: проследите за мелодической линией «пути». Как он соединяется с сопутствующими голосами.
После слушания:
Почему не прослеживается «путь»?
Вывод: «верх» и «низ» – варианты «пути»
XVII – XVIII века – в середине XVII века появляются новые виды распева, условно называемые «киевскими, болгарскими, греческими …». Происхождение их остается не вполне ясным.
Слушание: характеристика относительно знаменного распева, народной песенной традиции (анализ)
Общая черта: особая мелодичность при изложении музыкальной темы, приближенность к народной песенной традиции.
В XVII веке в пятисотлетнем развитии певческого искусства наступает перелом, определивший судьбу русской духовной музыки на несколько веков вперед. Развитие нотной записи позволяет соединить русскую традицию и западноевропейскую.
Партесное пение – традиции западноевропейского пения на основе переложения киевского, греческого «роспевов» на четыре голоса (партии) (Архангельский).
XIX – нач. XX века – создание авторских произведений в духе православной традиции (Н. А. Римский – Корсаков, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский).
ХХ век – проникновение духовной православной традиции в светскую музыку, современные жанры.
Слушание: просмотр сцены молитвы об удачном путешествии из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». (после просмотра)
Вопросы: определите, какой вид православной духовной музыки вы услышали? (знаменный распев, раннее многоголосие)
Вывод:
XII – XVII век – влияние народной песенной традиции на развитие духовной музыки.
XVIII – XX век – влияние духовной музыки на развитие светской профессиональной музыки
Информационные источники:
http://tululu. ru/b81558 «Повесть временных лет», Летописец Нестор
http://poiskm. ru/artist/221168-Znamenniy-raspev «О тебе радуется» знаменного распева, хор МП «Древнерусский распев»
http://www. optina-pustin. ru/music/tropar_kazan. mp3 Тропарь иконе Божьей матери «Казанская» (Песнопения Оптиной пустыни)
http://classic-online. ru/uploads/28300/28275. mp3 А. Архангельский «Блажен муж», хор храма ` Всех святых` на Кулишках;
http://mp3. classic-music. ru/music/rachmaninoff-vespers/01. mp3 Всенощная для смешанного хора. Посв. памяти С. В. Смоленского. 1915. Op. 37, «Приидите поклонимся»Государственный Академический Русский хор, дир. Александр Свешников. 1965
http://www. youtube. com/watch?v=TjGlrhGypus&;feature=related А. Рыбников «Юнона и Авось» – Молитва Резанова / Ария Пресвятой Девы
Метки: Искусствоведение