Тема урока: И. А. Крылов. Аллегорическое отражение войны 1812 года в баснях
Тема урока: И. А. Крылов. Аллегорическое отражение войны 1812 года в баснях
Тип урока: Изучение нового материала
Методические приемы: беседа, выступления ребят, выразительное чтение басни, анализ басни.
Оборудование урока: тексты басен, иллюстрации к басням, слайды, портрет И. А. Крылова
Межпредметные сзвязи: музыка, изобразительное искусство, русский язык,
мировая художественная культура, история
Цели урока:
-раскрыть аллегорический смысл басен в изображении участников войны 1812 года
– продолжить обучение элементам анализа эпического текста, умению сравнивать, обобщать;
– формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинных героев.
Формируемые универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | КОММУНИКАТИВНЫЕ |
1. Изучение басни в контексте мировой литературы |
1. Смысловое чтение | 1. Умение формулировать собственное мнение и позицию |
2. Воспитание у учащихся чувства уважения к культурному наследию |
2. Умение передавать содержание текста | 2. Планирование (составление плана и последовательности действий),
|
3. Оценивание содержания басни и поступков героев на основе сформированных личностных ценностей. | 3. Структурирование знаний, выделение информации; построение логической цепи ответа,умение составлять план высказывания |
3. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
|
4. Анализ текста на основе сравнения | 4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы
|
Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий: |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; |
умение определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логичное рассуждение и делать выводы; |
владение устной и письменной речью, монологической речью; |
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с заданной речевой ситуацией для выражения своих мыслей; |
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
Личностные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятий: |
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности; |
формирование нравственных чувстви нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения ксобственным поступкам; |
формирование готовности испособности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации кобучению и познанию; |
У: Здравствуйте, присаживайтесь
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались
В те дни букварь постигшие едва
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова
М. Исаковский
Деятельность ученика | Деятельность учителя |
1. Слушают | 1. Читает эпиграф |
2. Отвечают: – Потому что они употребляются уже независимо от басен Крылова в разных жизненных ситуациях -О басне |
2. Беседа по эпиграфу – Ребя та, согласны ли вы со словами русского, советского поэта М. Исаковского? – почему крыловские слова названы крылатыми? – Так о каком жанре мы сегодня продолжим разговор? (5 мин) |
3. – Жанр, род, басня, мораль, аллегория, олицетворение | 3. Мотивация – Чтобы разговор получился грамотным и насыщенным, какими понятиями мы должны владеть? |
4. Фиксируют определения на листочках Ребята пишут, сидят прямо |
4. Контроль Вы правы, именно эти понятия нам необходимы для дальнейшей работы с жанром басни. Предлагаю Вам написать определения терминов по вариантам. Поэтому на листочках, которые перед вами, напишите фамилию и класс. Внимание на доску. (пишут 5 минут) (слежу за посадкой во время их работы с помощью палочки – выпримлялочки) – сдаём листочки |
5. Формулировка цели учащимися – отечественная война 1812 года |
5. Целеполагание Обратите внимание на годы жизни баснописца. Какие исторические события происходили в этот период времени? |
6. Открывают тетрадочки и записывают число и тему урока
– Мы должны узнать, в каких баснях отражаются исторические события, – образы каких басенных животных соответствуют главным историческим персонажам, – что высмеивает баснописец в этих баснях – какие исторические события стали объектом внимания автора |
6. Разъяснение целевого момента
– Отечественная война 1812 года является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплоченность, мужество, самоотверженность нашего народа. – Войне посвящены многие исторические исследования, ее героев воспели поэты и художники. Мог ли обойти И. А. Крылов в своих баснях эту тему? Конечно, нет. Итак, тема нашего урока: Аллегорическое отражение исторических событий в баснях И. А. Крылова
– Ребята, исходя из формулировки темы урока, чем же мы займёмся? (5 мин)
|
7. Выступают с рассказом о войне 1812 года | 7. – Да, исторические события 1812 года наложили отпечаток на произведения многих авторов. Не обошёл эту войну своим вниманием и Крылов. – А вы что знаете о событиях этой войны? (выступление детей) (7 мин) |
8. Физминутка | 8. Физминутка (3мин) 25мин |
9. Учащиеся слушают | 9. Объяснение нового материала |
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал:„Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“. [3] Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях "Кот и Повар", "Волк на псарне", "Обоз", "Ворона и Курица", "Щука и Кот", "Чиж и Еж", "Квартет" и "Лебедь, Рак и Щука", современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова.
