Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир")"

Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир")"

Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир")"

Вечер Анны Павловны был пущен.

Веретена с разных сторон равномерно и не

умолкая шумели.

Л. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов

Цель: Определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

  1. Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.
  2. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.
  3. Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.
  4. Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует своего героя.
  5. Уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок».
  6. Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой выражает свое отрицательное отношение к героям.

Ход урока.

1. Элементы сюжета. Завязка романа.

– Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с романом-эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир» и побываем в самом знаменитом петербургском салоне 1805 года, где собиралось великосветское общество, – салоне Анны Павловны Шерер.

Наша ЦЕЛЬ: определить отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи:

  1. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах;
  2. Определить значение французской и русской речи в романе;

3. Поговорим о посетителях салона и постараемся уяснить суть метода «срывания всех и всяческих масок», который Л. Н. Толстой применяет в своем романе-эпопее;

4. Выясним, с помощью каких художественных приемов Л. Н. Толстой выражает свое отношение к героям.

– Но сначала давайте вспомним, почему это произведение относится к такому эпическому жанру, как роман-эпопея. Какие жанры эпоса вы знаете? Чем они отличаются?

– Как обычно строится произведение? Какие элементы сюжета обязательно есть в художественном произведении?

– С какого эпизода начинается роман-эпопея «Война и мир»? (С описания салона А. П. Шерер).

– К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?

– Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» – приезд Паратова)

– Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?

Запись в тетради:

На вечере у А. П. Шерер, завязываются все нити романа. Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

– Что представляет собой салон?

– Кому принадлежит салон, с описания которого начинается роман-эпопея «Война и мир»? Напомните, пожалуйста, кто такая – Анна Павловна Шерер?

(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).

– Кто такая фрейлина?

– Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?

– Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.

Итак, салон уж начался!

2. Анализ эпизода.

Анна Павловна Шерер.

– Напомните мне, кто является хозяйкой салона?

– Откуда гости узнали о вечере? Как ведет себя Анна Павловна на своем званом вечере?

– В чем заключается смысл её жизни? Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой.

Василий Курагин.

– Кто был первым гостем?

– Кто же такой В. Курагин, какой пост он занимает? ()

– Как он одет?

– Каким тоном говорит Василий Курагин с Анной Павловной? Какова его речь?

– Как встречает его Анна Павловна? Почему она в самом начале их разговора упоминает о том, что Генуя и Лукка – поместья фамилии Бонапарте?

– Кого Анна Павловна называет Антихристом? Почему?

– Почему именно сейчас, в июле 1805 года, речь зашла о войне с Наполеоном?

– Какую роль отводит Анна Павловна России в этой войне?

– Как она относится к императору?

– Чего больше всего боятся великосветские вельможи? (революции)

– Кто такой Новосильцев? Какова его заслуга?

– Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина? (Определить Ипполита первым секретарем в Вену)

– Когда Василий заговорил об истинных намерениях? (После того, как А. П. закончила свою пламенную речь об императоре и начала рассказывать о приглашенных на вечер. )

– О чем это говорит? (О том, что князя Василия абсолютно не интересует судьба России и тем более гости Анны Павловны. Его интересует только судьба его детей, т. к. от этого зависит и его материальное положение).

– Как отзывается отец о своих детях?

– На ком предлагает Анна Павловна женить Анатоля?

– Как отреагировал Василий Курагин на ее предложение?

– Как Анна Павловна хочет провернуть это дельце? (Поговорить об этом с Лизой Болконской)

– Василий Курагин и Анна Павловна за спиной решают судьбы людей, забывая о чести и достоинстве.

Василий Курагин в погоне за выгодой готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте. )

Гости: Элен, Лиза, Ипполит, Мортемар (эмигрант из Франции из-за революции), аббат Морио (итальянец).

– Какой обряд должны были совершать все гости салона? (приветствования тетушки). Зачем? Так было принято: жить не своим умом, а на старших глядя.

Лиза.

– Описание Лизы.

Пьер.

– Описание Пьера.

– Как приняла его Анна Павловна?

– Чем отличался Пьер от остальных гостей салона?

– Как Пьер ведет себя в салоне?

– Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).

– Как ведет себя во время вечера Анна Павловна?

Элен.

– Описание Элен.

Андрей Болконский.

– Описание князя Андрея.

– Почему ему было скучно в этом обществе?

– Как общество относится к князю? (Он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Но они для него чужие. )

Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?

– Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?

– У кого живет Пьер в Петербурге? Почему? Зачем князю Василию нужен Пьер? (Чтобы умирающий отец Пьера граф Кирилл Владимирович Безухов оставил Курагину часть наследства в честь заботы о внебрачном сыне).

Анна Михайловна Друбецкая.

– Кто такая А. М. Друбецкая? Женщина из знатного дворянского, но разорившегося рода. Под началом её отца когда-то делал при дворе первые шаги князь Василий Курагин.

– Зачем на этот вечер приехала А. М. Друбецкая?

– Как она себя ведет? (Сидит рядом с никому неизвестной тетушкой и выжидает удобного случая, чтобы поговорить с Василием Курагиным о переводе её сына Бориса в гвардию, а затем – в адъютанты к Кутузову. )

– Кто в салоне защищает Наполеона, высказывая собственное мнение?

– С кем он спорит?

– Кто на него нападает? (Мортемар, Анна Павловна, Лиза, Ипполит)

– Когда все набросились на Пьера, кто выручил его?

– Как уходит Пьер?

3. Значение французской речи в романе.

– С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.

Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык. )

4. Авторское отношение к нормам жизни светского общества

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

5. Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:

1. Приём сопоставления.

2. Прием противопоставления.

2. «Срывание всех и всяческих масок».

Домашнее задание:

  1. Прочитать 7-17 главы.
  2. Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой».

Н. А. Карпенко, ГБОУ СОШ №1970, Москва

Метки: Литература