Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: И. А. Крылов. Аллегорическое отражение войны 1812 года в баснях

Тема урока: И. А. Крылов. Аллегорическое отражение войны 1812 года в баснях

Тип урока: Изучение нового материала

Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.

Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова

Межпредметные сзвязи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,

мировая художественная культура, история

Цели урока:

-раскрыть аллегорический смысл басен в изображении участников войны 1812 года

– продолжить обучение элементам анализа эпического текста, умению сравнивать, обобщать;

– формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинных героев.

Формируемые универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Изучение басни в

контексте

мировой литературы

1. Смысловое чтение

1. Умение формулировать собственное мнение и позицию

2. Воспитание у

учащихся чувства

уважения к

культурному наследию

2. Умение передавать содержание текста

2. Планирование

(составление плана и

последовательности

действий),

3. Оценивание содержания басни и поступков героев на основе сформированных личностных ценностей.

3. Структурирование знаний,

выделение информации;

построение логической цепи

ответа,умение составлять

план высказывания

3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

4. Анализ текста на основе сравнения

4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы

Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

умение определять способы действий в рамках предложенных условий

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

строить логичное рассуждение и делать выводы;

владение устной и письменной речью, монологической речью;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной

речевой ситуацией для выражения своих мыслей;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий:

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;

формирование нравственных чувстви нравственного поведения, осознанного

и ответственного отношения ксобственным поступкам;

формирование готовности испособности к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию;

У: Здравствуйте, присаживайтесь

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова

М. Исаковский

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1. Слушают

1. Читает эпиграф

2. Отвечают:

– Потому что они употребляются уже независимо от басен Крылова в разных жизненных ситуациях

-О басне

2. Беседа по эпиграфу

– Ребя та, согласны ли вы со словами русского, советского поэта М. Исаковского?

– почему крыловские слова названы крылатыми?

– Так о каком жанре мы сегодня продолжим разговор? (5 мин)

3. – Жанр, род, басня, мораль, аллегория, олицетворение

3. Мотивация

– Чтобы разговор получился грамотным и насыщенным, какими понятиями мы должны владеть?

4. Фиксируют определения на листочках

Ребята пишут, сидят прямо

4. Контроль

Вы правы, именно эти понятия нам необходимы для дальнейшей работы с жанром басни. Предлагаю Вам написать определения терминов по вариантам. Поэтому на листочках, которые перед вами, напишите фамилию и класс.

Внимание на доску. (пишут 5 минут) (слежу за посадкой во время их работы с помощью палочки – выпримлялочки) – сдаём листочки

5. Формулировка цели учащимися

– отечественная война 1812 года

5. Целеполагание

Обратите внимание на годы жизни баснописца. Какие исторические события происходили в этот период времени?

6. Открывают тетрадочки и записывают число и тему урока

– Мы должны узнать, в каких баснях

отражаются исторические события,

– образы каких басенных животных

соответствуют главным историческим

персонажам,

– что высмеивает баснописец в этих баснях

– какие исторические события стали

объектом внимания автора

6. Разъяснение целевого момента

– Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа.

– Войне посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники.

Мог ли обойти И. А. Крылов в своих баснях эту тему?

Конечно, нет.

Итак, тема нашего урока:

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях

И. А. Крылова

– Ребята, исходя из формулировки темы урока, чем же мы займёмся? (5 мин)

7. Выступают с рассказом о войне 1812 года

7. – Да, исторические события 1812 года наложили отпечаток на произведения многих авторов. Не обошёл эту войну своим вниманием и Крылов.

– А вы что знаете о событиях этой войны? (выступление детей) (7 мин)

8. Физминутка

8. Физминутка (3мин) 25мин

9. Учащиеся слушают

9. Объяснение нового материала

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал:„Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“. [3] Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях "Кот и Повар", "Волк на псарне", "Обоз", "Ворона и Курица", "Щука и Кот", "Чиж и Еж", "Квартет" и "Лебедь, Рак и Щука", современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.

В баснях Крылова, связанных с событиями Отечественной войны, приводится народная оценка происходящего, и от басни к басне народный характер войны становился для самого Крылова все более отчетливым.

Уже в басне "Кот и Повар" намечается образ Наполеона (Кот Васька плут! Кот Васька вор). Басня высмеивает и нерешительность царя Александра I, в то время как наполеоновская армия уже захватила не одно государство Европы, и император Франции готовился к нападению на Россию: «А я бы повару иному/ Велел на стенке зарубить: / Чтоб там речей не тратить по-пустому, / Где нужно власть употребить»

Другая басня, посвященная войне с Наполеоном – «Ворона и Курица». В ней повествуется о сдаче Москвы французам, но, так и во всех баснях Крылова, в ней содержится извечный смысл, не зависящий от эпохи и исторических событий:

«Так часто человек в расчетах слеп и глуп. / За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: / А как на деле с ним сочтешься – / Попался, как ворона в суп!»

