Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Жизнь и творчество А. П. Чехова. Литературно-музыкальная композиция

Жизнь и творчество А. П. Чехова. Литературно-музыкальная композиция

Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А. П. Чехова-драматурга.

Задачи:

Расширение представлений учащихся о драматургическом творчестве А. П. Чехова, роли писателя в создании «нового» театра.

Развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

Совершенствование навыков выразительного чтения, расширение кругозора учащихся.

Оборудование : презентация.

Ведущий.

– Сегодня мы назначили встречу Чехову и героям его рассказов. Я надеюсь, что эта встреча будет полезной, поможет нам посмотреть на себя со стороны.

Мне бы хотелось, чтобы вы задумались над словами Чехова: «Победа из побед– победа над собой».

Чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что же такое человеческие пороки. В этом нам сегодня поможет мудрый учитель и тонкий психолог Антон Павлович Чехов и герои его рассказов.

«Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»(слайд 1). Такую цель ставил перед собой великий писатель (данные слова можно прочитать на экране). «Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный ум» (М. Горький). (слайд 2)

«Чехов –это Пушкин в прозе» (Л. Толстой). (слайд3)

Такую высокую оценку творчеству Чехова дали классики русской литературы. Действительно, Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются там навсегда.

Давайте, ребята, совершим путешествие по чеховским рассказам .

Звучит музыка («Песнь жаворонка» из «Времен года» П. И. Чайковского). На фоне тихо звучащей музыки выступают чтецы. (слайд 4)

1 чтец.

«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему--то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпита, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» (Рассказ «Крыжовник», 1898)

2 чтец.

«Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «Человечком с молоточком», который напоминал, что в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он самый близкий из классиков к нам по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своем творчестве»

3 чтец.

Такие рассказы мог написать только человек, любящий жизнь, веселый, неистощимый на выдумки. Об этом говорят и такие забавные его псевдонимы

Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др. (слайд 5) Эти псевдонимы соответствовали юмористической направленности его рассказов (инсценирование рассказа «Хамелеон» Приложение№1)(слайд 6)

4 чтец.

Но, чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет, с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в двадцать лет. (Показать на портретСлайд7). Искренний, смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. именно бесстрашно и правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Им восхищался Толстой. Музыкальной тонкостью чувств он напоминал Шопена. Это был не просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого догматизма предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными словами, это был человек, который сделал себя сам.

5 чтец.

Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге(слайд8,9,10), в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший по ночам старших сыновей петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве «Хозяйского ока» в главке. Правда, это сидение в лавке дает Антону раннее знание людей, делает его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей. Знанию жизни помогло и то, что он с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и пороки не очень-то скрываются. К тому же чуть не с первых курсов стал работать летом в земских больницах.

6 чтец.

Долг перед семьей был для Чехова святым: «Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук…» В семье Чеховых жила легенда о том, как Антон напечатал свой первый рассказ, чтобы купить матери именинный пирог.

7 чтец.

Однако обстановка в семье была сложной. У отца был вспыльчивый характер, от которого нередко страдали жена и дети. Но воспитание – великое дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась и отца, не говоря уже о братьях и сестре. Характерно, что в письме к тридцатилетнему брату Николаю двадцатишестилетний Антон объясняет, что такое воспитание(март1886г. ). (Слайд11,12)

«Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

1 чтец.

Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы…

2 чтец.

Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

3 чтец.

Не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровениями, когда их не спрашивают…

4 чтец.

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…

5чтец. Они не суетны…

6 чтец. Если имеют в себе талант, то уважают его… Они жертвуют для него всем. Они брезгливы…

7 чтец.

Они воспитывают в себе эстетику… Им нужна от женщины не постель… Им, особенно художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть матерью…

Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…

1 чтец.

Это письмо интересно не только как назидание. Из него можно понять, как воспитывал себя Антон Павлович и как требователен был к себе. Оно также объясняет многие стороны его характера. Например, ему не свойственны были выспренность и многозначительность. «Возвышенные слова» его раздражали. Когда один знакомый пожаловался ему:

– Антон Павлович! Что мне делать. Меня рефлексия заела?

