Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом

Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом

На уроке литературы формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся начинается с формирования очень важного метапредметного умения – работы с текстом. Чтобы научить детей работать с текстом, необходимо сформировать специальные читательские умения (умение отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства, аналогичные изученным; умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного художественного образа; умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевой задачи; умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа – персонажа, создание пейзажа; умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста; умение раскрыть основную мысль текста). Эти умения, формирование которых начинается ещё в начальной школе, будут необходимы для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Безусловно, одним из важных аспектов обучения работе с текстом является воспитание интереса у школьников. Значит, необходимо сделать чтение и изучение художественных произведений интересным, увлекательным занятием, пробуждающим эмоциональный отклик, сочувствие, сопереживание. Для решения этой педагогической задачи есть смысл использовать склонность детей к игре.

В своей работе на вооружение я взяла идею А. С. Макаренко о том, что «в детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело».

Игровые формы учебных занятий, выполняя познавательную, развивающую, обучающую и социальную функции, позволяют повысить личную активность школьников, проявить их творческие способности в работе с текстом, самостоятельность. Так, например, можно превратить обычные уроки работы с текстом в шестом классе в увлекательную игру.

Урок – представление по мифам Древней Греции мы с ребятами задумали провести сообща. Предстояла огромная работа с текстами мифов (вспомним, что школьная программа предусматривает лишь изучение трёх подвигов Геракла»). Задуманный урок состоял из двух частей: представление «Современный Олимп-2012» и КВН по мифам Древней Греции, причём, каждая из этих частей требовала по-своему трудоёмкой и интересной работы с текстом.

Готовя первую часть занятия, ребята перечитали всего Куна – и не просто перечитали, а отрежиссировали нужные моменты, переделав их на современный манер. По мнению М. А. Рыбниковой, очень важно при работе с текстом обучать учащихся созданию собственного высказывания, т. е. воспитывать «маленького писателя». Составляя сценарий, ребята, по сути дела, и являлись «маленькими писателями». В данной работе пригодились следующие метапредметные умения:

– отбирать и использовать для воплощения собственного речевого

замысла языковые средства, аналогичные изученным;

– выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из

речевой задачи;

– умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания

художественного словесного образа.

Кропотливая работа с текстами мифов удалась: боги Олимпа заговорили современным языком, не утратив исторического колорита.

Подготовка второй части урока оказалась не менее сложной. Вопросы, предлагаемые командам для разминки и для других конкурсов (сами вопросы, т. е. их формулировки, были ребятам неизвестны), рассчитаны на самостоятельное изучение текстов мифов учащимися. Домашнее задание командам – сочинение авторского мифа, по аналогии с уже известными. Это ещё один из видов работы с текстом (воспитание «маленького писателя»).

К. Д. Ушинский, основоположник методики классной работы с текстом, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой. С помощью акцентного вычитывания, т. е. извлечения из текста определенных моментов для решения тех или иных читательских задач, ребята самостоятельно работали с текстами мифов. При таком способе работы учитель заранее «назначает» задачу вычитывания, но никогда не знает ее исчерпывающего решения, которое станет наглядным лишь на занятии.

Таким образом, урок – игра способствует развитию умений учащихся работы с текстом. Игровые уроки стимулируют ребят на самостоятельную работу с текстом, изучение дополнительной литературы, так как это в дальнейшем прогнозирует ситуацию успеха на занятии.

Использованные источники:

1. Анализ художественного текста: СБ. статей / Под ред. Н. М. Шанского. – М. : Педагогика, 1979. Вып. 1

2. Львова С. И. Уроки словесности. М, 1996

Н. И. Кирилина, МБОУ СОШ 59, Алтайский край

Метки: Литература