Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Конспект урока по теме: «М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков»

Конспект урока по теме: «М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков»

Конспект урока по теме: «М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков» Цель урока: показать социальную направленность сатиры Сал­тыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенство­вать навыки анализа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, пояснения учите­ля, чтение по ролям.

Оборудование урока: иллюстрации учеников к сказке «Дикий помещик».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника (№№6-8стр. 271).

2. Художественный пересказ эпизодов сказки.

3. Повторение терминов: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.

II. Слово учителя

Сказка «Дикий помещик» отражает сложнейшие пореформен­ные процессы. Эти процессы показаны как повседневные прояв­ления жизни.

В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за по­рубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоедини­ли эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестья­не не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.

III. Беседа по вопросам

-Какую характеристику дает автор помещику в начале сказки?

(«. . . был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». )

Комментарии учителя:

Чтение газеты «Весть» дается в одном ряду с характеристикой глупого и сытого помещика. Эта консервативная газета стала для героя руководством в жизни. «Весть», как и «Московские ведомо­сти» М. Н. Каткова, упоминавшиеся в «Повести. . . », призывала по­мещиков не делать уступок крестьянам, стараться и в порефор­менное время сохранить свои привилегии.

– Что является завязкой действия?

(Завязка действия сказки – исполнение желания «глупого по­мещика» и страдающих от его произвола крестьян. )

– Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?

(Помещик уверен, что Бог должен потакать его прихотям: уб­рать из его поместья крестьян, чтобы не мешали нежиться. Мужи­ки обращаются к Богу как единственному спасителю от гибели: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»).

– Почему мужики исчезли из владений глупого помещика?

– Как реагируют гости помещика на отсутствие крестьян и на жизнь помещика без мужиков?

– К каким последствиям привело решение помещика в масш­табе губернии?

– Кто и почему называет помещика дураком?

– Каков основной сатирический прием в изображении поме­щика?

(Гротеск. )

-Как обыгрывается в сказке вопрос: «Знаете ли вы, чем это пахнет?»

-Почему мужики пролетали над городом «роем», а не «стаей»?

(Понятие «рой» относится к пчелиным семьям. Во-первых, пчела – символ трудолюбия, во-вторых, рой – понятие, обознача­ющее скопище существ, живущих бессмысленной жизнью, еди­ную массу, каждая составляющая которой живет только роевой жизнью, сама по себе практически не имеет ценности. Уточним понятие «рой» по словарю. )

-Что сближает сказку «Дикий помещик» с повестью о мужике

и генералах и в чем вы видите разницу?

(Сближает то, что в обоих произведениях мужик, крестьянин изображен как кормилец и создатель всех жизненных ценностей. Однако в «Повести. . . » генералы разыскивают мужика, принужда­ют его работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: «русский помещик», князь Урус-Кучум-Килъдибаев, изгоняет кре­стьян из имения. )

-Что за прием использует автор, когда говорит о «русском

помещике» Урус-Кучум-Кильдибаеве?

(Приём иносказания. Эта тюркская фамилия возникла не слу­чайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль «сократить» население, унич­тожить крестьянина-кормильца. )

– Рассмотрите этапы выявления глупости помещика.

(Вначале помещик решил предаться развлечениям, завести у

себя театр и пригласил не кого-нибудь, а известнейшего актёра того времени Садовского с «актёрками». Но вид помещичьего дома и самого помещика отпугнули Садовского.

Следующая попытка помещика развлечься – пригласить сосе­дей-генералов в госта и сыграть в карты. Эти генералы напомина­ют героев «Повести. . . »: «Генералы были хоть и настоящие, но го­лодные, а потому очень скоро приехали». Они не могли надивиться свежему воздуху и отсутствию надоевшего мужика, но этой радости пришёл конец, как только генералы проголодались. Рассерженные генералы, назвав помещика глупым, «разбрелись по домам».

