Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»

Тема урока: «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»

Цель урока: раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзажная живопись»

Задачи: Проанализировать полотна И. И. Шишкина и К. Хокусая, выделить своеобразие творчества каждого из них. Развитие способностей к анализу выразительных средств пейзажной живописи и композиционного построения картины.

Материально-техническое обеспечение урока: проектор, ПК.

Наглядность: портреты И. И. Шишкина, К. Хокусай, И. Штрауса и рисунок музыкального инструмента Цитры.

Музыка: И. Штраус «Сказки Венского леса», П. Чайковский «Благословляю вас, леса»

Учитель:

Алексей Константинович Толстой

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в свои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное отношение человека к миру окружающей природы.

Большая часть людей любит путешествовать, открывать для себя все новые и новые горизонты. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие в удивительный мир природы, в котором нашими опытными проводниками и экскурсоводами станут замечательные художники, поэты и композиторы.

Итак, мы отправляемся в лес! Скольких художников он вдохновил на создание прекрасных произведений искусства.

Мы познакомимся с творчеством русского художника И. И. Шишкина. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.

Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Самая местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собою общее настроение, сообщала им характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.

Русского художника Шишкина по праву называют певцом русского леса. Во всей мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно и величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека.

Главная и любимая тема творчества Шишкина – поэтическое изображение леса, деревьев группами или поодиночке, в разные времена года.

Войдем вместе с художником в зеленое царство сказочного русского леса, прислушаемся к его таинственной тишине, вдохнем аромат хвои, пристальнее вглядимся и попробуем различить отдельные породы деревьев и цветов…

Листопад

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой. . .

А теперь рассмотрим картины Шишкина Ивана Ивановича:

1. «Утро в сосновом бору. Медведи»

2. «Дубовая роща»

3. «Дубы в старом Петергофе»

4. «Золотая роща»

5. «Корабельная роща»

6. «Лес вечером»

7. «Лесное кладбище»

8. «Папоротники в лесу»

9. «Сосновый бор»

10. «Лесные дали»

Остановимся на этой картине («Лесные дали»).

– посмотрите внимательно и скажите, как бы вы ее назвали?

– какова главная мысль картины?

– расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление?

– художник не изобразил солнца, но оно светит. Почему можно сделать такой вывод?

– нравится Вам картина или нет?

Эта картина называется «Лесные дали». Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, показанных художником как бы с высоты птичьего полета. Справа, слегка наклоняясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. В Высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. Кажется, всю любовь к Отчизне выразил художник.

Несомненно, почти все поэты писали стихи о природе. Поэтический образ леса запечатлен в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, и И. Бунина. Домашним заданием к уроку было прочитать стихотворения этих поэтов о лесе. Сейчас мы послушаем эти прекрасные стихи.

ОПРОС Д/З.

Не только художники и поэты воспевали красоту леса, композиторы также не остались в стороне.

– Кто может назвать музыкальные сочинения о лесе?

– Р. Шуман «Лесные сцены», А. Бородин «Песня темного леса», Ф. Лист «Шум леса». А мы сейчас послушаем отрывок из произведения И. Штрауса «Сказки венского леса» .

СЛУШАНИЕ вальса Штрауса «Сказки Венского леса»

Вальс «Сказки венского леса» написан в 1868 году Иоганом Штраусом-сыном. Среди концертно-бытовых произведений Иоганна Штрауса около трети занимают вальсы. В разработке этого жанра композитор многое взял от своих предшественников. Более того он вдохнул новое содержание в вальс, опоэтизировал его. «Сказки венского леса» являются одним из лучших произведений композитора. Это один из самых длинных вальсов и один из шести вальсов Штрауса, где звучит цитра. Цитра – струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Цитра это сестра гитары, в музыке вальса отчётливо заметны фольклорные мотивы.

Региональный компонент: Самый грязный город планеты.

Карабаш – город в Челябинской области с населением 15 000 человек. Карабаш возник в 1822 году.