Он ответил:

– А вы поменьше водки пейте.

2 чтец.

Он не мог терпеть таких слов, как «красиво», «сочно», «красочно». И возмущался вычурностью московских модернистов. «Какие они декаденты! Они здоровеннейшие мужики! Их бы в арестантские роты отдать!. . Все это новое … искусство – вздор… Ново только то, что талантливо».

3 чтец.

Он любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. «Праздная жизнь не может быть чистою» – так говорит доктор Астров у Чехова. Сам же он работал, даже когда слушал. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Иногда он вынимал из стола записную книжку и, подняв лицо стеклами пенсне, говорил:

– Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам чета, молодцы! Хотите, парочку продам?

Какие сюжеты он предпочитал? Простые. Например, профессор узнает, что болен неизлечимой болезнью, и ведет дневник своих последних месяцев. Чехова поразил контраст между трагизмом надвигающейся смерти и обыденностью последних поступков человека. Так родилась «Скучная история».

4 чтец.

Его рассказы емкие по содержанию. Это достигалось простой, ясной речью автора, динамичным действием, выразительной деталью сюжета, говорящими фамилиями и именами героев. В произведениях Чехова описывается частный случай, участником которого становится обыкновенный человек (инсценировка рассказа «Смерть чиновника»Приложение №2)(слайд !3).

5 чтец.

Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется Чехову существом, страдающим и часто в своей гнусности близким животному.

6 чтец.

Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом; женщину, обварившую кипятком ребенка ненавистной соперницы; Он записывает: когда живешь в доме, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь – ужасна.

Но если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим?

7 чтец.

Прежде всего, активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов – врач и советчик. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.

Обращавшихся к нему за помощью Чехов лечил бесплатно.

1 чтец.

Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что «медицина – его жена, а литература – любовница». Поэтому при всей поэтичности ум его был, прежде всего, аналитическим, и смотрел он на вещи и на людей, как врач: «Так, например, простой человек смотрит на луну и умиляется, как перед чем-то ужасно загадочным и непостижимым… Но астроном не может иметь на этот счет дорогих иллюзий… И у меня, – ибо я доктор, – их не много…И мне, конечно, очень жаль, потому что это иссушает жизнь…»

2 чтец.

Работая врачом в земской больнице, Чехов не оставляет литературную деятельность. В своих юмористических рассказах он критикует угодничество, чинопочитание, беззаконие властей, утрату чувства человеческого достоинства (инсценировка рассказа «Толстый и тонкий»Приложение №3)(слайд 14).

3 чтец.

При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе бы не получилось из него писателя. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелегкой: он был долгое время беден и всегда болен, – никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чем не догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую теме и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках…

Слушание произведений П. И. Чайковского «Баркарола» и «Подснежник»(слайд 15)

4 чтец.

Чехов очень любил Чайковского и посвятил ему сборник рассказов «Хмурые люди».

Чехов.

– Рассказы эти скучны и нудны, как осень, однообразны по тону, и художественные элементы в них густо перемешаны с медицинскими, но это все-таки не отнимает у меня смелости обратиться к вам с покорнейшей просьбой: разрешите мне посвятить эту книжку вам,– писал Чехов Чайковскому 12 октября 1889 г.

А еще чуть позже он писал: «… Я ужасно люблю его музыку…»

5 чтец.

Антон Павлович очень высоко ценил Чайковского. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, – до такой степени я уважаю его. Если говорить о рангах, то в русском искусстве он занимает теперь второе место после Льва Толстого, который уже давно сидит на первом», – писал Чехов. Поэтому, когда Чайковский умер, Чехов очень переживал: «Известие поразило меня. Страшная тоска… Я глубоко уважал и любил Петра Ильича, многим ему обязан…»

Слушание заключительной части VI симфонии. (16 слайд)

6 чтец.

