Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Искусство символизма

Искусство символизма

Художник имеет возможность изображать в своих произведениях два рода вещей: с одной стороны, реально существующие и видимые глазом предметы, пейзажи, людей и т. п. , а с другой – всевозможные необычные, вымышленные существа, предметы и положения. Сюжеты второго рода художник черпает из литературы, сказок, мифов, из истории, а больше всего – из собственной фантазии. Как раз в последние два десятилетия 19 в. и на рубеже веков такое «питающееся фантазией» искусство нашло особенно много сторонников. У этого явления были сложные общественные причины: главным образом дело было в том, что многие образованные люди и художники испытывали чувство разочарования современной действительностью. Они не знали, как справиться с общественными противоречиями и предпочитали уединиться в мире собственного воображения. Они искали выхода в различных фантастических учениях, интересовались верованиями и искусством дальних стран, исчезнувшими с лица земли древними культурами – там они находили близкие своим настроениям таинственные, необычные, мистические черты. В своём искусстве они представляли видения, созданные силой фантазии. В этих произведениях много неопределённого, неуловимого, едва угадываемого; в них полно неясных намёков, иносказаний и символов – последние дали имя всему направлению.

Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены. Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных многозначительных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы. Выразительные средства символисты заимствовали по большей части либо из академического искусства (фотографическая точность, сухое отчасти скучное письмо), либо из модерна (вытянутые фигуры, текучие контуры, однородные плоскости цвета и общее стремление к декоративности).

Французские художники не испытывали особой тяги к символизму; куда больше это направление было распространено среди немецких художников. Наиболее интересные французские символисты – это Однлон Редон (1840 – 1916) с его фантастическими картинами-видениюзи и создатель стенных росписей Пьер Пюви де Шаванн (1824 – 1898). Картины этих обоих мастеров очень привлекательны с чисто живописной стороны. Например, Пюви де Шаванн предпочитал сдержанные синевато-серые тона и простые, ясные формы. Очень известна его картина, где изображена защитница Парижа святая. Женевьева, стерегущая лунной ночью спящий город. В старинной легенде говорится, что в 5 в. , когда гунны во главе с Аттилой угрожали Парижу, юная Женевьева воодушевила испуганных защитников города на борьбу. Враги были отброшены, а девушка, в знак признательности, была провозглашена святой защитницей Парижа. Символизм распространен был и в Бельгии, где Джеймс Энсор (1860 – 1949) в яркой цветовой гамме изображал, устрашающие лица-маски, и в Голландии, где Яи Тороп (1858 – 1928) создавал картины, исполненные горький и болезненных настроений. Человечнее и понятнее искусство норвежца Эдварда Мунка (1863— 1944), например, его картина «Танец жизни» говорит о таких всем понятных вещах, как молодость и старость, надежды и разочарования: в образах женщин в белоснежных, ярко-красных и чёрных нарядах, танцующих при лунном свете на морском берегу, художник, передаёт течение человеческой жизни.

В символизме могла проявляться озабоченность художника проблемами своего времени, но это полное безнадёжности искусство не содержало передовых идей – ни общественных, ни художественных. Не может оно удовлетворить и такого зрителя, который видит в искусстве источник красоты и радости.

Пёстрая картина развития искусства в конце 19 века оказывается особенно сложной, поскольку различные художественные направления того времени воздействовали друг на друга и смешивались между собой, например, постимпрессионисты и символисты могли наравне пользоваться выразительными средствами модерна. В то же время в произведениях некоторых постимпрессионистов ощущается характерная для символизма таинственность.

Иной и более привлекательный облик получил символизм в Скандинавских странах, в России и также в Эстонии. Здесь он сложился в тн. национально-романтическое направление. Оно вырастало на более здоровой почве, опираясь на предания героического прошлого своей родины, стремясь оживить прекрасный мир народной поэзии или по-новому увидеть природу любимой родины. Пейзажная живопись в Скандинавских странах получила более декоративный характер, природа выступала в этих картинах в тяжелых оранжеватых осенних красках. Среди скандинавских художников особенно известен Аксели Галлен Каллела (1865 – 1931) – благодаря своим произведениям на сюжеты финского народного эпоса «Калевала».

