Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тема урока «Образ архитектуры Древней Греции»

Тема урока «Образ архитектуры Древней Греции»

Цель:

урока создание условий для усвоения духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через организацию деятельности в процессе изучения нового материала.

Задачи:

образовательная:

познакомить учащихся с архитектурой Древней Греции, ее ордерной системой;

создавать условия для самореализации личности в процессе приобретения знаний и усвоения культурного опыта человечества.

развивающая:

развивать чувство и понимание художественного стиля, не просто как стиля архитектурного, а как стиля, определяющего все виды искусств данной эпохи;

развивать кругозор, логическое и образное мышление.

воспитательная:

воспитывать художественно-эстетический вкус, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Оборудование:

– компьютер;

– проектор;

– экран;

– презентация учителя;

– раздаточный материал.

Тип урока: овладение новыми знаниями,

Форма: урок–презентация.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Актуализация знаний и введение в тему урока.

На предыдущих уроках мы составляли «портрет греческой цивилизации» Для этого познакомились с взглядами, составляющих суть религиозных и философских представлений древних греков. Однако для того чтобы продолжит работу дальше нам необходимо познакомиться еще с некоторыми культурными достижениями древних греков .

У вас на партах лежит задание №1.

Что там изображено?

Используя знания, полученные на уроках истории и изобразительного искусства, постарайтесь выбирать архитектурные сооружения Древней Греции.

Ответ: 3,4,7

(дети соглашаются или возражают)

Простор слайдов.

III. Целепологание

Как можно сформулировать теме нашего урока?

Хорошо, но мы с вами всегда говорили, что сущность архитектурного стиля это трансляция философских идей, характерных данному обществе в данное время.

Запишите тему урока «Образ архитектуры Древней Греции»

Какую цель вы поставили бы перед собой на данном уроке?

Выявление характерных черт греческой архитектуры

Как мы это можем сделать?

Задачи:

– познакомиться с архитектурными сооружениями Древней Греции;

– определить основные архитектурные элементы;

– найти отражение мироощущения древних греков в их архитектуре.

IV. Изучение нового материала

Итак, нам предстоит сегодня разобраться, почему архитектура Греции была именно такой.

Посмотрите еще раз на отобранные вами архитектурные сооружения и назовите общие черты.

– Так какая же система лежит в основе архитектуры Греции?

Ответ: «стоечно – балочная»

– Покажите любым доступным вам способом принцип этой системы.

– Сравните два сооружения: храм Парфенон и барочная церковь Санта – Мария

– Подберите по два прилагательных для каждого здания.

Черты греческой архитектуры

• Уравновешенность

• Спокойствие

• Соразмерность

– Почему сооружения древних греков вызывают ощущение уравновешенности, покоя? Что могло служить примером для создания храмов?

Прочитайте текст№1

• Как называли греки окружающий мир? (космос)

• Что придает космосу красоту? (уравновешенность)

• Как можно перевести слово «космос»? (порядок)

• Что было главное для греков в окружающем мире? (порядок и уравновешенность).

– Попытайтесь найти в здании составные части Космоса в храме Парфенон.

– Соотнесите изображение людей с изображением храмов, чем они похожи?

Греческий храм всегда стоял на возвышенности, и в изображении человека греки придерживались этого правили, изображение человека нельзя удалить в даль, погрузить в тень.

Человекк создан по определенным пропорциям по законам гармонии и здания гармоничны и пропорциональны.

Человек чувствовал себя прекрасным творением космоса и здания строил по законам космоса.

В отличии от архитектуры Египта греческие храмы, не смотря на свои размеры, не подавляли человека , не прижимали его к земле, а напротив возвышали и показывали его величественным и сильным.

Опишите строение греческого храма. (прямоугольный в плане, окруженный колоннами, двухскатная крыща)

Вывод: ордер – система соотношений между частями здания.

Познакомитесь с главными элементами греческого ордера. (Приложение 1-2)

– Как называется основание храма? Стереобат)

– Как называется несущая опора? Назовите ее элементы. (колонна, база, ствол, капитель)

– Как называется верхняя часть храма? Назовите ее элементы. (антаблемент, архитрав, фриз, карниз)

Познакомьтесь с видами ордеров (приложение 2)

I ряд

Сравните женщину и ионический ордер и найдите общие и отличительные черты?

Какое архитектурное решение подсказывает это сравнение? (кориатиды)

I I ряд

Сравните мужчину и дорический ордер и найдите общие и отличительные черты?

Какое архитектурное решение подсказывает это сравнение? (атланты )

Вывод: сходство тела человека и ствола колонны.

Именно в этом проявилось соразмерность тело человека и колонны.

Прочитайте текст 2

Как пропорции человека были учтены в греческой архитектуре?

Если в высоте человека, по мнению греков, помещается 5 стоп, то в высота колоны равна 5 нижним диаметрам колонны.

Заполните таблицу

Дорическая колонна

Ионическая колонна

Характер и размер колонн

Огромные, массивные

Изящные стройные

Наличие базы

нет

есть

Канелюр

Есть (широкий)

Есть (узкий)

Капитель

Каменная подушка и квадратная плита

Завитки -волюты

Символ

мужественности

женственности

Интерпретация человека

Атлант

Кариатида

Найдите отличия.

Опишите понравившийся вам ордер

Каков же образ греческой архитектуры?

V. Подведение итогов

1. Выписать новые термины в словарь

2. Совершите заочное путешествие в Афинский акрополь и принесите ваши открытия на урок.

И. Н. Ястребова, МБОУ СОШ № 15, г. Гуково, Ростовская область

Метки: Искусствоведение