В произведениях Чехова и Чайковского есть нечто общее: глубокая теплота, душевность, горячее сочувствие человеку. Писатель и композитор обращаются к своим читателям и слушателям с любовью и уважением, с полным доверием, как к близким людям.

Любовь к музыке зародилась у Чехова ещё в юности, одновременно с увлечением литературой и театром.

7 чтец.

Да, Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им в селах Талеж, Новоселки, Мелихове, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали филиалами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.

1 чтец.

А его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. (слайд17,18) Он и сам внутренне гордился ею. Гордился тем, что в его литературном гардеробе появилась книга в арестантском халате «Остров Сахалин». Она заставила правительство задуматься об этой далекой окраине и принять кое-какие меры. Мы упомянули о гордости, и сразу вспомнилась фраза писателя: «Горды только индюки». Она появилась в ответ, когда кто-то из журналистов назвал его гордым писателем. И в этой фразе тоже весь Чехов.

2 чтец.

Но вернемся к его милосердию, активному состраданию. Как они проявились в творчестве? В полной мере. В его писательской этике, прежде всего. Он считает, что писатель должен изображать, а не судить. Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей, есть зло… Пусть судят их присяжные заседатели, а мое дело показать только, какие они есть.

Никакой многозначительности, никакой позы не терпел он ни в литературе, ни в жизни. Жене писал за три месяца до смерти:

– Ты спрашиваешь, что такое жизнь? Это все равно, что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего не известно.

3 чтец.

Литература, с точки зрения Чехова, должна быть правдивой и честной, писатель должен быть подобен химику, «отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почтенную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые»

Да он любил все настоящее, искреннее, органическое. В своих работах, да и в жизни он никогда не говорил о себе, о своих вкусах, взглядах. Кстати, это привело к тому, что его долго считали беспринципным, необщественным. Но симпатии его были чрезвычайно устойчивы, определенны. И среди них первое место занимала естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки – «море было большое».

4 чтец.

Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной веселости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжелый арбуз, обернутый бумагой, и сказать:

– Бомба!. . Неси в участок, да смотри осторожнее… Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во

дворе…

5 чтец.

Все изумляла свобода и легкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество разнообразных рассказов. Через столько мировых катастроф, войн, революций прошла юмористика Чехова, да и только ли юмористика? В грусти он был также могуч, как и в смехе. Вспомните хотя бы «Дом с мезонином» или «Даму с собачкой». Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живет и живет себе, как прочная стальная конструкция и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как и своих современников.

– Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.

6 чтец.

А театр Чехова? В чем его своеобразие? Как здесь проявилась личность автора? И тут он так же прост, как и во всем.

Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, сколько тем, о чем умалчивается. За ним стоит подтекст – «подводное течение». Лишь изредка герой осмеливается кричать о своей боли и ярости: например, взрыв дяди Вани против мнимого светила. Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в монолог, его перебивает другой со своим монологом – в жизни люди тоже не всегда умеют слушать друг друга.

7 чтец.

Чехов писал, что большой писатель должен вести читателя к большой цели. Какую же цель ставил он? Вот его слова: «… свобода от силы и лжи, в чем последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником»

Это была его программа. Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека

и подлинное чувство любви.

1 чтец

. «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ…. И в голову не могло прийти, что через несколько часов я буду стоять перед телом Чехова!» – вспоминала жена писателя.

2 чтец.

Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справиться со сложностями жизни.

3 чтец.

Чехов не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц.

4 чтец.

Он действительно творил благо «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша», – писал он.

5 чтец

. Эти слова Чехова, сказанные в далеком 19 веке, и сейчас актуальны. Давайте творить добро, смеяться над своими недостатками, при этом стараясь их обязательно исправить.

6 чтец.

И если каждый из нас последует совету Чехова, земля наша действительно станет прекрасной.

7 чтец.

А чтение рассказов Чехова поможет нам развить чувство юмора – способность понимать смешное, веселое; ценить его в повседневной жизни. Ведь остроумная, веселая шутка украшает жиз

1 чтец.

