Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Импрессионизм в музыке и живописи. Урок музыки в 5 классе

Импрессионизм в музыке и живописи. Урок музыки в 5 классе

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Цель: Познакомить с направлением в искусстве– импрессионизмом.

Задачи: Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано

Музыкальный материал: Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», фрагмент симфонической сюиты «Море»– «Диалог ветра с морем » , пьеса из цикла «Эстампы» – «Сады под дождем»

Ход урока:

I. Знакомство с направлением в искусстве– импрессионизмом.

УЧИТЕЛЬ

Сегодня мы познакомимся с направлением, которое возникло во второй половине XIX века в европейском искусстве. А называется это направление– «импрессионизм» от французского слова Impression– что значит впечатление. Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка художников импрессионистов. Клод Моне– французский художник, пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, озаглавил одну из них необычно: «Впечатление. Восходящее солнце». СЛАЙД 2. Известный в то время критик Леруа зло высмеял художников, назвав их «впечатленщиками». А художники в свою очередь признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры. Движение импрессионистов создавали СЛАЙД 3 Эдуард Мане; СЛАЙД 4 Камиль Писсаро; СЛАЙД 5 Эдгар Дега; СЛАЙД 6 Огюст Ренуар.

Посмотрите внимательно, что характерно для всех авторов. Что необычно? Каково ваше впечатление? СЛАЙДЫ 7, 8, 9, 10, 11, 12

УЧЕНИКИ

Все картины объединяет невероятное ощущение света и цвета. Каждый художник запечатлел на полотне «красоту мига».

УЧИТЕЛЬ

Совершенно верно. Художники, работая на открытом воздухе старались отразить в своих картинах мимолетные впечатления от реально– существующего мира, добиваясь ощущения растворенности предметов в сверкающем солнечном свете, вибрации воздуха, в радужном сиянье водяных струй, в прозрачности голубого неба. Все это порождало светлую, трепетную живопись.

Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты– красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. СЛАЙД 13 Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Его звукопись была близка манере письма Моне, Писсаро и других художников, его современников. Дебюсси так же как и художники– импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

II. Художественно– эмоциональное восприятие прелюдии «Лунный свет» К. Дебюсси.

УЧИТЕЛЬ

Сейчас мы послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет» СЛАЙДЫ 14, 15

По окончании слушания ответим на вопросы:

Какое настроение создает эта музыка?( ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Изменяется ли оно в произведении?( ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

III. Художественно– эмоциональное восприятие фрагмента из симфонической сюиты «Море» – «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси.

УЧИТЕЛЬ

Сейчас мы послушаем еще одно произведение Клода Дебюсси. Это фрагмент из симфонической сюиты «Море» – «Диалог ветра с морем» (Слушание фрагмента) СЛАЙДЫ 16, 17

Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Каково ваше впечатление от прослушанной музыки? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

IV. ИТОГ УРОКА

Художники– импрессионисты используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе– художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторное слушание прелюдии «Лунный свет», слушание пьесы «Сады под дождем» из цикла «Эстампы».

Нарисовать иллюстрации созвучные музыкальным пейзажам прослушанных музыкальных произведений Клода Дебюсси.

А. В. Морохай, ФГКОУ СОШ №162, Хабаровск-47

Метки: Искусствоведение