В баснях Крылова, связанных с событиями Отечественной войны, приводится народная оценка происходящего, и от басни к басне народный характер войны становился для самого Крылова все более отчетливым.
Уже в басне "Кот и Повар" намечается образ Наполеона (Кот Васька плут! Кот Васька вор). Басня высмеивает и нерешительность царя Александра I, в то время как наполеоновская армия уже захватила не одно государство Европы, и император Франции готовился к нападению на Россию: «А я бы повару иному/ Велел на стенке зарубить: / Чтоб там речей не тратить по-пустому, / Где нужно власть употребить»
Другая басня, посвященная войне с Наполеоном – «Ворона и Курица». В ней повествуется о сдаче Москвы французам, но, так и во всех баснях Крылова, в ней содержится извечный смысл, не зависящий от эпохи и исторических событий:
«Так часто человек в расчетах слеп и глуп. / За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: / А как на деле с ним сочтешься – / Попался, как ворона в суп!»
Одной из наиболее его известных басен, посвященных этим событиям, является «Волк на псарне». В остроумной и тонкой манере Крылов повествует о мирных предложениях загнанного в угол Волка (то есть императора Наполеона).
Крылов послал эту басню фельдмаршалу Кутузову, который прочел ее перед войсками. «Ты сер, а я, приятель, сед», – говорит в басне Ловчий Волку. Намек очевиден: русский полководец был немолод, а серый сюртук императора французов был достаточно знаменит.
Деятельность ученика | Деятельность учителя |
10. Слушают (открывают учебник на с. Рубрика фонотека) |
10. Предлагаю послушать эту известную басню в исполнении мастера слова А. Папанова (слушание с анализом) |
11. предлагают варианты прочтения и интонирования | 11. отвечаем на вопросы после прослушивания |
12. Читаем басню по ролям | 12. Ребята, теперь мы сами, учитывая все наши советы актёрам, можем прочитать басню |
13. Крылов ещё в рукописи переслал басню Кутузову. Фельдмаршал прочёл басню окружавшим его солдатам и офицерам. Произнося: ты сер ,а я, приятель, сед», – Кутузов сдёрнул шапку со своей седой головы, и громкое УРА было приветствием народным как великому полководцу, так и не менее великому баснописцу И. А. Крылову! | |
14. Д. З. Ребята, на следующем уроке мы с вами поговорим о значении басни в мировом искусстве и о том, что такое эзопов язык. Поэтому к след уроку Вы и приготовите проект авторской басни, учитывая строение басни классической. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Кот и повар
Какой-то Повар, грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей!» —
Тут Ваську Повар укоряет, —
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает. )
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, —
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест. )
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому.
Где нужно власть употребить.
С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться,
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, —
А то и под гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело всё погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? —
Стал Щуке Васька говорить. —
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».
«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, —
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.
Басня Крылова "Ворона и Курица"
Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
"А ты что ж, кумушка, в дорогу? -
Ей с возу Курица кричит. -
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат".
"Мне что до этого за дело? -
Вещунья ей в ответ. – Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры – как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!"
Ворона подлинно осталась;
Но вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей -
Она сама к ним в суп попалась.
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься -
Попался, как ворона в суп!
Басни Крылова – Ворона и Курица
Н. И. Кирилина, МБОУ СОШ 59, Алтайский край
Метки: Литература