Тема урока «Образ архитектуры Древней Греции»
Тема урока «Образ архитектуры Древней Греции»
Цель:
урока создание условий для усвоения духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через организацию деятельности в процессе изучения нового материала.
Задачи:
образовательная:
познакомить учащихся с архитектурой Древней Греции, ее ордерной системой;
создавать условия для самореализации личности в процессе приобретения знаний и усвоения культурного опыта человечества.
развивающая:
развивать чувство и понимание художественного стиля, не просто как стиля архитектурного, а как стиля, определяющего все виды искусств данной эпохи;
развивать кругозор, логическое и образное мышление.
воспитательная:
воспитывать художественно-эстетический вкус, потребности в освоении ценностей мировой культуры.
Оборудование:
– компьютер;
– проектор;
– экран;
– презентация учителя;
– раздаточный материал.
Тип урока: овладение новыми знаниями,
Форма: урок–презентация.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Актуализация знаний и введение в тему урока.
На предыдущих уроках мы составляли «портрет греческой цивилизации» Для этого познакомились с взглядами, составляющих суть религиозных и философских представлений древних греков. Однако для того чтобы продолжит работу дальше нам необходимо познакомиться еще с некоторыми культурными достижениями древних греков .
У вас на партах лежит задание №1.
Что там изображено?
Используя знания, полученные на уроках истории и изобразительного искусства, постарайтесь выбирать архитектурные сооружения Древней Греции.
Ответ: 3,4,7
(дети соглашаются или возражают)
Простор слайдов.
III. Целепологание
Как можно сформулировать теме нашего урока?
Хорошо, но мы с вами всегда говорили, что сущность архитектурного стиля это трансляция философских идей, характерных данному обществе в данное время.
Запишите тему урока «Образ архитектуры Древней Греции»
Какую цель вы поставили бы перед собой на данном уроке?
Выявление характерных черт греческой архитектуры
Как мы это можем сделать?
Задачи:
– познакомиться с архитектурными сооружениями Древней Греции;
– определить основные архитектурные элементы;
– найти отражение мироощущения древних греков в их архитектуре.
IV. Изучение нового материала
Итак, нам предстоит сегодня разобраться, почему архитектура Греции была именно такой.
Посмотрите еще раз на отобранные вами архитектурные сооружения и назовите общие черты.
– Так какая же система лежит в основе архитектуры Греции?
Ответ: «стоечно – балочная»
– Покажите любым доступным вам способом принцип этой системы.
– Сравните два сооружения: храм Парфенон и барочная церковь Санта – Мария
– Подберите по два прилагательных для каждого здания.
Черты греческой архитектуры
• Уравновешенность
• Спокойствие
• Соразмерность
– Почему сооружения древних греков вызывают ощущение уравновешенности, покоя? Что могло служить примером для создания храмов?
Прочитайте текст№1
• Как называли греки окружающий мир? (космос)
• Что придает космосу красоту? (уравновешенность)
• Как можно перевести слово «космос»? (порядок)
• Что было главное для греков в окружающем мире? (порядок и уравновешенность).
– Попытайтесь найти в здании составные части Космоса в храме Парфенон.
– Соотнесите изображение людей с изображением храмов, чем они похожи?
Греческий храм всегда стоял на возвышенности, и в изображении человека греки придерживались этого правили, изображение человека нельзя удалить в даль, погрузить в тень.
Человекк создан по определенным пропорциям по законам гармонии и здания гармоничны и пропорциональны.
Человек чувствовал себя прекрасным творением космоса и здания строил по законам космоса.
В отличии от архитектуры Египта греческие храмы, не смотря на свои размеры, не подавляли человека , не прижимали его к земле, а напротив возвышали и показывали его величественным и сильным.
Опишите строение греческого храма. (прямоугольный в плане, окруженный колоннами, двухскатная крыща)
Вывод: ордер – система соотношений между частями здания.
Познакомитесь с главными элементами греческого ордера. (Приложение 1-2)
– Как называется основание храма? Стереобат)
– Как называется несущая опора? Назовите ее элементы. (колонна, база, ствол, капитель)
– Как называется верхняя часть храма? Назовите ее элементы. (антаблемент, архитрав, фриз, карниз)
Познакомьтесь с видами ордеров (приложение 2)
I ряд
Сравните женщину и ионический ордер и найдите общие и отличительные черты?
Какое архитектурное решение подсказывает это сравнение? (кориатиды)
I I ряд
Сравните мужчину и дорический ордер и найдите общие и отличительные черты?
Какое архитектурное решение подсказывает это сравнение? (атланты )
Вывод: сходство тела человека и ствола колонны.
Именно в этом проявилось соразмерность тело человека и колонны.
Прочитайте текст 2
Как пропорции человека были учтены в греческой архитектуре?
Если в высоте человека, по мнению греков, помещается 5 стоп, то в высота колоны равна 5 нижним диаметрам колонны.
Заполните таблицу
Дорическая колонна | Ионическая колонна | |
Характер и размер колонн | Огромные, массивные | Изящные стройные |
Наличие базы | нет | есть |
Канелюр | Есть (широкий) | Есть (узкий) |
Капитель | Каменная подушка и квадратная плита | Завитки -волюты |
Символ | мужественности | женственности |
Интерпретация человека | Атлант | Кариатида |
Найдите отличия.
Опишите понравившийся вам ордер
Каков же образ греческой архитектуры?
V. Подведение итогов
1. Выписать новые термины в словарь
2. Совершите заочное путешествие в Афинский акрополь и принесите ваши открытия на урок.
И. Н. Ястребова, МБОУ СОШ № 15, г. Гуково, Ростовская область
Метки: Искусствоведение