Теперь у помещика были все основания призадуматься над пра­вильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.

Он решил погадать на картах, но гаданье показало, что посту­пил он правильно, что «надо не взирать». «Уж если, – говорит, – сама фортуна указывает, стало быть, надо оставаться твёрдым до конца»).

IV. Чтение по ролям

(Ученики читают диалог между помещиком и капитаном-ис­правником. )

V. Продолжейие беседы :

– Чем отличаются мечты помещика от действительности?

(То, что не удается помещику наяву, переходите его сны. Ему

снится, что губернатор весьма доволен его непреклонностью, боль­ше того, что за эту непреклонность его сделали министром и «ходит он в лентах, и пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!» Ему даже снится райское житье с Евой на берегах Евфрата и Тигра.

Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет при­вычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государствен­ная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчез­ли, что стране грозит голод.

Итак, помещик, который в своих снах уже видел себя мини­стром за свою «твердость», теперь попадает в категорию врагов государства. Не случайно же исправник ему на прощание сказал: «А знаете ли, чем это пахнет?» И уже чудится помещику ссылка, но вдруг осеняет его здравая мысль, что, может, там и находится его «милый мужик».

– Тут бы и одуматься помещику, а он?

(По совету газеты «Весть» князь «не расслабляется и гнет пре­жнюю линию»: «Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев от принци­пов отступил!») -

Комментарий учителя:

Именно нежелание поступиться принципами во вред себе, во вред государству определяется сатириком как «дикость», дикость политическая, гражданская, интеллектуальная. Неприятие новых форм жизни, обусловленных временем, – одна из сторон суще­ства помещика, которая позволила сатирику назвать Урус-Кучум-Кильдибаева «диким помещиком». Физическое одичание показа­но параллельно с одичанием нравственным.

– Как физическое одичание характеризуется автором?

(Дикий помещик «сделался силен ужасно, до того силен, что

даже счёл себя вправе войти в дружеские сношения с . . . медве­дем». Помещик стал по-настоящему «диким», сильным, неуправ­ляемым, опасным. Здесь уже было о чем призадуматься властям, которые «покровительствовали помещикам»).

-Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации?

(«Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отро­ившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд. И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев та­кую груду денег, только всплеснул руками от удивления. . . »

Абсурдность ситуации в том, что решено было ни в чём не по­винного мужика, как преступника, «изловить и водворить», а дико­му помещику, несмотря на то что он «всей смуте зачинщик», «наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил». )

– Что стало с помещиком?

(Он остался диким; без крепостного Сеньки помещик ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками. )

-Какое определение больше подходит сказке «Дикий поме­щик»: «юмористическая» или «сатирическая»? Найдите в словаре определения юмора и сатиры.

-В чем смысл названия сказки?

Комментарий учителя:

Эпитет «дикий» метафорически изображает невежество, гру­бость, отсталость, нравственную неполноценность. В названии сказки Салтыкова-Щедрина эта метафора реализуется, то есть приобретает прямой смысл: помещик действительно одичал, стал подобен дикому зверю.

-В чем вы видите актуальность сказки Салтыкова-Щедрина?

VI. Итог урока

Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энцикло­педию русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется ими терпит унижения. Писатель высту­пает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.

Писательский дар Салтыкова-Щедрина высоко ценил Л. Н. Тол­стой. В письме сатирику Толстой говорил: «У вас есть все, что нуж­но, – сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, остав­шаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит веселый смех, и по содержанию – любовь и потому знание истинных интересов жизни народа».

Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произ­ведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный . патриотизм, который предполагает критическое отношение к не­достаткам общества.

Домашнее задание

1. Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого, используя лексику и события сказки.

2. Составить сценарий диафильма по сказке «Дикий помещик». Написать сатирическую сказку «в духе Щедрина».

А. В. Лобова (Рогачева), ГБОУ СОШ №425, г. Москва

Метки: Литература