Да, Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве.

2 чтец.

Уроки его доброты, бескорыстности, правдивости непреходящи.

3 чтец.

Это и есть то чистая жизнь, к которой Чехов указывает нам путь.

4 чтец.

Это и есть настоящая подлинная любовь к человеку.

5 чтец.

Мы по праву можем называть А. П. Чехова своим земляком.

Восемь из сорока четырех лет его Чехов провел в Серпуховском уезде с 1892 по 1899 – это немало! При чем это время было самым активным периодом в его литературной и общественной жизни. Без отрыва от врачебной практики и при максимальной общественной деятельности было создано 40 произведений!

6 чтец

. Он купил имение в Мелихов(слайд 19)е, когда ему было только тридцать два года. Бо­лезнь еще ходила стороной, и сам он являл собой совсем не тот облик, к которому мы привыкли по портретам из школьных учебников: сухой изможденный старик в пенсне. . . Нет! Вернувшийся из кругосветного путешествия после обследования Сахалина, Чехов был по-настоящему молод и красив. Отличного телосложения, высокого роста -186 см, он дружил с атлетом Гиляровским и был в числе основа­телей первого гимнастического общества в России. С юношеским лицом прекрас­ной лепки, с глазами, полными света и доброты, неутомимый в работе, остроум­нейший и необыкновенно легкий в общении, к тому же еще и обладающий благо -родством самой высокой пробы!

7 чтец.

Серпухов» по­началу писателю не понравился. Но со временем, когда он осваивая «земскую тундру» от-,, дал уезду много сил и времени, он с большой теплотой вспоминал и отзывался о городе и его людях.

1 чтец.

Чехов станет идеальным земским врачом, будет сочетать в одном лице литера­тора, врача-лечебника, санитарного врача, земского гласного, присяжного заседа­теля в суде, строителя и попечителя сельских школ и библиотек, каждым прожи­тым днем утверждающим идею человеческой жизни: – желание служить обществу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья!

2 чтец.

В Серпухове есть улица Чехова,которая ранее называлась Фабричной. Здесь располагались мелкие фабрики, парусиновые и рогожные.

Оказавшись на пересечении улиц Чехова и Советской, мы увидим серое двухэтажное здание. Это бывшая Земская управа. Здесь же находилась и земская аптека. В этом доме часто бывал врач А. П. Чехов, покупал лекарства для больных своего участка, в который входили 26 деревень, 4 фабрики и один монастырь. О посещении писателем этого здания в 1892-1899 гг. повествует мемориальная доска.

3 чтец.

Справа на углу улиц Чехова и Ворошилова стоит памятник А. П. Чехову (авторы – московский скульптор С. В. Согайко и архитектор В. В. Шувалов).

Ранее в скверике, неподалеку, стоял другой памятник писателю. Его автором был учитель рисования школы №6 А. Я. Певзнер. Скульптура была копией ялтинского памятника Чехову. Время, увы, не пощадило его.

4 чтец.

История же серпуховского театра насчитывает уже 106 года – он был создан Антоном Чеховым и Гликерией Федотовой в 1903 году. Спустя 58 лет в Серпухов из Мурманска приехал Юрий Туровский – основатель Серпуховского театра «Текстильщик». Этому театру в 1963 году было присвоено звание «народного». За 25 лет существования в театре поставлено 987 спектаклей, не один десяток пьес, сотни концертов прошли во всех клубах города и района.

5 чтец.

Центральная библиотека носит имя А. П. Чехова. За многолетнюю деятельность по пропоганде Чеховского наследия Центральной городской библиотеке в 1969 году было присвоено имя великого русского писателя, которое она с гордостью носит уже 40 лет.

Ведущий.

Чехов – великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю отечественной литературы новое большое слово.

Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен по приемам творчества, своеобразен по стилю, своеобразен по темам творчества. Он был чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют писатели.

Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов.

М. В. Рыжкина, д. Васильевское, Серпуховский район, Московская область

Метки: Литература