Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Проект «Наряды для Василисы Прекрасной», 5 класс

Проект «Наряды для Василисы Прекрасной», 5 класс

Учебная тема «Русская народная одежда»

Тип проекта: творческий

Цели: формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с информацией, с дальнейшим применением полученных знаний в творческой деятельности.

Задачи:

Учебные:

  • Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
  • Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
  • Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.

Воспитательные:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.
  • Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • Развить воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творчески самовыражаться, используя различные художественные языки и средства.

Описание этапов проектной деятельности

1. Актуализация проблемы

На уроках изобразительного искусства в 5 классе, изучая тему «Древни корни народного искусства, дети знакомятся с праздничными обрядами, костюмами, орнаментами народной вышивки. Первая встреча с народной культурой уже состоялась в 4 классе при изучении темы «Истоки родного искусства». Дети узнали , как традиционный костюм выражает образ мужской и женской красоты. В 5 классе мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.

Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной – из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.

За один – два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей донского костюма. Решить эту проблему можно, применив технологию проектного обучения.

На первом занятии учитель сообщает детям о вариациях русского народного костюма в зависимости от региона России. Предлагает рассмотреть русский костюм на иллюстрации И. . Я. Библина к сказке «Василиса Прекрасная» и выдвигает проблему: «Какие нарды могла носить Василиса Прекрасная, если бы она жила: на севере России, на юге России, в нашем регионе, в наше время?»

Определение творческого название проекта « Наряды для Василисы Прекрасной»

По окончании работы дети должны будут ответить на основополагающий вопрос:

«Является ли русская народная одежда хранителем русской национальной культуры?»

Учитель предлагает несколько гипотез:

  • Основой женского костюма была рубаха.
  • Старинная праздничная одежда имеет трехъярусный строй украшений.
  • Женский костюм сильно варьировался в зависимости от местности.
  • Мужской костюм был одинаков в разных областях России.
  • Головной убор играл огромную роль в женском костюме.
  • Завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь.
  • Украшение костюма не простая забава.
  • Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце.

2. Разработка проекта.

Учитель задает план работы над проектом и вмести с учащимися определяет сроки его выполнения:

  • Разработка проекта.

(1 урок, 20 мин)

  • Сбор информации из разных источников.

(внеурочная деятельность)

  • Подготовка иллюстративного материала.

(внеурочная деятельность)

  • Анализ и обобщение полученной информации.

(2 урок, 20 мин)

  • Практическая работа:

а) изготовление тряпичной куклы;

б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».

(2-3 урок, 2 урока технологии)

  • Оформление материала для презентации.

(внеурочная деятельность)

  • Защита проекта.

( 4 урок)

Обсуждение критериев оценки качества проекта:

а) для презентации проекта

  • полнота раскрытия темы, доказательность гипотез;
  • ответ на основополагающий вопрос;
  • грамотность изложения, наличие иллюстраций;
  • самостоятельность выполнения;
  • степень активности каждого участника команды.

б) для творческой работы

  • выполнение работы в соответствии с выбранной темой;
  • элементы костюма соответствуют определенному региону и эпохе;
  • работа выполнена качественно, аккуратно;
  • эстетичность работы.

Выбор средств и методов выполнения проекта:

  • сбор, изучение и анализ информации;
  • подбор иллюстративного материала;
  • творческая работа.

Выбор формы работа над проектом:

Класс разбивается на творческие группы. (3-5 человек)

Каждая команда выбирает задание:

«Русский народный костюм юга России»

«Русский народный костюм севера России»

«Костюм донских казаков»

«Традиции русского костюма в новых образах современной моды»

Обсуждение со школьниками возможных источников информации:

• Клемешева Н. Т. , Шпикалова Т. Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в. в. ”

• Мерцалова М. Н. “Поэзия народного костюма”.

• Пармон Ф. М. “Русский народный костюм”.

• Родина А. К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.

• Логинов А. Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М. , 2004. № 2.

• Фрадкина И. Г. , Новак Л. A. «Донской народный костюм. »

• Скарик А. П. «Казачий Дон. Очерки истории. »

• Горяева Н. А. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. » Учебник для 5 класса.

• Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.

Выбор способов оформления:

  • в форме устного журнала, где каждая группа рассказывает о результатах работы;
  • выставка творческих работ.

3. Реализация проекта

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

  • Сбор, материала из разных источников (внеурочная деятельность)
  • Подготовка иллюстративного материала (внеурочная деятельность)
  • Анализ и обобщение материала (2 урок 20 мин. )
  • Практическая работа (2-3 урок, 2 урока технологии)

а) изготовление тряпичной куклы;

б) коллаж «Наряд Василисы Прекрасной».

Вариант 1

«Изготовление тряпичной куклы»

1. Скатать из белой ткани плотный валик и зашить его. Ткань надо взять размером с мужской носовой платок.

2. Отделить голову от туловища, обмотав верхнюю часть тряпичного валика ниткой.

3. Сделать из двух тряпичных комочков грудь кукле и пришить ее.

4. Выполнить рукава рубахи.

5. Сшить сарафан (рубаху и поневу, кофту и юбку).

6. Пришить к валику рукава.

7. Пришить к валику рубаху, сарафан и другие части одежды.

8. Выполнить головной убор.

9. Из ниток сплести косу и пришить ее или прикрепить головной убор.

10. Дополнить костюм куклы украшениями.

Вариант 2

Коллаж «Наряд Василисы Прекрасной»

1. Нарисовать женскую фигуру.

2. Выполнить рукав. Длину определить по эскизу. Вырезать два прямоугольника, верхний и нижний края собрать. Подвернуть края с боков рукава и смазать их клеем.

3. Приклеить рукава.

4. Аналогично выполнить грудь рубахи.

5. Вырезать прямоугольник для юбки. Длину определить по эскизу. Собрать верхний край мелкими складками и приклеить на рисунок.

6. Снизу украсить юбку пышной оборкой.

7. Поверх рубахи наклеить лямки или душегрею.

8. Прорисовать лицо и ладони.

9. Из ниток сплести косу и приклеить ее.

10. Выполнить головной убор.

11. Приклеить или нарисовать украшения.

12. Вырезать готовую фигуру и наклеить на заранее приготовленный фон.

§ Оформление материала для презентации (внеурочная деятельность)

Тема сообщения:

« Костюм – это просто одежда, или часть культуры народа».

• Основные элементы русского костюма.

• Символичность цветового решения костюма.

• Конструкция и основные типы женских головных уборов.

• Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость.

• Украшение головных уборов.

• Вышивка, как ритуал.

• Традиционные элементы русской вышивки, их семантика.

• Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение, свадьба, смерть.

4. Завершение проекта ( 4 урок)

Защита проекта представителем от каждой группы.

Выставка работ.

Рефлексия

Учащиеся оценивают

качество проекта, достижение целей, доказательность гипотез;

продуктивность работы группы;

качество сотрудничества;

выбирают лучшие творческие работы;

определяют степень удовлетворенности работой.

Учитель оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по руководству проектной деятельности детей.

И. Н. Ястребова, МБОУ СОШ № 15, г. Гуково, Ростовская область

Метки: Искусствоведение