Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Интегрированный урок-презентация по литературе и музыке в 8 классе коррекционной школе VIII вида по теме «Наша Родина – Донская земля»

Интегрированный урок-презентация по литературе и музыке в 8 классе коррекционной школе VIII вида по теме «Наша Родина – Донская земля»

Интегрированный урок-презентация по литературе и музыке в 8 классе коррекционной школе VIII вида по теме «Наша Родина – Донская земля»

Цели:

– расширить знания обучаюшихся по разделу « Устное народное творчество»;

– формировать представления об устном народном творчестве донского края;

– развивать речь, расширять представление об окружающем мире, обогащать словарный запас;

– воспитывать любовь к большой и малой Родине, стремление быть достойным потомком своих предков.

Оборудование:

1. Надписи « Наша Родина – Донская земля», фольклор, пословицы, песни, сказки, загадки, потешки, считалки; казаки, курени, баз;

2. Картинки с изображением казаков, куреня.

3. Запись песни «Скакал казак через долину».

4. Карточки с потешками и песней « Конь боевой с походным вьюком».

I . Организация класса.

1. Внимание на экран. ( слайды №1-6)

Беседа.

– Что вы увидели на экране?

На этих фотографиях места города, в котором живу я и многие из вас. Это родные для нас места. Это наш город Донецк. Слайд 7. Это для многих из нас наша малая родина. Слайды №1-7

Родина– это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и наш город, где мы с вами живем, и малые, в десять дворов деревеньки. Это вы и я с нашими радостями и заботами

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен. И земля, на которой стоят наши ноги, будет дороже.

Наша с вами родина и наши с вами корни это – Донская земля.

Слайд № 8

II. Актуализация опорных знаний.

1. -Прочитайте: слайд № 9

На Дону пословица недаром молвится.

Песня казаку – подруга в походе.

Сказка сладка, а уму учит.

– Что вы прочитали?

– О чем эти пословицы? (о пословицах, песнях, сказках)

– Какими еще словами можно дополнить этот ряд?

( Дополнение ряда словами: загадки, потешки, считалки) Слайд №10

– Какой общей темой мы объединим данные слова? (УНТ)

– Эти жанры устного народного творчества в литературе еще называют ФОЛЬКЛОРОМ, что означает «народная мудрость, знания». Слайд № 11

Слайд №12

III. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Наша Родина – Донская земля». Слайд №8

– На уроке мы познакомимся с некоторыми из этих жанров УНТ, созданными на донской земле нашими с вами земляками.

IV. Работа по теме.

1. Вступительная беседа.

– С давних времен по берегам реки Дон стали селиться люди. Бежавшие от своих непомерно жестоких господ, крестьяне становились вольными казаками. Слайд №13. С появлением казаков на берегах Дона и его притоков стали возникать укрепленные поселения, обнесенные земляными валами и плетнями, – городки. Позже временные шалаши и землянки сменили КУРЕНИ. Слайд №14

С появлением казачества все на Дону складывалось по–другому. Народные казачьи нравы и обычаи формировались на протяжении нескольких веков. Казаки стали петь свои песни по-новому и сказки рассказывать по-иному.

1. «Пословица к слову молвится». Слайд №15

1. – Прочитайте пословицы.

Земля донская – мать родная.

Казак без друзей, что дуб без корней.

Упал казак духом, и конь не бежит.

Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.

Казаку конь себя дороже.

Дружба заботой да подмогой крепка.

– О чем эти пословицы?

– Объясните смысл этих пословиц.

– На какие группы их можно разделить? (О Родине, о друзьях, о коне)

2. Восстановление пословиц.

– Прочитайте пословицы и вместо точек вставьте пропущенное слово «песня»

Жизнь казачья вся в … .

… казаку – подруга в походе.

Дон без …, что виноградная лоза без гроздьев.

– Что получилось?

– Какой общий смысл всех этих пословиц? ( Песни сопровождали казаков всю их жизнь). )

2. «Заиграйте песни». Слайд № 16

Казаки много воевали. Воинская жизнь донцов проявилась в казачьих песнях. Песни сопровождали казаков везде: в военных походах, в веселом застолье и в горестном событии. Казачьи песни поют не только на донской земле. Песни « По Дону гуляет казак молодой» «Скакал казак через долину», « Ой, при лужку, при лужке», « Посею лебеду на берегу» и многие другие знают и поют далеко за ее пределами.

1. Прослушивание песни « Ой, при лужку, при лужке». Слайд № 17

– Казачьи песни хорошо знают и поют ребята нашей школы. Послушайте песню в их исполнении .

– Как называется песня?

– О чем поется в этой песне?

– Почему казаки такое внимание уделяли коню? (Конь был боевым другом и товарищем казаку. Собирая сына на службу в армию или войну, отец провожал его с конем. Какой был обычай у казаков).