Русский художник Николай Рерих (1874 – 1947) писал древние русские города, сцены из жизни далёких предков и особенно часто – варяжские суда под разноцветными парусами. Михаил Врубель (1856 – '1910) изображал персонажей, охваченных странной мукой, например, Лермонтовского Демона. Надолго врезаются в память прекрасные лица Врублевских героев с тёмными горящими глазами; окружающая их природа передана тускло мерцающими мозаичными пятнами и гранями. На студёно-синем фоне

изображена его бледная и хрупкая царевна-лебедь.

Одним из интереснейших явлений русской художественной жизни была группировка «Мир искусства», которая сложилась вокруг одноименного журнала, устраивала выставки и стала в своё время центром новых художественных исканий в России. Группировка объединяла художников различного склада её к символизму можно лишь условно, потому что далеко не все участники «Мира искусства» были с ним связаны. В то же время их объединяло стремление к изысканности и декоративности, к стилизованному изображению минувшего. Наиболее известными «мирискусниками» были Александр Бенуа (1870 – 1960), Лев Бакст (1866 – 1939), Иван Билибин (1876 – 1942), Николай Рерих, Константин Сомов (1869 – 1939) и другие. Помимо живописи члены группировки уделяли большое внимание станковой и книжной графике. Очень многого достигли они в области театральной декорации. Красочные фантастические декорации и костюмы пленили во время гастролей русского балета Западную Европу и стали там своего рода образцом для подражания.

С «Миром искусства был связан выдающийся живописец и график Валентин Серов (1865— 1911). Он был одним из первых русских художников, начавших писать под открытым небом. Серов создавал полные света пейзажи и бытовые сцены, изображал сюжеты из древних мифов и истории, иллюстрировал книги. Он – автор целой галереи замечательных портретов.

Е. А. Порох, МБОУ СОШ № 2, г. Карасук, Новосибирская область

– шло особенно много сторонников. У этого явления были сложные общественные причины: главным образом дело было в том, что многие образованные люди и художники испытывали чувство разочарования современной действительностью. Они не знали, как справиться с общественными противоречиями и предпочитали уединиться в мире собственного воображения. Они искали выхода в различных фантастических учениях, интересовались верования-ми и искусством дальних стран, исчезнувшими с лица земли древ-ними культурами – там они на-ходили близкие своим настроениям таинственные, необычные, мистические черты. В своём искусстве они представляли видения, созданные силой фантазии. В этих произведениях много не-определённого, неуловимого, едва угадываемого; в них полно не-ясных намёков, иносказаний и символов – последние дали имя всему направлению.

Одни символисты создавали печальные, тоскливые или поэтические картины, напоминающие сновидения, другие предпочитали писать мрачные и ужасающие сцены. Символисты обратились к теневым сторонам человеческой души; в их творчестве встречаются персонажи в странных много-значительных позах, перекошенные маски, застывшие взоры черных глаз на смертельно бледных лицах, знаки роковых предчувствий, жуткие фантастические существа, скелеты, черепа и тому подобные мотивы. Выразительные средства символисты заимствовали по большей части либо из академического искусства (фото-графическая точность, сухое отчасти скучное письмо), либо из модерна (вытянутые фигуры, текучие кон-туры, однородные плоскости цвета и общее стремление к декоративности).

