Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок "Православная музыка в контексте исторического развития с XII века до наших дней"; 8 класс

Урок "Православная музыка в контексте исторического развития с XII века до наших дней"; 8 класс

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с высокими образцами духовной музыки в контексте исторического развития государства Российского;

– Проследить пути развития и изменения духовной музыки с ранних образцов (знаменного распева) до звучания духовной музыки в творчестве А. Архангельского, С. В. Рахманинова и рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось»;

– Научить анализировать духовную музыку, как с музыковедческой позиции, так и с позиции исторического развития государства, т. е. изучать музыку «как часть жизни» (по Д. Б. Кабалевскому)

Развивать компетенции:

I. Музыкально – творческую компетенцию;

II. Компетенцию готовности к самообразованию;

III. Коммуникативную компетенцию.

Музыкальный аудио и видеоматериал:

1. «О тебе радуется» знаменного распева, хор МП «Древнерусский распев»

2. Тропарь иконе Божьей матери «Казанская» (Песнопения Оптиной пустыни)

3. А. Архангельский «Блажен муж», хор храма ` Всех святых` на Кулишках;

4. Всенощная для смешанного хора. Посв. памяти С. В. Смоленского. 1915. Op. 37, «Приидите поклонимся»Государственный Академический Русский хор, дир. Александр Свешников. 1965

5. А. Рыбников «Юнона и Авось» – Молитва Резанова / Ария Пресвятой Девы (Постановка Ленкома,1983г. )

Ход урока:

Звучит фрагмент русской православной музыки определить тему разговора.

Православие как одно из направлений христианства сформировалось в IV– VIII веках в Византии.

В 988 году по распоряжению Киевского князя Владимира византийское духовенство окрестило жителей столицы древнерусской державы:

1) известно, что до официального принятия христианства на Руси уже были христиане и, прежде всего, среди варягов.

2) в 955 году (за 33 года до …) русская княгиня Ольга также приняла православие.

– «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, жившего в XI начале XII века:

«По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: „Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: „Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так: „Пусть никакие еретики не прельстят тебя, но веруй, говоря так: „Верую во единого Бога Отца Вседержителя, творца неба и земли»

Что же привлекло Владимира в православии? (ответы детей)

Идея спасения, идея христианского милосердия.

3) во многих местах распространение христианства проводилось насильно. В Новгороде сохранилась история о том, как было крещено местное население епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой. «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем…» Почему? (на момент Крещения Русь уже имела многовековую историю с традициями и духовностью)

Окрестив Киевскую Русь, Византия передала Руси и основные принципы музыкального оформления богослужения.

XII век – из всех распевов, ныне звучащих в церкви, знаменный является самым древним; возникает в результате переосмысливания заимствованных византийских форм певческого духовного искусства слушание (характеристика)

(одноголосное унисонное пение acapella) – ПОЧЕМУ?

(один – единение – духовное единство всех в храме)

Знаменный распев получил свое название от «знамя», т. к. записывался знаменами (крюками) – знаками древнерусской безлинейной нотации (до XVвека бытовала устная традиция и лишь в XV– XVI веке были положены «на знамя»)

Традиция знаменного распева сохранилась вплоть до XVIII века, сейчас преимущественно в мужских монастырях.

XVIвек – первые примеры раннего церковного трехголосия, так называемого строчного (другое название – «путевое»)

ВЕРХ________________

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ путь

НИЗ_________________

(примерная схема «облитуры»)

К «пути» присоединялись «верх» и «низ».

Слушание: проследите за мелодической линией «пути». Как он соединяется с сопутствующими голосами.

После слушания:

Почему не прослеживается «путь»?

Вывод: «верх» и «низ» – варианты «пути»

XVII – XVIII века – в середине XVII века появляются новые виды распева, условно называемые «киевскими, болгарскими, греческими …». Происхождение их остается не вполне ясным.

Слушание: характеристика относительно знаменного распева, народной песенной традиции (анализ)

Общая черта: особая мелодичность при изложении музыкальной темы, приближенность к народной песенной традиции.

В XVII веке в пятисотлетнем развитии певческого искусства наступает перелом, определивший судьбу русской духовной музыки на несколько веков вперед. Развитие нотной записи позволяет соединить русскую традицию и западноевропейскую.

Партесное пение – традиции западноевропейского пения на основе переложения киевского, греческого «роспевов» на четыре голоса (партии) (Архангельский).

XIX – нач. XX века – создание авторских произведений в духе православной традиции (Н. А. Римский – Корсаков, С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский).

ХХ век – проникновение духовной православной традиции в светскую музыку, современные жанры.

Слушание: просмотр сцены молитвы об удачном путешествии из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». (после просмотра)

Вопросы: определите, какой вид православной духовной музыки вы услышали? (знаменный распев, раннее многоголосие)

Вывод:

XII – XVII век – влияние народной песенной традиции на развитие духовной музыки.

XVIII – XX век – влияние духовной музыки на развитие светской профессиональной музыки

Информационные источники:

http://tululu. ru/b81558 «Повесть временных лет», Летописец Нестор

http://poiskm. ru/artist/221168-Znamenniy-raspev «О тебе радуется» знаменного распева, хор МП «Древнерусский распев»

http://www. optina-pustin. ru/music/tropar_kazan. mp3 Тропарь иконе Божьей матери «Казанская» (Песнопения Оптиной пустыни)

http://classic-online. ru/uploads/28300/28275. mp3 А. Архангельский «Блажен муж», хор храма ` Всех святых` на Кулишках;

http://mp3. classic-music. ru/music/rachmaninoff-vespers/01. mp3 Всенощная для смешанного хора. Посв. памяти С. В. Смоленского. 1915. Op. 37, «Приидите поклонимся»Государственный Академический Русский хор, дир. Александр Свешников. 1965

http://www. youtube. com/watch?v=TjGlrhGypus&;feature=related А. Рыбников «Юнона и Авось» – Молитва Резанова / Ария Пресвятой Девы

Метки: Искусствоведение