Одной из наиболее его известных басен, посвященных этим событиям, является «Волк на псарне». В остроумной и тонкой манере Крылов повествует о мирных предложениях загнанного в угол Волка (то есть императора Наполеона).

Крылов послал эту басню фельдмаршалу Кутузову, который прочел ее перед войсками. «Ты сер, а я, приятель, сед», – говорит в басне Ловчий Волку. Намек очевиден: русский полководец был немолод, а серый сюртук императора французов был достаточно знаменит.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

10. Слушают (открывают учебник на с.

Рубрика фонотека)

10. Предлагаю послушать эту известную басню в исполнении мастера слова А. Папанова (слушание с анализом)

11. предлагают варианты прочтения и интонирования

11. отвечаем на вопросы после прослушивания

12. Читаем басню по ролям

12. Ребята, теперь мы сами, учитывая все наши советы актёрам, можем прочитать басню

13. Крылов ещё в рукописи переслал басню Кутузову. Фельдмаршал прочёл басню окружавшим его солдатам и офицерам. Произнося: ты сер ,а я, приятель, сед», – Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое УРА было приветствием народным как великому полководцу, так и не менее великому баснописцу И. А. Крылову!

14. Д. З. Ребята, на следующем уроке мы с вами поговорим о значении басни в мировом искусстве и о том, что такое эзопов язык. Поэтому к след уроку Вы и приготовите проект авторской басни, учитывая строение басни классической.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей

С поварни побежал своей

В кабак (он набожных был правил

И в этот день по куме тризну правил),

А дома стеречи съестное от мышей

Кота оставил.

Но что же, возвратись, он видит? На полу

Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

«Ах ты, обжора! ах, злодей!» —

Тут Ваську Повар укоряет, —

Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?

(А Васька всё-таки курчонка убирает. )

Как! быв честным Котом до этих пор,

Бывало, за пример тебя смиренства кажут, —

А ты… ахти, какой позор!

Теперя все соседи скажут:

«Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних мест!»

(А Васька слушает, да ест. )

Тут ритор мой, дав волю слов теченью,

Не находил конца нравоученью.

Но что ж? Пока его он пел,

Кот Васька всё жаркое съел.

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому.

Где нужно власть употребить.

С горшками шёл Обоз,

И надобно с крутой горы спускаться,

Вот, на горе других оставя дожидаться,

Хозяин стал сводить легонько первый воз.

Конь добрый на крестце почти его понёс,

Катиться возу не давая;

А лошадь сверху, молодая,

Ругает бедного коня за каждый шаг:

«Ай, конь хвалёный, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут бы влево лишь принять.

Какой осёл! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, —

А то и под гору, и днём!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Гляди-тко нас, как мы махнём!

Не бойсь, минуты не потратим,

И возик свой мы не свезём, а скатим!»

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырёх ног

На славу;

По камням, рытвинам, пошли толчки,

Скачки,

Левей, левей, и с возом – бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Всё кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.


Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдёт на лад.

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит.

Тот завсегда других упрямей и вздорней;

Он лучше дело всё погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кошачье приняться ремесло.

Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,

Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?

Но только вздумала Кота она просить,

Чтоб взял её с собой он на охоту,

Мышей в анбаре половить.

«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? —

Стал Щуке Васька говорить. —

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говорится,

Что дело мастера боится».

«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!

Мы лавливали и ершей».

«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.

Натешился, наелся Кот,

И кумушку проведать он идёт;

А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, —

И крысы хвост у ней отъели.

Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,

Кум замертво стащил её обратно в пруд.

И дельно! Это, Щука,

Тебе наука:

Вперёд умнее быть

И за мышами не ходить.

Басня Крылова "Ворона и Курица"

Когда Смоленский Князь,

Противу дерзости искусством воружась,

Вандалам новым сеть поставил

И на погибель им Москву оставил,

Тогда все жители, и малый и большой,

Часа не тратя, собралися

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

"А ты что ж, кумушка, в дорогу? -

Ей с возу Курица кричит. -

Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат".

"Мне что до этого за дело? -

Вещунья ей в ответ. – Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры – как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А может быть, еще удастся поживиться

Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!"

Ворона подлинно осталась;

Но вместо всех поживок ей,

Как голодом морить Смоленский стал гостей -

Она сама к ним в суп попалась.

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

А как на деле с ним сочтешься -

Попался, как ворона в суп!

Басни Крылова – Ворона и Курица

Н. И. Кирилина, МБОУ СОШ 59, Алтайский край

Метки: Литература