Проект «Наряды для Василисы Прекрасной», 5 класс
Проект «Наряды для Василисы Прекрасной», 5 класс
Учебная тема «Русская народная одежда»
Тип проекта: творческий
Цели: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.
Задачи:
Учебные:
- Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
- Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
- Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.
Воспитательные:
- Развивать эстетическое мировосприятие.
- Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.
Развивающие:
- Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
- Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.
Описание этапов проектной деятельности
1. Актуализация проблемы
На уроках изобразительного искусства в 5 классе, изучая тему «Древни корни народного искусства, дети знакомятся с праздничными обрядами, костюмами, орнаментами народной вышивки. Первая встреча с народной культурой уже состоялась в 4 классе при изучении темы «Истоки родного искусства». Дети узнали , как традиционный костюм выражает образ мужской и женской красоты. В 5 классе мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.
Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной – из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.
За один – два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей донского костюма. Решить эту проблему можно, применив технологию проектного обучения.
На первом занятии учитель сообщает детям о вариациях русского народного костюма в зависимости от региона России. Предлагает рассмотреть русский костюм на иллюстрации И. . Я. Библина к сказке «Василиса Прекрасная» и выдвигает проблему: «Какие нарды могла носить Василиса Прекрасная, если бы она жила: на севере России, на юге России, в нашем регионе, в наше время?»
Определение творческого название проекта « Наряды для Василисы Прекрасной»
По окончании работы дети должны будут ответить на основополагающий вопрос:
«Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?»
Учитель предлагает несколько гипотез:
- Основой женского костюма была рубаха.
- Старинная праздничная одежда имеет трехъярусный строй украшений.
- Женский костюм сильно варьировался в зависимости от местности.
- Мужской костюм был одинаков в разных областях России.
- Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
- Завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь.
- Украшение костюма не простая забава.
- Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце.
2. Разработка проекта.
Учитель задает план работы над проектом и вмести с учащимися определяет сроки его выполнения:
- Разработка проекта.
(1 урок, 20 мин)
- Сбор информации из разных источников.
(внеурочная деятельность)
- Подготовка иллюстративного материала.
(внеурочная деятельность)
- Анализ и обобщение полученной информации.
(2 урок, 20 мин)
- Практическая работа:
а) изготовление тряпичной куклы;
б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».
(2-3 урок, 2 урока технологии)
- Оформление материала для презентации.
(внеурочная деятельность)
- Защита проекта.
( 4 урок)
Обсуждение критериев оценки качества проекта:
а) для презентации проекта
- полнота раскрытия темы, доказательность гипотез;
- ответ на основополагающий вопрос;
- грамотность изложения, наличие иллюстраций;
- самостоятельность выполнения;
- степень активности каждого участника команды.
б) для творческой работы
- выполнение работы в соответствии с выбранной темой;
- элементы костюма соответствуют определенному региону и эпохе;
- работа выполнена качественно, аккуратно;
- эстетичность работы.
Выбор средств и методов выполнения проекта:
- сбор, изучение и анализ информации;
- подбор иллюстративного материала;
- творческая работа.
Выбор формы работа над проектом:
Класс разбивается на творческие группы. (3-5 человек)
Каждая команда выбирает задание:
«Русский народный костюм юга России»
«Русский народный костюм севера России»
«Костюм донских казаков»
«Традиции русского костюма в новых образах современной моды»
Обсуждение со школьниками возможных источников информации:
• Клемешева Н. Т. , Шпикалова Т. Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в. в. ”
• Мерцалова М. Н. “Поэзия народного костюма”.
• Пармон Ф. М. “Русский народный костюм”.
• Родина А. К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.
• Логинов А. Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М. , 2004. № 2.
• Фрадкина И. Г. , Новак Л. A. «Донской народный костюм. »
• Скарик А. П. «Казачий Дон. Очерки истории. »
• Горяева Н. А. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. » Учебник для 5 класса.
• Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.
Выбор способов оформления:
- в форме устного журнала, где каждая группа рассказывает о результатах работы;
- выставка творческих работ.
3. Реализация проекта
Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.
- Сбор, материала из разных источников (внеурочная деятельность)
- Подготовка иллюстративного материала (внеурочная деятельность)
- Анализ и обобщение материала (2 урок 20 мин. )
- Практическая работа (2-3 урок, 2 урока технологии)
а) изготовление тряпичной куклы;
б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».
Вариант 1
«Изготовление тряпичной куклы»
1. Скатать из белой ткани плотный валик и зашить его. Ткань надо взять размером с мужской носовой платок.
2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой.
3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее.
4. Выполнить рукава рубахи.
5. Сшить сарафан (рубаху и поневу, кофту и юбку).
6. Пришить к валику рукава.
7. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие части одежды.
8. Выполнить головной убор.
9. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор.
10. Дополнить костюм куклы украшениями.
Вариант 2
Коллаж «Наряд Василисы Прекрасной»
1. Нарисовать женскую фигуру.
2. Выполнить рукав. Длину определить по эскизу. Вырезать два прямоугольника, верхний и нижний края собрать. Подвернуть края с боков рукава и смазать их клеем.
3. Приклеить рукава.
4. Аналогично выполнить грудь рубахи.
5. Вырезать прямоугольник для юбки. Длину определить по эскизу. Собрать верхний край мелкими складками и приклеить на рисунок.
6. Снизу украсить юбку пышной оборкой.
7. Поверх рубахи наклеить лямки или душегрею.
8. Прорисовать лицо и ладони.
9. Из ниток сплести косу и приклеить ее.
10. Выполнить головной убор.
11. Приклеить или нарисовать украшения.
12. Вырезать готовую фигуру и наклеить на заранее приготовленный фон.
§ Оформление материала для презентации (внеурочная деятельность)
Тема сообщения:
« Костюм – это просто одежда, или часть культуры народа».
• Основные элементы русского костюма.
• Символичность цветового решения костюма.
• Конструкция и основные типы женских головных уборов.
• Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость.
• Украшение головных уборов.
• Вышивка, как ритуал.
• Традиционные элементы русской вышивки, их семантика.
• Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение, свадьба, смерть.
4. Завершение проекта ( 4 урок)
Защита проекта представителем от каждой группы.
Выставка работ.
Рефлексия
Учащиеся оценивают
качество проекта, достижение целей, доказательность гипотез;
продуктивность работы группы;
качество сотрудничества;
выбирают лучшие творческие работы;
определяют степень удовлетворенности работой.
Учитель оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по руководству проектной деятельности детей.
И. Н. Ястребова, МБОУ СОШ № 15, г. Гуково, Ростовская область
Метки: Искусствоведение