Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Активизация творческой деятельности на уроках мировой художественной культуры

Активизация творческой деятельности на уроках мировой художественной культуры

Система образования в нашей стране за последнее время пережила большие изменения. И, сейчас, очень важной составляющей частью образования являются предметы гуманитарного цикла, в том числе дисциплин, содержание которых связано с искусством – музыка, литература, мировая художественная культура. «Осваивая мир художественных образов, ребёнок способен научиться воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни. Он приобретает возможность ценить добро и красоту в их неразрывном единстве, творить по законам красоты»[1]. Содержание предмета мировая художественная культура является синтезом нескольких дисциплин, таких как литература, история, философия и т. д. И детям, конечно же, очень сложно всего за один час в неделю усвоить довольно большой объём информации. Одна из трудностей, с которой столкнулась я, да и скорее всего многие другие учителя мировой художественной культуры, – это стереотипы, связанные с представлениями о «правильно» построенном уроке. Урок мировой художественной культуры не укладывается в рамки традиционного комбинированного урока. Специфика целей и содержания предполагает совершенствование традиционных и разработку инновационных форм организации деятельности на занятиях. Таким образом в центре внимания оказывается не изложение нового материала, а совместный творческий поиск учеников и учителя. Уроки мировой художественной культуры предполагают не только изучение культур от древних времен до наших дней. Это конечно же, и творчество учителя, и творчество самих учащихся. Умение не только видеть, но и говорить об искусстве – задача довольно сложная. Ведь нужно не просто описать, что изображено на картине или определить настроение музыкального произведения, а необходимо уметь применять так называемый метод «вхождение в картину», а для этого нужно почувствовать произведение искусства, проникнуть в его суть. Приведу пример подобного слияния. Мои ученики шестиклассники получили необычное творческое задание при изучении темы культура Древнего Египта. Представьте, что вы археологи 18, 19, 20 или 21 века отправились в археологическую экспедицию в Египет. Во время раскопок (изучение материала) дети должны были вести дневник археолога или руководителя экспедиции. По окончанию исследовательской работы, на заключительных уроках по данной теме ребята зачитывали цитаты из своего дневника, задавали друг другу вопросы, объясняли интересные моменты. Причём дневники оформлялись в стиле того времени, которое ученик выбрал сам.

Уроки творчества заинтересовали не только моих шестиклассников, но и старшеклассников – учеников десятых классов. Во время общения с ними я выяснена, что практически у каждого из них есть младшие братья или сёстры и предложила ребятам создать свои подарочные энциклопедии по искусству для малышей (на бумажном или электронном носителе). Энциклопедию, в которой не будет сухих цифр, имён, названий. Это должна была быть книга, полная сюрпризов, загадок и лабиринтов. Книгу, которую они смогут подарить своим младшим братьям и сёстрам. Результат превзошёл все ожидания. Каждый выбрал ту тему, которая была ему наиболее близка, начиная от культуры Древнего мира и заканчивая современным искусством. Каждая энциклопедия представляла собой маленький шедевр. И лучшей наградой для ребят были не столько оценки, которые они получили (конечно же «5»), а та радость, с которой малыши читали, а некоторые пока еще только рассматривали эти замечательные и, главное, поучительные подарки. Я восхищаюсь моими талантливыми детьми, умеющими не только фантазировать и мечтать, но и находить, изучать и систематизировать очень интересный, но такой сложный учебный материал.

Г. В. Рещикова, МОУ гимназия № 1, Люберецкий район, Московская область



[1] Методы представления мировой художественной культуры в девятом классе; Пособие для учителя Л. М. Предтеченская; НИИ, 1986 год

Метки: Искусствоведение