В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и выплавки меди, город стал зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Изначально на комбинате, по переработке меди, не было очистных сооружений – во времена СССР об экологии никто не думал. За 100 лет комбинат успел выжечь и засыпать шлаком огромную территорию вокруг себя. За год работы комбинат выкидывает в атмосферу более 180 тонн газов, которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию. Гора, находящаяся на границе города, полностью потеряла лесной покров. Ее называют лысая гора. На Лысой горе нарисована надпись «Спаси и сохрани». Над надписью стоит железный крест из кусков швеллера.

В последние годы осуществляется масштабная реконструкция медеплавильного завода,

идёт строительство очистных сооружений. Экологическая ситуация в городе улучшилась,

например, можно увидеть новые деревья растущие на склоне горы. Но в целом, нормальным положение дел назвать нельзя. Обратите внимание на плеши в лесных массивах. Березы выдержали кислотные дожди, но вся растительность под ними погибла.

Выглядит ужасно.

Теперь мы отправимся в Японию, в страну, в которой 75% территории составляют горы. Острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озера, горячие ключи и густые леса создают живописный и поэтичный японский пейзаж, воспетый во многих произведениях искусства. Живя среди богатой и разнообразной природы, любуясь с детства вулканами, бирюзовым морем с множеством небольших зеленых островков, человек научился улавливать красоту изменчивой природы.

Особенно любили японские поэты и художники изображать священную гору Фудзи. Кацусика Хокусай – великий японский художник. Вершиной его творчества стала серия картин «36 видов Фудзи». На протяжении 10 лет он работал над этим циклом картин, рассказывая не только о Фудзи, но и о природе и людях своей страны. Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году, когда ему было около 70 лет. Он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними. Создавая эту серию, он словно приглашал зрителей путешествовать по тем местам, откуда лучше всего видна священная гора, представляя возможность полюбоваться ее привычным обликом в различные времена года, время суток, при различных состояниях природы.

Мы можем увидеть Фудзи в ясную, солнечную погоду в окружении облаков или сквозь сосновую рощу, закутанную в дымку утреннего тумана или затянутую грозовыми тучами. Три картины-шедевра вошли в золотой фонд не только японского, но и мирового искусства. Мы рассмотрим две из них:

1. «Красная Фудзи» – изображенная на переднем плане, она величаво и торжественно предстает перед зрителем. Композиция картины удивительно проста. Художник сместил Фудзи к правой части, в то время как ее конус занимает большую часть пространства картины. Такое расположение создает иллюзию близости к зрителю. На наших глазах гора словно начинает расти, поднимается ввысь и достигает огромных размеров.

Коричнево-красный тон горы все более сгущается к вершине, а белый цвет нерастаявшего снега рельефно выделяется на этом фоне. Коричневый тон у подножия горы переходит в оранжевый, а затем в желтый, и наконец, в зеленый. Такая цветовая гамма создает радостное, праздничное ощущение от этого монументального явления природы.

2. Фудзи у Канагава. Волна» – художнику удалось запечатлеть величественное мгновение, красоту вечного движения в природе. У подножия Фудзи разбушевалась морская стихия. Огромная волна, поднявшаяся стеной, угрожающе нависла над двумя маленькими рыбацкими суденышками. Волны поднимаются и исчезают в бесконечном пространстве…. Неподвижная, строгая, белоснежная вершина Фудзи противопоставлена этому непрекращающемуся движению воды. Да, действительно, в мире существует нечто незыблемое, прочное, над чем не властно время, что будет стоять вечно.

Лик природы изменчив и неповторим. Смена времен года, различные ее состояния запечатлены в поэзии, живописи, музыке.

Подведение итогов:

Д/З – познакомиться с каким либо произведением и поделиться впечатлениями об особенностях художественного воплощения этой темы.

З. А. Натфуллина, МОУ Уральская СОШ, п. Урал, Кизильский район, Челябинская область

Метки: Искусствоведение