Французские художники не испытывали особой тяги к симво-лизму; куда больше это направ-ление было распространено среди немецких художников. Наиболее интересные французские символисты – это Однлон Редон (1840 – 1916) с его фантастически-ми картинами-видениюзи и создатель стенных росписей Пьер Пюви де Шаванн (1824 – 1898). Картины этих обоих мастеров очень привлекательны с чисто живописной стороны. Например, Пюви де Шаванн предпочитал сдержанные синевато-серые тона и простые, ясные формы. Очень известна его картина, где изображена защитница Парижа святая. Же-невьева, стерегущая лунной ночью спящий город. В старинной легенде говорится, что в 5 в. , когда гунны во главе с Аттилой угрожали Парижу, юная Женевьева воодушевила испуганных защитников города на борьбу. Враги были отброшены, а девушка, в знак признательности, была про-возглашена святой защитницей Парижа. Символизм распространен был и в Бельгии, где Джеймс Энсор (1860 – 1949) в яркой цветовой гамме изображал, устрашаю-щие лица-маски, и в Голландии, где Яи Тороп (1858 – 1928) созда-вал картины, исполненные горь-кий и болезненных настроений. Человечнее и понятнее искусство норвежца Эдварда Мунка (1863— 1944), например, его картина «Танец жизни» говорит о таких всем понятных вещах, как молодость и старость, надежды и разочаро-вания: в образах женщин в бело-снежных, ярко-красных и чёрных нарядах, танцующих при лунном свете на морском берегу, художник, передаёт течение человече-ской жизни.

В символизме могла проявляться озабоченность художника проблемами своего времени, но это полное безнадёжности искусство не содержало передовых идей – ни общественных, ни художественных. Не может оно удовлетворить и такого зрителя, который видит в искусстве источник красоты и радости.

Пёстрая картина развития искусства в конце 19 века оказывается особенно сложной, поскольку раз-личные художественные направления того времени воздейство-вали друг на друга и смешива-лись между собой, например, постимпрессионисты и символис-ты могли наравне пользоваться выразительными средствами мо-дерна. В то же время в произведениях некоторых постимпрессионистов ощущается характерная для символизма таинственность.

Иной и более привлекательный облик получил символизм в Скандинавских странах, в России и также в Эстонии. Здесь он сложился в тн. национально-романтическое направление. Оно вырастало на более здоровой почве, опираясь на пре-дания героического прошлого своей родины, стремясь оживить прекрасный мир народной поэзии или по-новому увидеть природу любимой родины. Пейзажная живопись в Скандинавских странах получила более декоративный характер, природа выступала в этих картинах в тяжелых оран-жеватых осенних красках. Среди скандинавских художников особенно известен Аксели Галлен -Каллела (1865 – 1931) – благо-даря своим произведениям на сюжеты финского народного эпоса «Калевала».

Русский художник Николай Рерих (1874 – 1947) писал древние русские города, сцены из жизни далёких предков и особенно часто – варяжские суда под разноцветными парусами. Михаил Врубель (1856 – '1910) изображал персонажей, охваченных стран-ной мукой, например, Лермонтов-ского Демона. Надолго врезаются в память прекрасные лица Врублевских героев с тёмными горящими глазами; окружающая их природа передана тускло мерцающими мозаичными пятнами и гранями. На студёно-синем фоне

изображена его бледная и хруп-кая царевна-лебедь.

Одним из интереснейших явлений русской художественной жизни была группировка «Мир искусства», которая сложилась вокруг одноименного журнала, устраивала выставки и стала в своё время центром новых художественных исканий в России. Группировка объединяла художников различного склада её к символизму можно лишь условно, потому что далеко не все участники «Мира искусства» были с ним связаны. В то же время их объединяло стремление к изысканности и декоративности, к стилизованному изображению минувшего. Наиболее известными «мирискусниками» были Алек-сандр Бенуа (1870 – 1960), Лев Бакст (1866 – 1939), Иван Билибин (1876 – 1942), Николай Рерих, Константин Сомов (1869 – 1939) и другие. Помимо живописи члены группировки уделяли большое внимание станковой и книжной графике. Очень многого достигли они в области театральной декорации. Красочные фантастические декорации и костюмы пленили во время гастролей русского балета Западную Европу и стали там своего рода образцом для подражания.

С «Миром искусства был связан выдающийся живописец и график Валентин Серов (1865— 1911). Он был одним из первых русских художников, начавших писать под открытым небом. Серов создавал полные света пейзажи и бытовые сцены, изображал сюжеты из древних мифов и истории, иллюстрировал книги. Он – автор целой галереи замечательных портретов.

Е. А. Порох, МБОУ СОШ № 2, г. Карасук, Новосибирская область

Метки: Искусствоведение