Как продолжение этой темы, вы прочитаете песню «Конь боевой с походным вьюком».

2. Чтение песни «Конь боевой с походным вьюком» Слайд № 18

( Текст этой песни у каждого ученика. ).

Конь боевой с походным вьюком

У церкви ржет, кого-то ждет.

В огороде бабка плачет с внуком,

Молодка горько слезы льет.

А из дверей святого храма

Казак в доспехах боевых

Идет к коню из церкви прямо

С отцом в кругу своих родных.

Жена коня подводит мужу,

Племянник пику подает

– Вот, – говорит отец, – послушай

Мои слова ты наперед.

Мы послужили Дону верно,

Теперь и ваш черед служить.

Служите ж вы ему примерно,

И вас господь благословит.

Даю тебе коня лихого,

Он добровит был у меня,

Он твоего отца седого

Носил в огонь и из огня.

-Чему посвящена эта песня? (казак уходит на войну, отец дает ему благословение)

– Какое значение придавали казаки боевому коню? – Какое напутствие давал отец своему сыну?

3. Прослушивание казачьей песни «Конь боевой с походным вьюком» в исполнении ансамбля «Вольница»

А теперь прослушайте эту песню в исполнении казачьего ансамбля «Вольница»

3 «. Эй, честной народ, становись в хоровод!» Слайд №19

– Когда казаки не воевали, когда были закончены полевые работы и был убран урожай с полей, а также в праздники, все население станицы или хутора собирались вместе, и это называлось «улицы».

Здесь пелись песни, водились хороводы, устраивались дружеские застолья–беседы. С наступлением теплых дней молодежь ходила по улице с песнями, водила хоровод (карагод, танок) и играла в весенние игры.

Самым распространенным хороводом во всех станицах был радостный «Плетень заплетать».

Разучивание игры.

Участникам игры нужно взяться за руки и попарно петь:

Заплетись, заплетись, плетень!

Завяжись, завяжись, узел!

Молодая утушка собирала детушек.

Крайней паре справа нужно поднять руки, и под ними , как через ворота, нужно пройти всему хороводу, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивается в сторону движения. Так всему хороводу нужно пройти под поднятыми руками второй, третьей пары, которым тоже нужно поворачиваться. Так продолжается до тех пор, пока все не заплетутся.

Тогда начинается второй куплет:

Расплетись, расплетись, плетень!

Развяжись, развяжись узел!

Молодая утушка растеряла детушек.

Под эти слова нужно расплестись в обратном порядке.

(Игра проходит 2 раза)

4. Потешки, небывальщины. Слайд № 20

– Во время игр пелись веселые песенки, потешки, небывальщины и частушки.

1. Щука плавает в Дону, спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок, выйдет шелковый платок !. . .

Закудахтал пес Барбос :в конуру яичко снес…

В марте стаял снег и лед-это к нам зима идет.

Из-за Дона, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках.

2. Как у Дона у реки ловят рыбу казаки:

Малец Андрей поймал трех окуней,

А батяня Корней – четырех карасей,

А дед Гаврил двух сомов подловил.

3. Ой, ребята, та-ра-ра

На Дону стоит гора,

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Y. Обобщение урока.

1 -Наш урок подошел к концу.

– Какие жанры УНТ знаете?

– Прочитайте и определите, к какому жанру УНТ относятся следующие произведения.

В таблице рядом с названием жанра УНТ поставьте номер, под которым он стоит.

сказки

пословицы

загадки

песни

считалки

1. Лохматый казак, посередке кушак, (Кушак-пояс)

По двору ходит, порядок наводит.

2. Прилетел издалека, из высока-высока,

Опустился он на баз, чтоб ловить цыплят у нас. (Баз – загороженное место для дом. птицы)

Аты – баты, ата-ты, этот коршун будешь ты!

На базу цыплятки – детки разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить знать, тебе наседкой быть.

3. Лиса встретила рака и говорит ему:

– Давай с тобой перегоняться!

– Ну что ж, лиса, давай.

Начали перегоняться.

Как только Лиса побежала, Рак уцепился ей в хвост.

Добежала лиса до места, а Рак не отцепляется. Обернулась Лиса, посмотрела, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:

– А я тебя давно тут жду!

4. На донской земле все родится – надо только хорошо трудиться.

5. Ой, Варенька, Варенька,

Хорошая, бравая.

Уж, не ты ли, Варенька,

С Романом гуляла.

2. Проверка. КЛЮЧ

сказки 3

пословицы 4

загадки 1

песни 5

считалки 2

YI. Подведение итога урока.

Выставление оценок.

– Наши редки были мудрыми, сильными, смелыми, трудолюбивыми людьми, а мы должны быть достойной им сменой.

Е. Ф. Крестина, ГКОУ РО школа – интернат VIII вида, г. Донецк, Ростовская область

Метки: Литература